С 29 января 2025 года Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) вновь начало расследование против Kcell. Повод — возможное установление монопольно высокой стоимости мобильной связи в период с 2020 по 2022 год. Эта информация была раскрыта в финансовом отчёте «Казахтелекома», передает Toppress со ссылкой на ВES.media.
Первоначально расследование стартовало 15 июня 2022 года: антимонопольщики обратили внимание на высокие цены, которые могли указывать на злоупотребление рыночным положением и ограничение конкуренции. Проверка охватила период с января 2020-го по сентябрь 2022 года.
Однако оператор обжаловал приказ регулятора, и в ноябре 2023-го проверку приостановили. Позже, 29 января 2025 года, АЗРК вновь направило официальное уведомление о возобновлении расследования.
Параллельно, 21 декабря 2023 года, АЗРК начало ещё одно расследование — на этот раз по подозрению в согласованных действиях между игроками рынка для удержания цен на услуги связи в период с мая по июль 2023 года.
Kcell пытался через суд оспорить требование предоставить документы, однако суд отказал. В итоге компания направила кассационную жалобу в Верховный суд, но слушание ещё не назначено.
Если нарушения будут доказаны, оператору могут грозить штрафы до 5% от годовой выручки, а также конфискация незаконно полученной прибыли.
“Казахстанский телеком-рынок – классическая олигополия. Три игрока (Kcell, Beeline, Tele2/Altel) контролируют 100% мобильного сегмента, а “Казахтелеком” получил монополию на 5G после спорного аукциона 2022 года. Регуляторы тогда допустили ошибку, установив слишком высокие требования для участников, что исключило малых операторов.
Ситуацию усугубляет парадокс законодательства: с 2017 года государство не регулирует тарифы связи, но запрещает “монопольно высокие цены”. На практике это создаёт серую зону – операторы могут повышать стоимость услуг, пока АЗРК не докажет сговор”, – говорится в материале.
Вместе с тем, отмечается, что вице-министр цифрового развития Асхат Оразбек в прошлом году признал, что ведомство не может влиять на тарифы напрямую.
“Предпринимательский кодекс имеет приоритет над законом о связи”, – пояснил он.