Заместитель Председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов провел встречу с руководством и коллективом Министерства энергетики РК. Об этом сегодня, 20 сентября сообщает Toppress.kz.
В ходе встречи спикеры обсудили вопросы противодействия коррупции, а также устранения причин и условий совершения коррупционных преступлений в сфере энергетики.
Отмечается, что ранее общественный резонанс вызвало задержание двух вице-министров энергетики.
Так, вице-министр энергетики Садибеков будучи в сговоре с руководителем подрядной организации ТОО "Аймак" Дуанбеком Д. похитили бюджетные средства в особо крупных размерах, выделенных на очистку озера в Щучинско-Боровской курортной зоне.
"В преступной схеме также принимал участие руководитель Департамента Минэнерго Нурбеков Ж. и представители подрядчика Жумалинов С. и Кадирберлин Б. По подписанным Садибековым фиктивным актам Министерством энергетики в 2017 году были оплачены завышенные объемы выполненных работ на сумму 3,6 миллиарда тенге. Из этой суммы обналичено и похищено более 1 миллиарда тенге, которые были обнаружены и изъяты в ходе обыска", – заявил зампред АДГСПК.
По словам Олжана Бектенова, вице-министр энергетики Джаксалиев был задержан по подозрению что злоупотреблении должностными полномочиями в интересах подрядной организации ТОО "Аймак и К".
"Джаксалиев заведомо знал о том, что объемы выполненных работ завышены в 30 раз и незаконно подписал акты об извлечении со дна водоемов 109 тысяч кубических метров ила на общую сумму 863 миллиона тенге, которые были перечислены подрядчику. Согласно результатам судебной экспертизы, стоимость невыполненных работ составила 746 миллионов тенге. В результате незаконных действий Джаксалиева государству причинен ущерб на указанную сумму. В отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста", – отметил официальный представитель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Вместе с тем, Олжас Бектенов подчеркнул, что Министерству энергетики необходимо подумать, как выстроить работу ведомства с максимальной транспарентностью, открытостью.
"Что касается громкого дела по очистке озёр. Получается, что одно и то же озеро, два факта выявлено, когда деньги фиктивно перечислялись за якобы выполненные работы. Это показывает, на наш взгляд, системность проблемы. Здесь понятно, что госзакупки в целом совершенствуются, есть определённые механизмы предотвращения коррупции в этой сфере. Но как практика показывает, к сожалению, находят окольные, обходные пути", – сказал он.
По словам зампреда АДГСПК, необходимо поработать над вопросами прозрачности.
"Нужен общественный контроль за этой работой. Если бы, к примеру информация о планируемых затратах была бы известна более широкому кругу лиц, и приёма работы осуществлялся бы публично с участием представителей общественности, возможно мы бы таких последствий не получили. И сейчас в этой аудитории об этом бы не говорили", – заявил Олжас Бектенов.
С целью принятия эффективных мер превенции, заместитель Председателя Агентства предложил ряд конкретных мер.
"Действенным способом недопущения указанных фактов могло бы стать повышение прозрачности деятельности Министерства и масштабный общественный контроль. Если бы информация о планируемых затратах была известна широкому кругу лиц и приемка работ осуществлялась публично, с участием представителей общественности, мы бы не говорили о таких последствиях", – подчеркнул он.
Кроме того, заместитель главы антикоррупционного ведомства отметил вопросы экологического состояния Карагандинской области.
В свете поручений президента Нурсултана Назарбаева по оздоровлению экологии региона, Бектенов предложил более тесно взаимодействовать на местах с территориальными подразделениями Агентства и активнее вовлекать общественность.
По словам заместителя председателя, Агентство готово подключить для этого установленные с гражданским обществом эффективные коммуникации.
Также Олжас Бектенов отметил, что в ведомствах и в Министерстве энергетики в частности, а также в целом, многими госорганами не в полной мере применяются новые механизмы противодействия коррупции, которые заложены в действующем сегодня законе.
"В том числе анализ коррупционных рисков. Он бывает внешний и внутренний. Внутренний анализ коррупционных рисков должен проводиться самим государственным органом у себя по своим внутренним бизнес-процессам. И причём он более эффективен по моему убеждению, чем внешний анализ. Потому что вы лучше внешнего эксперта знаете все ваши внутренние проблемы. Все лазейки, которые используются недобросовестными чиновниками для коррупционных своих поползновений. К этому вопросу надо более ответственно подходить", – подчеркнул представитель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Как утверждает Бектенов, Министерством энергетики уже проводился внутренний анализ. Однако он не выявил ни одного значительного риска. По итогам не выработано ни одной качественной рекомендации, которая действительно имела бы влияние на снижение уровня коррупции. По мнению зампреда АДГСПК, каждое ведомство лучше знает риски, но при этом не показывает этого по итогам внутреннего анализа.
Он также отметил, что в Комитете экологического регулирования и контроля не выявлено ни одного риска.
"Хотя как мы видим по анализу нашей следственно-оперативной практики часть фактов была показана, есть в части деятельности этого комитета серьёзные коррупционные риски", – заявил Бектенов.
Кроме того, официальный представитель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции сообщил, что по итогам анализа работы дискомиссии в Министерстве энергетики выявлены систематические нарушения правила наложения дисциплинарных взысканий, выразившийся в нарушении процедур проведения служебных расследований.
"Сохраняется практика досрочного снятия взыскания – таких фактов в текущем году 28 за полгода, в 2017 году было 26. Здесь идет увеличение. Я понимаю, разные моменты бывают, когда снимается досрочно. Но я думаю здесь надо подходить отдельно к комментариям более принципиально. Если человек наказан – он должен прочувствовать это наказание", – сказал Олжас Бектенов.
Вместе с тем, он добавил, что у Агентства есть факты, когда взыскания снимаются и через 2 дня, и через неделю.
"То есть для галочки формально наказывают, потом снимают перед праздниками, чтобы человек премию получил. Здесь предлагаю всем присутствующим руководителям посмотреть практику и более принципиально подходить", – отметил он.
Также Олжас Бектенов заявил о том, что совместно с комитетом правовой статистики специальных учетов генпрокуратуры Агентством был проведен мониторинг на предмет совершения работниками министерства энергетики административных правонарушений.
"В целом таких фактов немало. В основном идет речь о нарушении ПДД. Это понятно, дело житейское – нарушают. Тем более сейчас в Астане очень много камер – все фиксируется, но обращают на себя факты, когда штрафы долго не оплачиваются", – сказал зампред АДГСПК.
Затем он привел пример:
"Главный специалист Жусупов за последние годы совершил 10 административных правонарушений, при этом по 7-ми административных делам штрафы до сих пор не оплачены. Они сейчас уже находятся на принудительном исполнении. Как я понимаю, в центральном аппарате он работает – государственный экологический контроль. Еще тоже в этой же сфере ведущий специалист госэкологического контроля Шалкарбаев – 4 правонарушения, три из них он не оплачивает, долгое время избегает. Это бьет по имиджу, мы с прокуратурой сейчас совместную работу проводим", – заключил Олжас Бектенов.