Региональный хаб Организации Объединённых Наций станет важной платформой для координации международных усилий в регионе. Об этом заявил Касым-Жомарт Токаев. Генеральная Ассамблея ООН консенсусом приняла резолюцию об учреждении в Алматы Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. О реализации инициативы – в интервью с заместителем председателя РОО «Контртеррористический комитет», специалистом по радикализации и безопасности Ассоль Мирмановой.
Ассоль Ербулатовна, какие Вы видите перспективы создания в Алматы Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана?
Инициатива была предложена Казахстаном и получила широкую поддержку среди государств-членов ООН: 152 страны выступили в качестве соавторов документа. Центр станет ключевой международной платформой, способствующей координации усилий по достижению ЦУР в регионе, а также обмену передовыми практиками и реализации совместных программ. Его деятельность будет сфокусирована на анализе региональных вызовов, мониторинге процессов устойчивого развития и выработке решений в тесном взаимодействии с государственными органами, международными организациями, бизнесом и гражданским обществом.
Почему создание Центра важно для Центральной Азии?
Формирование в Алматы регионального центра по ЦУР создаст институциональную основу для более эффективного решения системных проблем, с которыми сталкиваются страны Центральной Азии. В первую очередь, это касается климатических изменений, управления водными ресурсами, экономической диверсификации и социальной устойчивости. Центральноазиатский регион особенно подвержен негативным последствиям изменения климата, включая опустынивание, деградацию почв, сокращение водных запасов и экстремальные погодные явления. Центр сможет проводить комплексный мониторинг экологических процессов, используя спутниковые технологии и геоаналитику для точного прогнозирования изменений. Кроме того, он обеспечит платформу для разработки региональных стратегий по смягчению климатических рисков, внедрению «зелёных» технологий и адаптации сельского хозяйства к новым климатическим условиям. Проблема трансграничных водных ресурсов остаётся одним из ключевых факторов напряжённости в регионе. Предполагается, что Центр будет заниматься разработкой научно обоснованных подходов к водному управлению, поддерживать механизмы диалога между странами по справедливому распределению водных ресурсов, а также внедрять современные методы учёта водопотребления и устойчивых ирригационных технологий. Также для нашего региона актуальны вопросы диверсификации экономики, снижения зависимости от добывающего сектора и развития новых отраслей, соответствующих принципам устойчивого развития. В задачи Центра входит выработка рекомендаций по развитию «зелёной экономики», поддержка программ инклюзивного экономического роста, устойчивого развития городов, транспортной инфраструктуры и энергетики. Развитие человеческого капитала является одним из ключевых факторов устойчивости региона, населённого преимущественно молодёжью. Центр сможет содействовать разработке программ в области качественного образования, социальной защиты уязвимых групп населения и повышения равенства возможностей.
Какое значение реализация инициативы имеет для Казахстана?
Размещение Регионального центра ООН по ЦУР именно в Алматы приносит Казахстану ряд стратегических преимуществ. Во-первых, наличие международного центра в Алматы создаёт дополнительные возможности для привлечения международных грантов, донорского финансирования и инвестиций в проекты, связанные с ЦУР. Это также способствует развитию Алматы как ключевого хаба международных организаций, что положительно сказывается на экономике города и страны в целом. С учётом снижения возможностей для грантового финансирования из-за масштабного сокращения программ, перспектива непосредственного взаимодействия с Центром становится важным конкурентным преимуществом для наших экспертов без необходимости излишней политизации. А это очень серьезный фактор для национальных интересов Казахстана, особенно, учитывая то, как быстро разжигается ненависть в социальных сетях. Особенно если вопрос чувствительный.
Второй момент, для Казахстана, сталкивающегося с проблемами опустынивания, деградации земель и сокращения водных ресурсов, Центр может стать важным инструментом для разработки долгосрочных стратегий по адаптации к климатическим изменениям. Разработка научно-обоснованных решений позволит эффективнее управлять водными ресурсами, особенно в контексте взаимоотношений с соседними странами. Да, у нас создано Министерство водных ресурсов, но возможность активного привлечения международных специалистов за счёт ООН – это хороший вариант сотрудничества.
В-третьих, исторически Центральная Азия характеризуется слабой координацией между государствами по вопросам устойчивого развития, в частности, в сферах экологии, водного управления и продовольственной безопасности. Создание Центра в Алматы позволяет перевести межгосударственное взаимодействие из плоскости ситуативных консультаций в формат долгосрочного институционального сотрудничества, где ООН выступает гарантом соблюдения международных норм и обязательств. Это важный аспект, поскольку, несмотря на всю критику этой организации со стороны нынешнего руководства США, для наших правительств ООН является безусловно авторитетной организацией.
Кроме того, Казахстан традиционно позиционирует себя как центр многосторонней дипломатии, и размещение Центра ООН в Алматы усиливает этот статус. Это создаёт дополнительные возможности для взаимодействия с международными организациями, расширения дипломатического влияния страны и укрепления её позиций в глобальных процессах устойчивого развития, а, значит, и по множеству разных архиважных треков, пусть и не всегда заметных обывателю.
Поэтому выдвижение инициативы этого Центра свидетельствует о глубоком понимании Президентом Касым-Жомартом Токаевым глобальных тенденций и региональных вызовов. К тому же, размещение Центра именно в Алматы создаёт новые экономические и инвестиционные возможности за счёт реализации сервисных задач. Очевидно, что цели устойчивого развития ООН во многом перекликаются с государственными приоритетами Казахстана, такими как переход к низкоуглеродной экономике, развитие «зелёных» технологий, модернизация инфраструктуры и социальная инклюзия. Создание Центра позволяет Казахстану не просто следовать глобальной повестке, но и активно влиять на формирование региональной стратегии устойчивого развития, адаптируя международные принципы к локальным условиям.
Какой характер, на Ваш взгляд, носит инициатива?
В условиях сложной геополитической обстановки Казахстан демонстрирует сбалансированный подход: ведь инициатива о создании Центра носит универсальный, конструктивный характер, не вовлекая страну в конфронтационные повестки. Важно обратить внимание на кропотливую работу нашего МИДа. Ведь принятие резолюции Генеральной Ассамблеей ООН — это не просто формальность, а результат сложного переговорного процесса. Потому что помимо инициирования, наши дипломаты смогли заручиться поддержкой 152 государств-членов ООН, которые выступили соавторами резолюции. Это свидетельствует о тонкой дипломатической стратегии, включающей последовательные консультации, многоуровневые переговоры и работу с ключевыми международными партнёрами. Поэтому само создание в Алматы такого Регионального центра значительно укрепляет международный статус Казахстана как ответственного партнёра в решении глобальных проблем. Однако этот статус требует последовательной политики, особенно в вопросах, имеющих долгосрочные гуманитарные последствия, таких как миграционные вызовы и размещение беженцев. В условиях нестабильности в соседних регионах Казахстану уже сейчас необходимо выстраивать стратегический подход к возможному увеличению потока беженцев, минимизируя факторы для раздувания конфликтов и сохраняя репутацию страны как предсказуемого, надёжного и стабильного партнёра и соседа.
Какие могут быть риски для Казахстана?
Исторический опыт показывает, что кризисы, связанные с массовой миграцией, чаще всего становятся проблемой не тогда, когда они начинаются, а когда к ним оказываются не готовы. Центральная Азия, включая Казахстан, потенциально может столкнуться с увеличением числа мигрантов и беженцев, особенно в контексте нестабильности в Афганистане, усиления климатических проблем и социально-экономических кризисов в соседних странах. Необходимо заранее разработать механизмы социальной адаптации беженцев, включая временное размещение, доступ к образованию, трудоустройству и медицинской помощи. Это позволит избежать спонтанных решений, которые могут вызвать недовольство внутри страны и негативные оценки на международной арене.
Разработка и введение чёткой системы критериев, позволяющей разделять временных переселенцев, лиц без гражданства и потенциальных новых граждан, снизит нагрузку на государственные институты и обеспечит предсказуемость в регулировании миграционных потоков. Мы видели какой хаос был в городах Казахстана, когда сюда хлынули молодые россияне, спасаясь от мобилизации в 2022 г. Надо отметить, что государственная система тогда достаточно оперативно отреагировала, выделив помещения и персонал под временные пункты регистрации, да и после завершения кризиса выводы были однозначно сделаны. Однако, в 2022 г. это были люди, с которыми у нас схожие представления о необходимости регистрации и нет существенного языкового барьера. Но стоит готовиться к возможному сценарию, допускающему, например, массовый приезд граждан Индии, с которой у нас безвизовый режим или Афганистана. Ведь мы продолжаем оставаться страной достаточно высокого экономического уровня, что при условии закрытия границ в США и Европу, становится более привлекательным направлением для беженцев.
С уверенностью можно сказать, что именно вопрос беженцев станет тестом на зрелость гуманитарной политики Казахстана. Сегодня страна активно работает на укрепление международного авторитета, и любая неосторожная или несистемная политика, сбой системы на любом этапе может этот авторитет быстро подорвать. Таким образом, Казахстан должен рассматривать вопрос работы с беженцами не только как гуманитарную обязанность, но и как важный элемент долгосрочной стратегии регионального лидерства. Стабильность и репутация государства строятся десятилетиями, но разрушить их можно за считанные месяцы — и именно поэтому взвешенный подход к миграционной политике является не просто желательной мерой, а стратегической необходимостью.
Для нас и наших братских стран большой головной болью является Афганистан с его нестабильностью и широким спектром угроз – от безопасности до социально-экономических и политических аспектов. Весьма вероятно, что Афганистан в скором времени станет плацдармом для террористических организаций, создавая прямые вызовы региону. Наше исследование, проведённое для офиса Контртеррористического управления ООН, подтвердило, что онлайн-пропаганда из очагов нестабильности уже оказывает влияние на Центральную Азию. Хотя для нас основная проблема на момент проведения исследования была военная пропаганда из России и Украины и Казахстан пока не столкнулся с такими острыми вызовами, как Таджикистан или Узбекистан, это лишь вопрос времени. Поскольку помимо талибов на территории Афганистана активно работают разные террористические группы и организации с разной степенью популярности, но одинаковыми амбициями. Надо учитывать, что меняется инструментарий вербовки. Если раньше основными каналами радикализации были закрытые ячейки и личные контакты, то теперь ключевую роль играет информационное пространство. Сейчас радикальные группы активно используют соцсети и анонимные мессенджеры для привлечения сторонников, предлагая «альтернативное» мировоззрение молодым людям, которые ощущают социальную и экономическую неустроенность. В Казахстане фиксируются случаи вовлечения через Telegram-каналы и форумы. Несмотря на активную и хорошую оперативную работу КНБ РК, мы не можем говорить о полноценной системе мониторинга угроз в цифровой среде. Особенно, когда вопрос касается саморадикализации и появления террористов-одиночек.
Казахстан не может полагаться только на традиционные методы борьбы с терроризмом, сосредоточенные на выявлении и «лечении» уже радикализованных людей. Такая стратегия создаёт серьёзный перекос, не решая ключевую проблему – предотвращение вовлечения новых сторонников в экстремистские сети. Нам необходимо полностью пересмотреть подходы к обеспечению национальной безопасности, сместив акцент на превентивную работу. Опыт ряда зарубежных стран показывает, что национальная безопасность больше не может оставаться задачей исключительно спецслужб и правоохранительных органов – она должна стать коллективной ответственностью всего общества. Только последовательная политика, направленная на предупреждение угроз, а не только на их ликвидацию, позволит Казахстану сохранить стабильность в условиях новых глобальных вызовов.
Нам всем следует осознать и принять как факт – эпоха относительной стабильности завершилась. Мы живем в новой реальности, где угрозы меняют свою форму, становясь более сложными и трудноуловимыми. Поэтому объединение усилия с международными специалистами важно, как никогда ранее. Я специализируюсь на радикализации как процессе и вижу, что мы отстаём на годы от мировой науки в вопросах понимания этого явления и умению ему противостоять. Мы – непуганая нация, с большими проблемами в вопросах идентичности, а это значит, что у нас нет иммунитета, резильентности общества к новым вызовам. Вот конкретный пример – рост интереса к радикальным идеям среди молодёжи, причем необязательно это будет религиозная основа. Молодёжь до 30 лет наиболее уязвима перед деструктивными идеологиями. Казахстанские подростки и студенты всё чаще сталкиваются с контентом экстремистского характера, но не всегда способны его идентифицировать как опасный. Недостаточный уровень информационной и медийной грамотности и критического мышления создает благоприятную среду для распространения радикальных идей. Со своей стороны мы стараемся максимально продвигать вопросы объединения гражданского общества для укрепления нашей безопасности, в том числе как раз через продвижение обучению информационной и медийной грамотности с начальной школы. Поэтому нами был инициирован Консорциум неправительственных организаций в сфере превенции радикализации, экстремизма и терроризма, который объединил порядка 20 НПО из разных регионов, работающих в данном направлении. Потому что мы очень хорошо понимаем стоимость промедления, исчисляемой в жизнях казахстанцев. В задачи Консорциума входит проведение исследований, обучение и повышение квалификации наших экспертов, работающих с информационно-разъяснительными группами в разных городах Казахстана. Но и этого будет недостаточно для формирования национального иммунитета. Нам, как единой нации нужна сейчас помощь по очень многим вопросам, поэтому любую активность, где мы сможем привлечь сильных специалистов к решению наших государственных и региональных задач, надо приветствовать обеими руками.