Нужно расширять возможности для молодежи, усиливать профориентацию, создавать условия для получения востребованных рабочих профессий, сказал президент Касым-Жомарт Токаев на Национальном курултае в Бурабае. Глава государства отметил успешный опыт Костанайского колледжа автомобильного транспорта и поручил масштабировать его на северные регионы. Как в Костанае готовят рабочие кадры для реального сектора экономики и какой философии развития гражданина здесь придерживаются – мы поговорили в интервью с директором колледжа, членом Национального курултая Дмитрием Павленко.
Дмитрий Иванович, в этом году вы впервые вошли в состав курултая. Как вы оцениваете свою новую роль? Какие вопросы вы считаете для себя приоритетными для обсуждения на площадке курултая?
– Войти в состав Национального курултая – это очень почетно и ответственно. Но для меня эта роль не нова, потому что сколько себя помню я всегда помимо основной работы занимался общественной работой, начиная от пионерской дружины, комсомольской организации и далее. Сегодня я депутат Костанайского городского маслихата, директор колледжа. Я вошел в состав Национального курултая в январе 2025 года, тогда же поучаствовал в секциях, пообщался с коллегами, внес свои предложения министру просвещения.
Надо отметить, что я всю жизнь в этой сфере образования. Поэтому в приоритете для меня, конечно, вопросы образования и местное самоуправление, которым нужно активное развитие. Общественные советы в регионах созданы не просто так. Государство хочет, чтобы было больше инициативы, чтобы люди участвовали в общественной жизни. С другой стороны –не все к этому готовы. И еще один мой приоритет – это развитие регионов, в этом я себя тоже вижу. Например, в Национальном курултае до этого года состоял только лишь один человек, представляющий Костанайскую область, многоуважаемый Серик Чингисович Бектурганов, председатель областного Общественного совета. Один человек на четыре секции курултая, когда нужно как минимум четыре человека, но мы постараемся справиться вдвоем.
Какие тезисы из выступления президента Касым-Жомарта Токаева на курултае нашли отклик у вас?
– В его речи было охвачено практически все, о чем люди размышляют, делятся мнениями и обсуждают на секции накануне. То, что меня непосредственно касается, – это образование и воспитание. Президент сказал: «Чтобы вырастить прогрессивное поколение, образование и воспитание детей должны всегда идти вместе». Он говорил о программах «Біртұтас тәрбие» и «Адал азамат», и это созвучно с моими мыслями: философия развития гражданина, чтобы не быть равнодушными, чтобы быть активными. Я вспомнил слова чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика, который писал, что все самые ужасные преступления в мире совершаются с молчаливого согласия большинства. Для меня программа «Адал азамат» про то, как воспитать детей, чтобы они не были «молчаливым большинством», чтобы они чтобы они проявляли активность, не оставались равнодушными и проявляли гражданскую позицию.
На курултае глава государства поручил масштабировать опыт Костанайского колледжа автомобильного транспорта на северные регионы. Расскажите, в чем успешность вашего опыта.
– На самом деле, возможно мы, действительно, не уделяли раньше столько внимания профессионально-техническому образованию. С одной стороны, мы уделяли внимание среднему образованию – это «Комфортные школы», кабинеты робототехники, и т.д., с другой стороны, мы уделяли внимание высшему образованию, а мы, как «бедные родственники» в образовании. Хотя у нас в профессионально-техническом образовании очень много наработок и талантливых людей. То, о чем сказал президент на курултае, делают многие колледжи, не только в Костанае: коллеги проводят мощную работу в Караганде, в Астане, в Кокшетау.
Мы прежде всего наладили взаимодействие с предприятиями–партнерами, что обещает 50 процентов успеха. Ведь для кого мы готовим детей? Для реального сектора экономики. Когда меня спрашивают, сколько у вас человек поступило в вузы, я говорю: «Даже считать не буду». Потому что готовить студента в вуз – это не задача колледжа. Задача колледжа – подготовить студента для завода, фабрики, для производства. А потом он уже сам может принять решение и получать высшее образование. Автомобильный завод Allur, завод «KamLitKZ» – это основные наши предприятия-партнеры.
Второе, что мы сделали – наладили взаимодействие со своим акиматом, с управлением предпринимательства по прогнозам и планам открытия новых производств в регионе. Когда есть такой прогноз, мы понимаем, какие производства планируются, мы под эти производства должны готовить специалистов. Так у нас произошло с предприятием «KamLitKZ»: когда завода еще не было, а мы уже лицензии получили, согласовав с представителем завода, какие специальности им нужны в первую очередь, а какие – во вторую. Мы привозили ребят, которых набрали, показывали им котлован и говорили: «Вот ваше будущее место работы». Проходит 4 года, они выпускаются и уже работают на этом огромном чугунно-литейном заводе. Подготовка кадров идет заранее – так многие могут делать, мы делаем это сейчас.
Президент сказал, что будут строить трассу из Астаны через Аркалык, Тургай и Иргиз. Я уже думаю, что мне надо срочно ехать в Аркалык, в Амангельды, в Жангельды – это наши районы, где будет проходить дорога, и там надо говорить: «Ребята, давайте поступайте!». Мы готовим строителей дорог, геодезистов, «сервисников». Дорога будет построена, кто-то должен будет ее чинить, обслуживать, оказывать сервис.
Каких еще специалистов вы готовите?
– Автомобили и дороги – это два основных направления обучения у нас. Все, что связано с техническим обслуживанием, ремонтом автомобилей: техники, механики, слесари, автоэлектрики, сварщики. Все, что связано со строительством дорог: техники-строители, геодезисты, техники-механики дорожной техники. Второй мощный блок – это машиностроение: технология машиностроения, автоматизация управления производством и все, что связано с конвейерами, роботами, со станками ЧПУ фрезерными, токарными. У нас также есть мощная группа «Сетевое системное администрирование», каждый год мы набираем студентов в эту группу.
Президент нас похвалил за то, что мы пытаемся привезти ребят из других регионов. В Жанаозен мы три года ездим и привозим ребят, в этом году поехали в Алматинскую и Жамбылскую области, приглашаем оттуда детей на обучение к нам. У нас учатся 27 студентов из Жанаозена.
Важный момент еще в том, что, когда мы привозим ребят с юга, в том числе и с наших южных районов, все дети учатся на казахском языке, а литературы нет. Мы совместно с автозаводом Allur подготовили словарь машиностроительных терминов. Это не просто словарь: здесь и сам термин, что он обозначает на казахском и на русском языках, фотография, все расписано. Наш колледж является учебно-методическим объединением всех транспортных колледжей страны, всего 18 колледжей ведут подготовку кадров по этому направлению. Мы разослали этот словарь терминов во все колледжи, предложили прийти к единому мнению, потому что на юге так говорят, на севере так, на западе вообще по-другому. У нас уже второе издание этого словаря терминов. Другим колледжам, например, строительным или авиационным, тоже нужен такой словарь. Министерство просвещения должно активно подключаться, потому что это в их интересах.
По поручению президента в стране начата трансформация технического и профессионального образования. Как на примере вашего учебного заведения уже меняются подходы к подготовке рабочих кадров?
– Я бы сказал, что трансформация началась в 2021-2022 году, когда запустили программу «Жас маман», которая действительно впечатляющая, когда колледжам выделяли средства под определенную специальность для создания мастерских и лабораторий. Тогда мы получили оборудование, сами приобретали, сами устанавливали.
В дальнейшем трансформация подразумевает под собой ответственность колледжей. Нас нацеливают на международное сотрудничество, чтобы мы брали передовой мировой опыт. Кстати, наш колледж имеет очень хорошие связи с Российской Федерацией с заводом «КамАЗ», с колледжами, которые готовят специалистов для «КамАЗа». За последний год мы налаживаем связь с Эрфуртским образовательным центром в Германии, здесь опять же участвует автозавод Allur, с ними мы хотим развивать машиностроительное направление. Ребят будем обучать по образовательным программам Германии. Они будут получать сертификаты о том, что они прошли курс по немецким образовательным программам.
Любая трансформация – это деньги. Нам обещают, что с 1 сентября этого года у нас повысится подушевое финансирование, при этом оно не будет увеличиваться для всех подряд. Колледжи пройдут ранжирование, как в свое время казахстанские вузы поделили на лиги, от чего зависело их финансирование. Это хорошо, потому что, если честно, тяжело было выживать колледжам в сельской местности, колледжам с небольшим контингентом до 300 человек. Они просто выживали, у них не оставалось денег на развитие.
У нас колледж большой, обучается более 1400 студентов, поэтому мы находили возможности и на развитие, и на обучение преподавателей. Сейчас, если будет увеличено подушевое финансирование как минимум в два раза, то, я считаю, мы будем жить отлично.
На ваш взгляд, как решение президента Токаева об объявлении 2025 года Годом рабочих профессий влияет на отношение общества к рабочим профессиям и людям труда?
– Сейчас сама жизнь заставляет менять отношение к рабочих профессиям. Вы когда-нибудь делали ремонт дома или приглашали сантехника? Сейчас хорошего специалиста рабочей профессии вы не найдете, поэтому, конечно, мы хотим переломить этот стереотип у родителей: «Пусть ребенок пойдет в 10, 11 класс и поступит в вуз». И что дальше?
Я работал на заводе очень долго, в том числе занимался подбором персонала. На завод приходят бакалавры экономики, юристы, культурологи, и они трудоустраиваются слесарями на линию. Они не нашли себя в этой жизни, потому что мама и папа сказали: «Сначала получи высшее образование, а потом – видно будет». В результате человек просидел 4 года в университете и понял, что не его это. Люди разные, способности и интеллект у всех разный. Возможно, как слесарь он будет суперспециалистом и будет получать такие деньги, которые он в жизни не заработает, будучи юристом, например.
Более 600 тысяч студентов у нас обучаются в вузах Казахстана. Это огромная цифра. Надо понять, что высшее образование не должно быть таким. Должно быть наоборот, такая цифра должна быть в колледжах, а вузах – намного меньше.
Мы работаем с родителями и стараемся их убедить. Знаете, какая лучшая профориентация? Мы берем школьников, привозим их в колледж, показываем материальную базу, где они будут учиться. Тут же отвозим их на завод, где рассказывают наши студенты, где учились, где работают, сколько сейчас зарабатывают. Рассказывают студенты, не я. А когда мы берем родителей школьников, они сразу обеими руками «за», говорят: «Все, мы идем к вам!». Потому что родителя видят, что ребенок, закончив колледж, он реально сразу обеспечен работой.
Президент Токаев объявил о введении новых почетных званий для представителей рабочих профессий. Насколько важен такой шаг для признания их вклада в экономику страны?
– Не все можно оценить деньгами. Заслуги человека определяются не только финансовыми показателями. Я долгое время работал директором по организационному развитию, когда занимался персоналом. Был один пример, увеличиваешь зарплату «айтишнику», а он – никакой: что-то ему не нравится, что-то он грустный. Предлагаю шефу, а давайте ему компьютер дадим! Дали ему хороший компьютер для работы – человек расцвел, на работу он летит, с работы не уходит. Оказывается, вот что ему было нужно.
Другой пример, у нас на заводе до сих пор висит доска почета. Каждый год мы определяем лучшего работника в каждом подразделении. Какие идут дебаты! Хотя казалось бы, фотография человека просто висит на доске почета. Но зато весь завод утром и вечером проходит мимо и видит – вот лучшие работники года. Люди этим гордятся, и это замечательно. А тут почетные звания, ну представьте! Да, возможно, это пережиток советского прошлого, но люди гордятся. Давайте дадим людям эту возможность гордиться своим трудом, почему нет?
Цифровизация и искусственный интеллект, транспортный транзит, энергетика, агропромышленный сектор, человеческий капитал – Токаев обозначил пять ключевых направлений, в которых Казахстан способен стать самодостаточным и даже лидировать. Что вы думаете об этих приоритетах?
– По развитию информационных технологий и искусственного интеллекта мы можем и должны побеждать. На примере нашего колледжа: мы набираем всего одну группу, которая называется «Информационные технологии», мы готовим техников сетевого системного администрирования. Последние 7 лет наши студенты побеждают на республике в WorldSkills, я ее называю «олимпиадой рабочих профессий».
Два года назад два студента в EuroSkills участвовали, заняли третье место, в прошлом году наш студент участвовал в WorldSkills во Франции. А там, знаете, нет Европы, там везде побеждает Юго-Восточная Азия – китайцы, малазийцы, корейцы, японцы. Наш студент взял медальон, условно это 5-6 место. Это говорит о том, что мы можем, умеем готовить кадры и продвигать это.
У нас в планах открытие специальности «Информационная безопасность». Во-первых, президент об этом тоже говорил: мошенников расплодилось такое количество, что нужно бороться с этим. И вообще информационная безопасность стоит на более высоком уровне, чем сетевые технологии.
По транспортной инфраструктуре: у нас есть специальность «Организация перевозок автомобильным транспортом», но мы теперь понимаем, что нам нужен не просто автомобильный транспорт, нужны логисты, которые работают и с жд транспортом, и с авиацией. Мы думаем об этом. Набрали в этом году две группы, пока будем менять программы, в модули вводить, опять же с Аllur, потому что в Костанае началось строительство сухого порта. Это масштабный логистический проект, в котором будут соединены и жд транспорт, и автомобильный транспорт. Пока построят, мы уже подготовим ребят.
Что вы думаете об эффективности курултая как инструмента для диалога общества и власти?
– На курултае президент озвучил поручения, которые необходимо выполнить уже на следующий день. С утра мне позвонили из министерства: «Дмитрий Иванович, ваш опыт надо транслировать». Вот это уровень принятия решений! На курултае к тому же присутствуют представители министерств. Исполнение предложений держится на постоянном контроле. В январе на секции я сказал о программе «Серпін», мы потом долго с представителями министерства просвещения сидели, обсуждали, как и что лучше сделать, потому что она не сработала в свое время, очень многие из молодежи вернулись к себе в регионы. Но это же было очевидно, что они вернутся – там дом, мама. Следовательно, нужно предпринять меры, чтобы мама и дом оказались у нас в Костанае, тогда ему не придется никуда уезжать — он останется здесь. Я говорю об этом и стараюсь донести мысль, и уверен, что это будет услышано.