Региональные аэропорты играют ключевую роль в транспортной инфраструктуре Казахстана, способствуя развитию внутренней мобильности, туризма и экономики. Они обеспечивают связь отдалённых регионов с крупными городами страны и международными направлениями. Рассмотрим историю, текущее состояние и перспективы их развития в контексте глобальных тенденций.
Практически все региональные аэропорты Казахстана были построены еще в советское время. Их задачи заключались в обеспечении транспортной доступности для сельских и промышленных районов. Однако после распада СССР многие из них столкнулись с рядом проблем: изношенность инфраструктуры, снижение числа рейсов или вовсе заморозка работы, ограниченное финансирование. Несмотря на это, в 2000-х годах начались попытки модернизации, хотя их масштаб остается ограниченным.
В последние годы в Казахстане реализуется программа модернизации аэропортов, направленная на приведение инфраструктуры в соответствие с международными стандартами. Ключевые достижения включают реконструкцию взлётно-посадочных полос в аэропортах Шымкента, Актау, Атырау, Петропавловска и Уральска, модернизацию терминалов в Шымкенте, Актау, Уральске и Кызылорде, а также увеличение пассажиропотока. Тем не менее остаются вызовы, такие как низкая загрузка аэропортов, ограниченная привлекательность для международных рейсов, изношенность инфраструктуры, ограниченное финансирование и завышенные тарифы, отпугивающие авиакомпании.
Примеры успешного международного опыта могут служить ориентирами для Казахстана. Польша, с её аэропортами в Кракове и Гданьске, показывает, как сотрудничество с лоукостерами и развитие туристических продуктов стимулируют рост. США активно применяют модель PPP (государственно-частное партнёрство), позволяя частным операторам управлять аэропортами, что способствует модернизации инфраструктуры, повышению качества услуг и увеличению доходов. Пример аэропорта в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) демонстрирует, как частные компании могут успешно развивать аэропорты, снижая нагрузку на государственный бюджет.
В перспективе Казахстану важно развивать региональные аэропорты в нескольких направлениях:
1. Передача управления крупным международным компаниям, таким как Terminals Holding или Fraport, может повысить операционную эффективность. Такие компании напрямую будут заинтересованы в конкурентоспособности региональных аэропортов.
2. Развитие мультимодальных хабов, таких как аэропорт Караганды, позволит аэропортам стать центрами грузоперевозок и логистики, поддерживая развитие торговли
3. Расширение сотрудничества с лоукостерами, включая международные авиакомпании, не только привлечёт новых пассажиров, но и сделает авиаперелёты более доступными для населения. Казахстану не стоит бояться привлекать международные лоукостеры, такие как EasyJet или Ryanair. Их преимущества включают низкие цены на билеты, стимулирование туризма и создание конкурентной среды, что в конечном итоге улучшает качество обслуживания и снижает стоимость авиаперелётов.
Региональные аэропорты Казахстана обладают значительным потенциалом для роста. С применением международного опыта, поддержкой со стороны государства и привлечением крупных инвесторов они смогут стать экономическими и туристическими центрами, способствуя развитию страны в целом.
Автор: Куаныш Тайшибеков