Три года назад в столице начал свою работу Международный финансовый центр «Астана». Традиционно в июле проводится конференция «Astana Finance Days», которая в этом году проводится в онлайн формате. В ходе конференции была обсуждена одна из важнейших тем цифровизации в постпандемический период. О том, что обсуждалось на панельной сессии, в материале корреспондента Toppress.kz.
О разработке уникальной цифровой платформы для упрощения получения государственных услуг в ходе панельной сессии рассказала глава Экспат центра Международного финансового центра «Астана» Айнур Жуматова.
«Экономическое развитие, глобализация, человеческая мобильность – все это сделали Нур-Султан глобальным сообществом, где различные культуры сводились в одно место. В столице становилось все больше и больше иностранцев, они приезжали сюда или временно по работе, или оставались на постоянное место проживания в связи с работой. Все это происходило до пандемии, после появления в мире коронавирусной инфекции, которая не обошла стороной не только нашу страну, но и многие страны мира, все мы научились жить в новых условиях. У нас было очень много иностранцев и это привело к тому, что мы решили создать специальный центр в экосистеме Международного финансового центра «Астана» – Экспат центр МФЦА. Мы применяем и следуем лучшим мировым стандартам и лучшему передовому международному опыту для того, чтобы привлекать и облегчать работу иностранного бизнеса в Казахстане. Также важно отметить, что мы являемся уникальным центром на территории стран Содружества Независимых Государств. Больше таких центров на просторах стран СНГ нет», – рассказала Айнур Жуматова.
Она пояснила, что глобальная пандемия внесла свои коррективы в ежедневную работу центра.
«Проблемы, которые связаны с глобальной пандемией заставили нас кардинальным образом поменять нашу ежедневную работу и бизнес-процессы. Стоит отметить, что все бизнес-процессы были видоизменены без исключения. Сегодня мы работаем для удобства наших клиентов, мы пересмотрели наши операционные процедуры и перевели их в цифровой мир. Сегодня мы помогаем клиентам, экспатам, инвесторам, которые проживают на территории Казахстана разрешить вопросы регистрации, миграционные вопросы, получение необходимых лицензий, получение государственных услуг. Мы облегчили этот процесс и все это теперь можно получить через нашу цифровую платформу «Цифровое гражданство МФЦА». Более того, для инвесторов и экспатов есть персональные помощники – менеджеры, которые помогают им на каждом шаге этого пути. Мы также предлагаем более 13 тысяч услуг. В особенности хотелось упомянуть, что во время карантина, наши услуги были востребованы как никогда. Как вы видите, мы пытаемся оказывать полную поддержку нашим клиентам путем предоставления онлайн консультаций на территории Казахстана. Все эти меры принимались исключительно для удобства наших экспатов, которые являются не только участниками МФЦА, но и инвесторам, которые заезжают на территорию нашей страны», – рассказала глава центра.
Спикер также отметила, что Экспат центр является мультифункциональным и благодаря внедрению центром цифровой платформы, все услуги стали доступны пользователям путем нажатия одной кнопки.
«Первой задачей было свести все услуги в одном место, мы ее исполнили успешно, в ходе работы мы свели более 500 услуг в одно место. К слову, все эти услуги предоставляются на английском языке. Следующей задачей было упрощение получения процедуры, путем нажатия одной кнопки. Сейчас все услуги предлагаются на нашей цифровой платформе и через наше мобильное приложение «Afina». Мы делаем все возможное, чтобы помочь клиентам преодолеть последствия пандемии, ведь созданный экспат центр является мультифункциональным», – заключила глава Экспат центра МФЦА Айнур Жуматова.
В свою очередь, советник Шанхайской организации сотрудничества Динара Раханова рассказала об успехах в цифровых технологиях стран участников организации, а также о подписанном меморандуме с Международным финансовым центром «Астана».
«Казахстан является активным участником Шанхайской организации сотрудничества и пытается использовать опыт других организаций включая проект по цифровизации. Нынешний форум проходит в сложной ситуации и кризис экономики, спровоцированный пандемии коронавируса проверяет все наши страны на прочность. В условиях преодоления негативных последствий пандемии сегодня для стран ШОС как никогда важно основать новые точки экономического роста, стимулировать торговлю, инвестиции, ну и активизировать развитие прямых связей между нашими странами в области развития электронной торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и информационно-коммуникационных технологий», – сказала она в своем выступлении.
Спикер также привела статистику мировой цифровой торговли.
«Актуальными направлениями экономической составляющей деятельности Шанхайской организации сотрудничества продолжает оставаться вопрос создания транспортных коридоров, развития транспортной инфраструктуры, и цифровизации всего что связано с оформлением и движением грузов. Помимо этого, важно взаимодействие в рамках международной торговой системы – это вопрос перехода на расчёты в национальных валютах, использование цифровых валют. Безусловно пандемия дала толчок цифровизации и новому технологическому укладу, создала такую глобальную цифровую сеть общения, сблизила людей, а также способствовала росту трансграничной электронной торговли. Сегодня на долю цифровой торговли приходится около 20 % мировой торговли и к 2025 году ожидается увеличение до 25 %», – сказала советник ШОС.
Динара Раханова также привела в пример резкий рост интернет-пользователей в одной из стран ШОС.
«Я хотела бы сказать буквально несколько слов о статистике одной из стран Шанхайской организации. Только в Китае, в 2018-м году было зарегистрировано более 900 миллионов интернет-пользователей. Созданные цифровые платформы не только ускоряют полную цифровизацию сферы услуг, но и создают в первую очередь большое количество рабочих мест с новыми форматами бизнеса, становясь, так сказать, новым стимулом для стабилизации занятости. Современный мир сегодня вступает во вторую эпоху революционных технологических изменений, которые связаны с синергией искусственного интеллекта работающих на скоростных 5G сетях с большими данными интернета вещей, робототехникой и нанотехнологиями. Страны ШОС нацелены развивать промышленную операцию по созданию новых производственных цепочек, развитие современного умного сельского хозяйства, развитие Агрокластера, трансферта передовых технологий, и в первую очередь, обеспечение вопросов продовольственной безопасности», – отметила спикер.
Эксперт пояснила, что цифровые технологии играют одну из важных ролей в мирровой экономике.
«Электронная торговля и цифровая экономика играет важную роль в процессе мировой экономике, становясь основными двигателями развития в пост пандемический период. Этим вопросам в рамках ШОС уделяется важное значение. Как вы знаете, в рамках принятой в 2020 году Московской декларации, главы государств отмечали важность дальнейшего развития и сотрудничества в сфере инноваций и цифровой экономики. Именно поэтому, в рамках ШОС принята концепция сотрудничества государств членов организации, и сегодня страны участники намерены и дальше развивать это сотрудничество, поддерживать развитие цифровых технологий на основе чистой конкуренции. На сегодняшний день, секретариат Шанхайской организации сотрудничества разрабатывает программу совместных предприятий с крупными IT компаниями региона и международными компаниями», – рассказала Раханова.
Эксперт напомнила и о заключенном с МФЦА меморандуме, а также отметила важность взаимного сотрудничества.
«Все инициативы, направленные на развертывание коммерческого потенциала технологий, которые крупные IT компании используют в течение последних лет для создания цифровой инфраструктуры, стимулируют спрос и продвижение в целом взаимосотрудничества. Хотела бы сказать, что на ряду с распространением цифровых технологий увеличивается цифровой разрыв, который может стать причиной отставания более развивающихся стран. Для развития этой стратегии цифрового сектора и будущих вызовов глобализации, конечно, требуется комплексный подход к новым технологиям, необходимо укрепление партнёрства, тем более сейчас у истоков стоит такой умелое руководство. В этом аспекте многосторонние подходы сотрудничества стран ШОС больше подходит для преодоления таких вызовов. И мы полагаем, что тесное взаимодействие в этом направлении с нашими партнерами, в том числе с Международным финансовым центром «Астана» с которым, к слову, мы подписали меморандум в июне 2019 года, будет способствовать продвижению цифровизации», – заключила советник ШОС.
В ходе панельной сессии выступил директор Академии права Международного финансового центра «Астана» Дэвид Галло, который рассказал о деятельности Академии и об изменениях, которые внесла пандемия коронавирусной инфекции в образовательную модель, которая была модернизирована и значительно видоизменена.
«В первую очередь, я хотел бы рассказать о своем опыте как иностранца, проживающего на территории Казахстана во время пандемии Covid-19. В самом начале карантина я на протяжении девяти месяцев находился в Казахстане, и пандемия все еще продолжается. Конечно, все это мешает каждому человеку в любой точке мира, как с точки зрения работы, так и с точки зрения семьи. Многие застряли в каких-то городах во время ужесточения карантина, и в этом плане для меня Нур-Султан оказался идеальным местом, здесь чистый воздух и во время пандемии ваше Правительство быстро среагировало на эту угрозу, оперативно были разработаны правила и меры безопасности. Я находился в дали от семьи, но благодаря приложению ZOOM о котором я не слышал ранее, я смог оставаться на связи со своей семьей. Безусловно, во время пандемии все мы извлекли очень много уроков», – рассказал Галло.
Директор Академии права также рассказал участникам панельной сессии о задачах Академии.
«Мы являемся платформой по юридическому образованию и обслуживанию, и наша задача заключается в том, чтобы сделать верховенство права фундаментом для экономического роста и обеспечить более широкое правительственное видение по развитию экономики, основанной на знаниях. Понятно, что есть потрясающая уникальная юрисдикция, основанная на английском праве, это совершенно новый подход и конечно практические все н6аправления экономического развития, и вся работа связанная с бизнесом в Международном финансовом центре «Астана» имеет всякого рода юридическую основу. В любых взаимоотношениях есть юридические стороны и знание законов, является очень важным компонентом в эффективной и результативной деятельности большинства компаний, которые работают в экосистеме Международного финансового центра. Не стоит недооценивать и другие функции, финансируемые различными платформами и все эти элементы являются неотъемлемыми для успеха, но тем не менее, мы рассматриваем именно юридическую сторону этих вопросов. И в целях развития человеческого капитала, который необходим для успеха, есть еще один вопрос: первое это то, что МФЦА – это платформа международных услуг и соответственно мы приветствуем международные юридические компании и услуги в этой сфере. Однако также важно, чтобы мы предоставляли одинаковый доступ к системе Международного финансового центра, соответственно нам нужно сделать так, чтобы это было локализовано в Казахстане и в странах стран Содружества Независимых Государств в целом. Здесь должны быть профессионалы именно этого сообщества. То есть мы должны убедиться в том, чтобы мы подготовили именно эту географическую группу для предоставления необходимой юридической помощи. Именно этим мы и занимаемся, у нас есть офисы, мы провели консультации и целый ряд юридических образовательных программ, которые мы предоставляем», – сообщил спикер.
Во время выступления Дэвид Галло рассказал об изменение работы Академии права МФЦА и переходе в формат работы онлайн.
«До пандемии в рамках работы Академии, нами была создана возможность публикации юридических публикаций, мы создали специальное издание, которое выпускалось в печатном формате. Это было сделано для публикации различных комментариев. Идея заключалась в том, чтобы в академической среде образовательные учреждения должны изучали новые подходы и узнавали новости, которые происходят в юридической сфере. Это то, что было важно для других профессионалов. Все эти вопросы, создавались в осязаемой печатной форме, однако в момент пандемии нам пришлось принимать решение как изменить эту бизнес-модель, в результате нам пришлось приложить все усилия к тому, чтобы попытаться создать цифровую платформу, которая была бы надежной, чтобы она позволила оцифровать все программы, связанные с маркетингом, регистрацией. Все это нужно было сделать онлайн, чтобы сделать доступной систему юридического образования. И безусловно, это потребовало больших усилий. Конечно, в этом смысле мы максимально ускорили цифровизацию образования в рамках нашей Академии. К счастью, мы очень многому научились, конечно, мы допускали ошибки, но все это способствовало повышению качества. Мы использовали передовую международную практику, обменивались идеями по образовательным моделям, по трудностям и сложностям, с которыми сталкиваются другие образовательные организации. К счастью, у нас все получилось достаточно хорошо, но еще очень много нужно достичь», – отметил Галло.
В заключение, он рассказал о положительных сторонах перехода работы Академии в онлайн.
«Что касается положительных последствий перехода к образованию онлайн. Первое, что вполне очевидно, это то, что мы смогли охватить более широкую аудиторию. Вместо того, чтобы приглашать людей в столицу Казахстана, чтобы провести занятия в Академии, мы находим спикеров, которые проводят занятия онлайн. Хотя есть и разница в часовых поясах, но тем не менее онлайн у нас есть возможность обеспечения доступа ко всем образовательным программам. И в онлайне у нас есть возможность предложить образовательные услуги клиентам со всего мира», – подытожил директор Академии права Международного финансового центра «Астана» Дэвид Галло.
Автор: Алия Адамбаева