Урал Тансыкбаев с первых же своих шагов в искусстве неизменно вызывал интерес к себе, а его работы – яростные споры, которые не умолкали долгие годы. Творчество казахстанского художника – это всегда яркие, даже страстные цвета, бьющие в глаза своей насыщенностью и наполненностью. Да, пожалуй, в отношении цветовой палитры Тансыкбаева можно сказать об объемности цвета – причем он настолько выпуклый и даже скульптурный, что глазам поначалу сложно сконцентрироваться на сюжете картины.
Молодой художник увлекался работами Матисса и Гогена, и их влияние заметить несложно. От Анри Матисса Урал Тансыкбаев взял отрицание глубины пространства, так как фовистам был интересен в первую очередь цвет, а все наследие прошлых поколений художников уже не играло для них большой роли. От Поля Гогена на картине “Багряная осень” – синий ослик – подумайте сами: может ли это животное быть такого цвета? Если Вы придерживаетесь консервативных взглядов на искусство, то, скорее всего, ответите, что нет. А вот по мнению Гогена и Тансыкбаева – вполне. Известно несколько курьезных случае, когда французский художник, влюбленный в цвет и Таити, рисовал розовую землю, чем вызывал возмущение публики. А одна дама, стоя перед картиной Гогена, на которой собака была ярко-красного цвета, безудержно хохотала, чем привела художника в ярость – ведь она не была на Таити, и не видела, как солнце там придает предметам абсолютные иные цвета.
Фигура животного, обобщенного до геометрически правильного силуэта выступает сгустком чистого цвета, который разграничивает колористически одинаковые зоны земли и деревьев. Предпринятое здесь автором лобовое столкновение синего и желто-оранжевого разбавляется сложным узором розовых и зеленых пятен среднего плана. Повторяемость, соподчинение и контраст как основы сложной ритмической игры позволяют собрать композицию воедино (“100 шедевров искусства Казахстана”).
… Но вот вы успокоились после вылившегося на вас неожиданно буйства красок, и всматриваетесь в картину – чем же еще она удивит вас? А сюжет ее прост и незайтелив, даже будничен. Тансыкбаев изобразил несколько идеализированную картину затишья и отдыха, когда человек и природа сливаются воедино, давая место глубоким мыслям, порой даже – метафизического характера. Казалось бы: осень, самое богатое на работу время – сбор урожая и подготовка к зиме, но ни человек, ни природа, ни животное не выглядят изможденными – они нашли немного времени только для себя, отринув мирское существование.