ЧП
17519

Шокирующие авиакатастрофы в истории Казахстана, которые от нас скрывали

Фото: из открытых источников

За всю историю отечественной гражданской авиации начиная со времен Советского Союза произошло большое количество крушений воздушных судов. Однако не менее большое количество авиакатастроф еще с середины ХХ века оставались неизвестными и по каким-либо причинам никогда не освещались в средствах массовой информации. Корреспондент Toppress.kz подготовил для вас подборку самых шокирующих, беспрецедентных и загадочных случаев крушения пассажирских самолетов казахстанских авиалиний, о которых молчали несколько десятков лет.

Катастрофа Ту-154Б-2 Алма-Атинского ОАО в районе а/п Алма-Ата (ныне Алматы) 1980 года

  • Через минуту после взлета самолет потерпел крушение, разрушив 6 жилых зданий. Все пассажиры (126 взрослых и 30 детей) и 10 членов экипажа погибли на месте, 9 человек на земле пострадали. 

Фото: из открытых источников

8 июля 1980 года экипаж 218 летного отряда выполнял рейс № 4225. Взлет был произведен в 00:38 и до набора высоты 150 м проходил без отклонений. Уборка механизации крыла была начата на высоте 120 м на приборной скорости полета 320 км/ч. На высоте 150 м на приборной скорости 355 км/ч самолет перешел в резкое снижение и, несмотря на предпринятые экипажем действия по выводу из создавшегося положения, в 00:39 (спустя минуту после взлета) столкнулся с землей на скорости 400 км/ч с убранными шасси. 

Первое касание земли произошло на пшеничном поле. Продвинувшись после второго касания 63 м по земле, самолет оторвался, пролетел 80 м и снова коснулся земли. Затем на удалении 295 м от места первого касания он попал в овраг глубиной 3 м, при столкновении с противоположным склоном которого (через 339 м от места первого касания земли) произошло основное разрушение конструкции самолета. Недалеко от оврага движущимся самолетом были частично разрушены две глинобитные конюшни, переоборудованных под жилье для рабочих колхоза и их семей (двое пострадавших жителей были госпитализированы в реанимационное отделение).

Оставшаяся часть фюзеляжа с центральной частью крыла и остатками отъемной части крыла, пролетев по воздуху после удара о склон 370 м, врезалась в отвесный склон оврага глубиной 8 м, полностью разрушилась и частично сгорела. На противоположном берегу оврага в результате удара обломками самолета и возникшего пожара были разрушены 4 жилых дома по улице Федосеева (восточная окраина г. Алма-Ата) – двухэтажный дом №66 (первый этаж кирпичный, второй – деревянный, проживало две семьи), два одноэтажных кирпичных дома (№№64, 68) и одноэтажный деревянный дом.

Все находившиеся на борту пассажиры (126 взрослых и 30 детей) и 10 членов экипажа погибли. На земле всего пострадало 9 человек, из них госпитализированы трое. Разброс обломков составил 840х130 м. Полет длился 1 минуту 40 секунд.


Катастрофа Як-40 Казахского УГА близ аэропорта Семипалатинска (ныне Семей) 1973 года

  • Баскетбольная сборная девушек из Кзыл-Орды (ныне Кызылорда), другие пассажиры (27 взрослых и 2 ребенка) и экипаж погибли. Предположительная причина взрыва воздушного судна - столкновение шаровой молнией.

Фото: из открытых источников


28 февраля 1973 год экипаж 256 летного отряда произвел взлет в 18:58 местного времени (спустя 1 минуту после наступления темноты) при следующей фактической погоде: облачность 10 баллов, средняя, снег, дымка, видимость 5 км, ветер 290° 5 м/с. После взлета и набора высоты до 100 м самолет перешел в снижение, столкнулся с землей на удалении 3 057 м от точки старта и разрушился. Все пассажиры (27 взрослых и 2 ребенка) и экипаж погибли. Среди пассажиров находилась баскетбольная команда девушек Кзыл-Ординской области (11 игроков, тренер и судья). Столкновение с землей на заснеженном поле произошло плашмя, без крена, с небольшим углом тангажа, с большими поступательной и вертикальной скоростями, в 18:59. Шасси и закрылки были в убранном положении. После первого удара самолет отделился.

 Второе столкновение с землей произошло в 50 м от первого. Разброс обломков составил 220х53 м. По показаниям диспетчера СДП на высоте 70-80 м появилась вспышка пламени значительных размеров, после чего самолет упал. Свидетели на земле утверждали, что от самолета вниз падали какие-то огоньки. Докладов от экипажа не было. После столкновения с землей самолет взорвался. Признаков отказов материальной части в полете, однозначно могущих привести к ЛП, не установлено. 

 В стекле фонаря левого пилота обнаружено отверстие. Рассматривалась версия поражения самолета огнем с земли, но, по заключению экспертизы отверстие не было огнестрельным и не образовано пулей или артиллерийским снарядом. Следов взрывчатых веществ ни на стекле, ни в кабине пилотов, ни на одежде пилотов не обнаружено. Отверстие образовано ударом круглого предмета при разрушении самолета после удара об землю. По заключению технической группы пожара и взрыва на борту в полете не было.


Катастрофа Ли-2 Казахского УГА в аэропорт Караганды 

  • Самолет разбился на взлетной посадочной полосе. 7 пассажиров, в том числе 1 ребенок большой и 2 ребенка маленьких, а также капитан воздушного судна и второй пилот, погибли.

Фото: из открытых источников 

Экипаж 239 летного отряда выполнял рейс Х-447. Взлет в аэропорту Целинограда (ныне Нур-Султан) произведен в 17:42 местного времени. На борту находились 23 взрослых пассажира, 3 ребенка больших и 5 маленьких. Полет проходил по правилам визуальных полетов.

Фактическая погода в аэропорту перед взлетом была: облачность, гроза с дождем, видимость 8 км, ветер 6-8 м/с. По показаниям штурмана, в наборе высоты после взлета экипаж почувствовал, что для отклонения руля высоты требуются значительные усилия. У экипажа возникли сомнения в нормальной работе органов управления рулем высоты. После набора заданного эшелона 1200 м капитан воздушного судна дал команду второму пилоту проверить состояние тросов управления рулем высоты в хвостовом отсеке. По показаниям пассажиров, летчик-казах (второй пилот) вышел из пилотской кабины и попросил пассажиров с двух сидений последнего ряда пересесть на свободные места передних рядов. После этого он прошел в хвостовой отсек, попросив пассажирку подержать дверь, чтобы она не закрывалась. Осмотрев отсек, летчик вышел, перенес несколько чемоданов багажа пассажиров с задних рядов вперед и вернулся в пилотскую кабину. 

После возвращения второго пилота в пилотскую кабину, по показаниям штурмана, пилотирование самолета по-прежнему осуществлялось с большими усилиями, самолет шёл неустойчиво, плохо реагируя на руль высоты, из снижения переходил в набор высоты, как будто полет проходил при сильной болтанке. Решения о возврате в аэропорт Целинограда экипаж не принял, так как фактическая погода в аэропорту Караганды была лучше, диспетчеру о ненормальности работы материальной части за все время полета не докладывал.

Фактическая погода в аэропорту Караганды при заходе на посадку была следующей: облачность 6/2 балла, кучевая 1500 м, верхняя, видимость 30 км, ветер 7 м/с, температура воздуха +28°С.

По показаниям очевидцев, снижение самолета после четвертого разворота производилось без заметных отклонений от обычных полетов других самолетов. На снижении были полностью выпущены щитки. В 18:26 самолет коснулся основными шасси о взлетную посадочную полосу с перелетом посадочного знака на 20-30 м, на скорости около 120 км/ч, после чего резко взмыл на высоту 10-15 м. В этих условиях, по показаниям штурмана, командир самолета дал команду: "Уходим на второй круг, взлетный режим". По этой команде штурман установил двигателям взлетную мощность. После увеличения мощности двигателей самолет продолжал набирать высоту с увеличением угла атаки и тангажа и потерей скорости.

 На высоте 20-25 м самолет вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и свалился на левое крыло и нос. При падении с углом траектории около 60° с левым креном самолет ударился о бетонную взлетную посадочную полосу. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. 7 пассажиров, в том числе 1 ребенок большой и 2 ребенка маленьких, а также капитан воздушного судна и второй пилот, погибли. Штурман и 10 пассажиров получили тяжелые ранения. Остальные пассажиры или получили легкие ранения или не пострадали.

Катастрофа Ан-2 Казахского УГА близ Борового, Кокчетавская область (ныне Акмолинская область) 1974 года

  • Крушение самолета при странных обстоятельствах на горе Синюха. Все пассажиры (12 взрослых и 1 ребенок) погибли.

Фото: из открытых источников


24 мая 1974 года экипаж 303 летного отряда выполнял рейсы К-475/476 Кокчетав (Кокшетау) – Щучинск – Авангард (с. Пресное) – Чапаево (Балуаколь) – Павлодар и обратно. При подготовке к полету в аэропорт города Павлодар экипаж получил прогноз погоды по маршруту и пункту посадки Чапаево с 10:35 по 15:00, предусматривавший: северная периферия циклона, облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м, дождь, видимость 6-10 км, ветер 170-190° 30 км/ч, грозовое положение, умеренная болтанка. По пункту посадки Кокчетав с 13:00 до 16:00 – 10 баллов средняя, 6-9 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, дождь, видимость 6-10 км, кратковременно 3-5 км, ветер 50-70° 12-15 м/с порывы 18 м/с, слабая болтанка.

В 10:45 экипаж принял решение на вылет. Полет проходил в благоприятных метеоусловиях. Посадки производились в аэропорт Чапаево и Авангард. После посадки в аэропорт Авангард в 13:40 экипаж получил указание диспетчера МДП аэропорта Кокчетав следовать к ним напрямую, через контрольный ориентир Донское, без посадки в Щучинске в связи с ухудшением там погоды. 

Взлет был произведен в 13:52. На борту находились 12 взрослых пассажиров и 1 ребенок двух лет. В 13:58 экипаж установил связь с диспетчером МДП аэропорта Кокчетав и доложил о взлете и полете на безопасной высоте. Диспетчер дал команду доложить пролет Донского, экипаж подтвердил указание. В 14:18 экипаж доложил пролет Донского и сообщил расчетное время прибытия в аэропорт Кокчетав – 14:48. Диспетчер дал указание следовать на безопасной высоте и на удалении 50 км установить связь с диспетчером подхода. В дальнейшем экипаж больше на связь не выходил и на запросы не отвечал.

Самолет был обнаружен на следующий день, в 08:45, в 12,5 км южнее трассы, в 6 км западнее Борового в лесу на склоне горы Синюха высотой 947 м на отметке 850 м разрушенным и сгоревшим. Все находившиеся на борту погибли.


Катастрофа Ан-2П Казахского УГА в Карагандинской области 1984 года

  • Нетрезвого пассажира допустили за штурвал второго пилота. Есть погибшие.

Фото: из открытых источников 

4 июля 1984 года экипаж выполнял заказные полеты по обслуживанию нефтеразведочной экспедиции. Представители заказчика накануне пьянствовали в гостинице. Вылет трижды откладывался из-за их неявки. Наконец пассажиры - руководители экспедиции - прибыли в аэропорт. Они находились в состоянии сильного алкогольного опьянения и продолжили распитие спиртных напитков на борту, настойчиво вовлекая членов экипажа. Один из пассажиров с разрешения капитана воздушного судна занял место второго пилота. Он совершил бесконтрольное воздействие на органы управления, в результате чего самолет перешел в пикирование с высоты 100 м. Малая высота полета и запоздалые действия капитана воздушного судна сделали катастрофу неизбежной. С большим креном самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел.

Два пассажира погибли, остальные получили травмы.


Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в аэропорту Казалинска 1969 года

  • С целью личной денежной выгоды капитан воздушного судна нелегально посадил на борт неоформленных пассажиров (11 взрослых и 1 ребенка). Из-за превышения взлетного веса произошло крушение. Ребенок (1,4 года) погиб на месте, еще 4 взрослых скончались в больнице.

Фото: из открытых источников


 1 ноября 1969 года экипаж 290 летного отряда выполнял почтово-пассажирские рейсы №643-644 по маршруту Аральск – Амануткуль – Раим – Октябрь (упразднено) – Казалинск – Фрунзе (ныне Бишкек) – Каукей – Ажар – Кзыл-Орда и обратно. Взлет в а/п Аральск произведен в 08:10 местного времени. Полет проходил при благоприятных метеоусловиях по всему маршруту и в пунктах посадки Амануткуль, Раим и Октябрь. В 10:20 самолет произвел посадку в а/п МВЛ Казалинск. На этом аэродроме, оформив 12 пассажиров, капитан воздушного судна с целью личного приобретения денег принял преступное решение взять на борт дополнительно 11 неоформленных взрослых пассажиров, одного ребенка, 120 кг багажа и 120 кг груза. Ни второй пилот, ни начальник а/п Казалинск, которые производили посадку, не предотвратили эти действия командира. Взлетный вес составлял 6 484 кг, что на 1 234 кг превышало допустимый. Центровка была недопустимо задней – более 40% САХ.

В 11:20 капитан воздушного судна начал производить взлет. После разбега длиной 170-200 м самолет оторвался и с большим углом набрал высоту около 15 м с потерей скорости, в результате чего произошло сваливание самолета влево с разворотом на 90°. При ударе о землю самолет разрушился. При этом погиб ребенок (1 год, 4 месяца). Остальные пассажиры и члены экипажа получили различные ранения, в том числе тяжелые. На вторые сутки в больнице скончались два взрослых пассажира. Еще два пассажира скончались через несколько дней. Отказов материальной части не было.

Материалы взяты из сайта: http://www.airdisaster.ru.

18.05.2020 16:50

Комментарии (0)

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

Ваш комментрий будет опубликован после модерации.


Рекомендуемые новости
Рубрики

Экономика
Экономика
Экология
Экология
В мире
В мире
Культура
Культура
Репортаж
Репортаж
Общество
Общество
Спорт
Спорт
Медицина
Медицина
Карикатура
Карикатура
Криминальные новости
Криминальные новости
Военная журналистика
Военная журналистика
https://topppress.kz