Далеко не все жители Казахстана знают, что в поисках мавзолеев и древних мечетей вовсе необязательно ехать далеко на юг, некоторые из них расположены и на севере Казахстана. Некоторые из объектов, о которых мы будем говорить, стали известны общественности благодаря подпрограмме «Сакральный Казахстан», которая, в свою очередь, входит в масштабную программу «Рухани жаңғыру». В соответствии с названной подпрограммой к религиозным и культовым объектам, являющимся местами поклонения относятся сакральные объекты связанные с феноменом «әулие».
Мавзолейный комплекс Исабек Хазрет (Павлодарская область, Экибастузский район).
Исабек Хазрет – мавзолейный комплекс, посвященный религиозному деятелю, священнослужителю и святому, жившему в ХІХ веке. Комплекс является местом поклонения. Исабек Ишан Хазрет относился к младшему поколению первых миссионеров, которые развивали ислам, а также был известным философом и учеником Машхура Жусипа.
В комплекс входят мечеть, дом и два паломнических мавзолея. В трех куполах похоронены сам Исабек Ишан, его младший брат Мухаммед Нияз и единственный сын Нурмухамед. В захоронении Жандарбека ходжа, святого потомка Исабека Ишана построен однокупольный мазар. Ворота мечети построены в стиле Бухары, так как в середине XVIII века Исабек Ишан получал образование именно в этом городе.
Культовое сооружение Науан Хазрет (Акмолинская область, город Кокшетау).
Науан Хазрет – ученый-теолог, просветитель, борец с колониальным гнетом царизма. Он заботился о начальном образовании детей, на пожервования открыл медресе с интернатом. Алихан Букейханов писал о нем как об «известнейшем в казахской степи ученом», который стал жертвой открытого произвола царских властей.
В народе Науан Хазрет имел славу защитника интересов простых людей, национальных народных традиций, и, что самое важное – веры. Нельзя не отметить тот факт, что мусульманское движение, возглавляемое им, с самого начала носило мирный характер и имело нравственно-этическое содержание, а не политическое. Призыва к противоправным действиям никогда не звучало в речах Науана Хазрета.
Мавзолей Машһур-Жусип Копейулы (Павлодарская область, Баянаульский район).
Мавзолей построен в Баянаульском районе для Машһур-Жусипа – поэта, историка, этнографа, летописца и собирателя фольклорного наследия. Одно из священных мест в Павлодарской области.
Машһур-Жусип с детства читал литературу на арабском языке, и поэтому вырос на восточных псалмах. Освоив русский язык, опубликовал сотни работ по разным наукам – истории, фольклору, литературе, истории языков, этнографии, философии, медицине.
Известно, что собирать образцы фольклора Машһур-Жусип начал с семи лет, а с пятнадцати – писать поэтические произведения. Говорят, что поэт Муса Шорманулы настолько был поражен способностями своего юного собрата, что сказал его отцу: «Суфий, с этого времени, нацепите на головной убор мальчика перо. Не дай Аллах, сглазить его! Твой сын станет машхуром своей эпохи!». Именно с легкой руки Мусы Шорманулы к имени «Жусип» стали добавлять «Машһур».
Мавзолей Жошы хана (Карагандинская область, Улытауский район, город Жезказган).
Памятник архитектуры XII – XIII веков, являющийся одним из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества периода монгольского периода. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой первенца Чингисхана – Жошы хана. В то же время существуют и версии о том, что его построил один из потомков Жошы хана в XIV или XV веке. Доподлинная история о возникновении мавзолея неизвестна, ее восстанавливают по существующим легендам.
Мавзолей Кожаберген-жырау (Северо-Казахстанская область, Жамбылский район).
Кожаберген жырау – акын, батыр, полководец. Показал себя способных полководцем в боях с внешними врагами. Поэтому руководители казахских родов во главе с Тауке ханом в предместье города Туркестан, как утверждают ученые – в июне 1688 года – избрали двадцатипятилетнего Кожабергена главнокомандующим всеми войсками хана.
Кожаберген принимал участие в работе над сводом законов Тауке хана – «Жеті жарғы»; помимо батыра над ним работали такие легендарные личности как Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Кроме этого, Кожаберген-жырау отразил работу над названным сводом законов, написав историческую поэму «Жеті жарғы», в которой ярко проиллюстрировал общественное и социальное положение Казахского ханства. Вообще, большинство произведений Кожабергена основано на конкретных исторических событиях. До наших дней дошел дастан Кожабергена под названием «Язык предков», датирующийся 1720 годом и распространяющийся в народе в те годы не только в рукописях, но и устно многочисленными певцами и сказителями.