В дошкольном и среднем образовании надо продолжить внедрять механизмы, обеспечивающие здоровую конкуренцию, прозрачность расходования и экономию бюджетных средств. Такую задачу поставил Президент, выступая на расширенном заседании Правительства. Касым-Жомарт Токаев отметил пилотный проект по ваучерному финансированию дошкольных учреждений, который исключил закрепление государственного заказа за конкретными учебными заведениями. «Благодаря этому родители получили возможность самостоятельно выбирать те или иные детские сады. Данный опыт можно распространить и на сферу среднего образования», – резюмировал глава государства. О создании возможностей для образовательного процесса казахстанцев – в интервью с доктором педагогических наук, членом Академии педагогических наук РК и членом координационного совета при министерстве просвещения страны Русланом Исраиловым.
Руслан Джабраилович, Президент на заседании заявил о том, что в рамках Года рабочих профессий намечены важные мероприятия и проекты, предстоит предметная работа по повышению авторитета человека труда. По Вашему мнению, каким образом реализация президентской инициативы повлияет на развитие казахстанской экономики?
Год рабочих профессий будет способствовать повышению кадрового потенциала страны. Понимание того, что рабочие профессии востребованы на рынке труда, помогает изменить отношение к ним в обществе. Идёт процесс подготовки высококвалифицированных кадров. Активно развивается система дуального образования, которая сочетает теоретическую подготовку и практическое обучение на предприятиях. Студенты получают не только знания, но и возможность работать на производстве, получать зарплату, разряд и стаж работы. В перспективе это приведёт к удовлетворению потребностей бизнеса в квалифицированных специалистах. Планируется открытие Центров признания профессиональных квалификаций по ключевым отраслям экономики, а также организация республиканских мероприятий, таких как форумы и конкурсы для популяризации рабочих профессий. В планах – повышение уровня жизни населения и потребительского спроса. Концепция «Каждому работнику — достойную заработную плату» позволит улучшить конкурентоспособность казахстанских компаний и обеспечить стабильный рост экономики в целом.
Как Вы оцениваете процесс трудоустройства казахстанской молодёжи?
Процесс трудоустройства молодёжи можно оценить как преимущественно индивидуальный, слабо регулируемый и свободный. Назову некоторые нюансы, которые могут влиять на трудоустройство молодых специалистов. Во-первых, это разрыв между профессиональной направленностью молодёжи и потребностями предприятий в рабочей силе. Многие выпускники учебных заведений сталкиваются с тем, что их знания и компетенции не соответствуют требованиям работодателей. Во-вторых, часть молодых людей могут отказываться от трудоустройства ввиду завышенных ожиданий. Третьим пунктом я бы назвал отсутствие опыта работы и нехватку практических навыков, это распространённые препятствия на пути к работе. Следующий момент – кризис на рынке труда. В условиях экономического кризиса работодателям сложно вкладывать средства в неопытного сотрудника. Для улучшения процесса трудоустройства молодёжи рекомендуется организовать взаимодействие образовательных учреждений, работодателей и органов публичной власти. Также могут быть полезны программы, способствующие переподготовке молодых специалистов востребованным на рынке труда специальностям.
Одной из важных задач, Касым-Жомарт Токаев назвал сохранение темпов и качества реформ в сфере науки и высшего образования. Как Вы считаете, какие перспективы для граждан РК даёт открытие филиалов мировых вузов в стране?
Прежде всего это способствует повышению качества высшего образования. Открытие филиалов направлено на трансформацию отечественных вузов и внедрение мировых образовательных стандартов. Осуществляется подготовка специалистов по дефицитным на рынке труда специальностям. В филиалах обучают, например, аналитике бизнес-данных, IT, AI, Data Science, космофизике, нефтегазовым технологиям и др. У студентов есть возможность получить два диплома. Один — казахстанского образца, другой — по образцу зарубежного университета, открывшего филиал. В некоторых случаях выдаётся общий диплом с подписями и печатями ректоров двух университетов. Выпускники имеют преимущество при трудоустройстве. Наличие двух дипломов говорит об активности студента, а также о знании как минимум двух языков.
А какие возможности созданы для образования казахстанцев за рубежом?
Платное и бесплатное обучение. Это возможно в рамках договоров, заключённых между Республикой Казахстан и другими государствами, в рамках программ академической мобильности, стипендиальной программы «Болашак» и грантовых программ. Основные требования для участия в конкурсе на обучение за границей: высокая успеваемость (средний балл не менее 3–4 из 5) и уровень знания языка обучения (например, IELTS не менее 5,5 баллов). Отдельные зарубежные вузы предоставляют бесплатное образование, например, Китая (по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры), Польши, Венгрии, США и др. Имеются возможности краткосрочной мобильности. Молодые люди могут учиться за рубежом от 3 до 12 месяцев с последующим признанием зачётных единиц/кредитов.
Информацию о конкретных программах и условиях обучения за границей можно найти на eGov.kz (портал электронного правительства Республики Казахстан) и на сайте Министерства образования РК, в разделе конкурсов на бесплатное обучение в различных странах-партнёрах.
Ранее Президент заявлял о том, что наши сограждане, находясь за границей, могут принести пользу Родине, популяризируя казахские традиции и культуру, способствуя укреплению репутации нашей страны. «Это тоже важная миссия – продвигать бренд Казахстана в мире», – резюмировал К. Токаев. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу.
Поддержание национальной идентичности казахов за рубежом действительно играет важную роль. В этом помогают казахские культурные центры, которые организуют мероприятия, фестивали, обучающие программы и популяризируют казахский язык и культуру. Для улучшения понимания и оценки Казахстана в мире также могут использоваться другие инициативы. Во-первых, это демонстрация идей в области возобновляемых источников энергии, достопримечательностей экотуризма и социальных программ. Во-вторых, внедрение образовательных программ, дающих достоверную информацию об истории страны и культурном многообразии. В целом, поддержка связей между диаспорами и родиной в условиях глобализации становится важным инструментом для продвижения экономических интересов Казахстана.
Как ранее отмечал Президент, казахский язык становится «модным» и актуальным в молодёжной среде. Его знание превращается в непременный фактор профессионального роста и личного успеха граждан. Отечественный бизнес выстраивает свои маркетинговые кампании с учётом запросов и ожиданий казахскоязычного потребителя. Считаю, что в Казахстане заметно расширилась сфера употребления казахского языка, увеличилось количество граждан, свободно владеющих госязыком. Это говорит о растущей востребованности государственного языка. Растёт интерес к изучению казахского языка и за рубежом. Касым-Жомарт Токаев в интервью также подчеркнул, что для дальнейшего развития языка необходимо модернизировать научно-образовательную инфраструктуру, улучшить систему преподавания в школах и учебных заведениях, а также повысить статус преподавателей.
На Ваш взгляд, достаточно ли возможностей создано для изучения госязыка в Казахстане? И что может способствовать его популяризации?
В Республике Казахстан созданы определённые условия и возможности для изучения казахского языка, сформирована среда. У большинства людей есть родственники, знакомые, коллеги, говорящие на казахском. Сфера обслуживания также говорит полностью на государственном языке. Развивается языковая инфраструктура. Во всех регионах Казахстана действуют бесплатные и коммерческие клубы разговорного казахского или специальные курсы. Создана методическая база. Появилось немало учебников, пособий по изучению казахского. Работает ряд электронных ресурсов, где можно бесплатно обучаться языку.
Чтобы способствовать ещё большей популяризации казахского языка, на мой взгляд, можно предпринять следующие шаги:
– Создание конкурентоспособного и качественного контента. Например, молодёжные исполнители могут создавать контент в разных жанрах, который будет продвигать бренд Казахстана.
– Развитие отечественной анимации. Маленькие дети легко усваивают язык, просматривая мультфильмы, игровые программы.
– Увеличение количества телепередач, досуговых, молодёжных программ на государственном языке. Особое внимание необходимо уделять качеству, богатству языка ведущих телепрограмм.
– Популяризация научных знаний о государственном языке. Волонтёры могут воплотить в жизнь различные идеи и проекты, например, создание материалов для параллельного чтения на основе казахских сказок и эпосов.
Сегодня молодёжь РК активно участвует в акциях, в частности – в экологических. Одной из таких является «Таза Қазақстан». На Ваш взгляд, позволит ли данная кампания раскрыть экологическое сознание казахстанцев?
Да, кампания «Таза Қазақстан» может помочь раскрыть экологическое сознание казахстанцев, поскольку она направлена на повышение уровня экологической культуры населения и привлечение граждан к вопросам защиты окружающей среды. Участие в подобных мероприятиях укрепляет не только экологическое сознание, но и чувство единства. Массовые акции по уборке территорий и очистке водоёмов символизируют важность совместной работы для достижения общей цели. В такие моменты размываются социальные, возрастные и профессиональные различия, и все участники становятся равными перед задачей защиты природы. Акция также даёт возможность каждому казахстанцу ощутить свою значимость и вклад в развитие страны. Когда люди видят результаты своих усилий — очищенные берега рек, собранный мусор и чистые парки — это формирует чувство удовлетворения и гордости за свою страну. Раскрыть экологическое сознание также помогает воспитание экологической культуры с раннего возраста. Введение в школьные программы уроков по экологии и проведение мероприятий, направленных на формирование у детей любви к природе, являются важными шагами в этом направлении.
Как Вы оцениваете результаты и перспективы реализации проекта?
Кампания «Таза Қазақстан» оценивается как важная часть государственной экологической политики, направленная на улучшение состояния окружающей среды и повышение уровня экологической культуры в обществе. В результате реализации проекта, в 2024 году было ликвидировано больше 350 несанкционированных свалок, вывезено около 200 тысяч тонн мусора, благоустроено 327 скверов, посажено свыше 133 тысяч деревьев. Обеспеченность уличным освещением составила 90%. Считаю правильным решением, озвученным ранее, что ответственность за реализацию программы «Таза Қазақстан» несут акимы. В перспективе инициатива продолжит развиваться, включая образовательные инициативы. Чистота и бережное отношение к окружающей среде должны стать частью национального менталитета.