В 2019 году первая казахстанская миротворческая рота отправилась для прохождения службы в Ливан. На протяжении нескольких лет казахстанцы показывали высокий уровень подготовки и успешно выполняли свои функции. Корреспондент Toppress.kz поговорил с одним из казахстанских миротворцев, который находился в Ливане больше года. О своих обязанностях, взаимодействии с местным населением, а также о необходимости службы в армии в своем интервью рассказал военнослужащий казахстанской армии майор Батыр Туяков.
-Батыр, насколько мне известно, вы находились в составе миротворческой миссии в Ливане больше времени, чем сменные роты? С чем это связано и что входило в ваши обязанности за время нахождения в составе миссии?
– Да, действительно, я находился в составе миротворческой миссии в Ливане чуть больше года. В первую очередь, это связано с тем, что я находился на должности офицера штаба многонационального контингента. Должность штабного офицера определяется отдельно и конкурс также проводится отдельно.
Если говорить об обязанностях офицера штаба, то в первую очередь мы взаимодействовали с противоборствующими сторонами на поле. Мы принимали участие в любых мероприятиях, которые проводились с противоборствующими сторонами ливанской армии и армией обороны Израиля, мы находились на месте и вели переговоры. Помимо этого, мы занимались наблюдением за линией прекращения огня, а также занимались репатриацией гражданского населения. Если так случилось, что в ходе военных действий жители одной из стран уходили на противоположную сторону и хотели вернутся обратно, мы вели переговоры и занимались репатриацией этих людей.
Мы также принимали участие в официальных расследованиях инцидентов различных случаев, которые происходили на границе. Ну и конечно, у нас задача стояла в полном непрекословном наблюдении за соблюдением режима прекращения огня и стабилизации обстановки на так называемой «голубой линии».
Помимо этого, мы занимались разъяснением и информированием противоборствующих сторон о соблюдении резолюции совета безопасности ООН.
– Приходилось ли взаимодействовать с местным населением, расскажите об особенностях их жизни и об отношении к казахстанцам и миротворцам в целом?
– В основном мы взаимодействовали с местным населением, которое проживало в непосредственной близости к границе разъединения сторон. В основном, это местное население либо с израильской стороны,
либо с ливанской. Как вы знаете, территория этих двух государств очень маленькая, именно поэтому, населенные пункты находятся недалеко друг от друга. В основном, мы взаимодействовали с населением из приграничных населенных пунктов, которые либо сами нарушали границу, либо их домашние животные переходили ее. В моей практике был случай, когда домашнее животное одного из жителей Ливана перебежало на сторону Израиля. Мы провели письменное информирование о случившемся израильской стороне, они произвели поиски и спустя какое-то время совершили возврат животного хозяину.
Следует отметить, что ранее на границе между Ливаном и Израилем действовало девять контрольно-пропускных пунктов, после вывода израильских войск из Ливана остался лишь один контрольно-пропускной пункт. Пользоваться этим пунктом может лишь личный состав миротворческих сил Организации объединённых наций, при прохождении процедуры репатриации, то есть возвращении на родину ливанских или же израильских граждан на родину, где мы также принимали участие.
Если говорить о бытовой жизни, то у местного населения она достаточно хорошая. Однако люди отрицательно относятся к военным действиям, потому что они очень устали и всю свою жизнь находятся в состоянии войны и страха. Они многие изменения воспринимают отрицательно и это связано с тем, что они боятся ухудшения обстановки, боятся за свою жизнь и жизнь своих близких.
К миротворческому контингенту они относятся нейтрально, но в зависимости от каждой страны отношение к людям разное. К нашей стране они относятся очень хорошо, так как наши военнослужащие очень открытые, в целом они очень хорошо относятся к неевропейским контингентам.
Если же говорить, об экономической ситуации в стране, то во время моего пребывания она была сложной, там произошел дефолт местной валюты, пандемия также внесла коррективы в экономику страны. В целом Ливан – это страна с огромной историей, он разнообразен исторически и культурно. В Ливане много населенных пунктов, в каждом из которых есть свой бэкграунд, свои устои и правила. Ранее страна была очень привлекательной для туристов, но с приходом гражданской войны, а затем и войны с Израилем все очень сильно изменилось.
– Батыр, как вы считаете, насколько важна для казахстанских военнослужащих возможность принимать участие в подобных миротворческих операциях?
– Участие в миротворческих операциях важно и на государственном уровне. Казахстан зарекомендовал себя как страна, которая оказывает высокое внимание к стабилизации мирной обстановке в мире. Благодаря нашему первому Президенту – Елбасы Нурсултану Абишевичу Назарбаеву мы зарекомендовали себя как мирная страна, ведь он первым отказался от ядерного оружия. Если вы помните, наша стана была непостоянным членом совета безопасности Организации объединенных наций. Учитывая все эти факторы, участие в миротворческих миссиях очень важно для нашей страны.
Что же касается казахстанских военнослужащих — это огромный опыт не только для Вооруженных Сил Казахстана, но и для каждого военнослужащего, который принимает участие в таких миссиях.
– А какой опыт получили вы сами находясь долгое время в Ливане?
– Для меня также это огромный опыт, я долгое время готовился к этому и увидел и применил все полученные навыки на практике. Будучи в Ливане, я проникся многонациональной военной культурой и международным военным обществом. Помимо этого, я получил огромный опыт ведения переговоров, улучшил развитие своей языковой подготовки. Так как Ливан является многонациональной страной – в таком маленьком государстве сосредоточены очень много культур и конфессий и все это колоссальный опыт для меня.
– В последнее время, все больше молодых людей сомневаются стоит ли связать свою жизнь с вооружёнными Силами, какой бы совет вы им дали?
– В эпоху цифровизации, у молодых людей мнение абсолютно обо всем формируется посредством новостей из социальных сетей и средств массовой информации. Многие из них читаю негативную информацию и боятся идти служить в армию. Но ведь пока человек сам не увидит что-либо изнутри, он не поймет, что происходит там на самом деле. Молодому поколению скажу лишь одно: не надо бояться трудностей, не нужно бояться приходить в армию. Не бойтесь идти вперед, если остановитесь – останетесь стоять на одном месте и не будет никакого развития. Не нужно бояться совершать какие-либо ошибки, узнавать что-то новое и развиваться.
Армия – это колоссальный фундамент и трамплин для саморазвития человека, это школа, которую должен пройти каждый уважающий себя мужчина. Для меня, как для кадрового офицера, армия – это в первую очередь школа жизни.
– Батыр, вы дали отличные советы молодым парням, скажите, а для вас служба в армии – это работа или призвание?
Для меня служба в армии это в первую очередь, долг перед своей Родиной, которую я люблю. Во вторую очередь – это призвание. И только потом это моя работа. Помимо этого, армия – это учеба. Будучи молодым курсантом, я смог изучить несколько языков. Когда я стал офицером, я был направлен на прохождение дополнительных курсов в том числе и за пределами Казахстана. Я постоянно развивался и получал знания именно благодаря армии. И до сих пор я получаю опыт и знания. Руководство Министерства обороны нашей страны уделяет большое внимание военному образованию, боевой и физической подготовке. Именно поэтому, как я уже говорил ранее для того, чтобы научиться многому, нужно идти в армию.