• Последние

“Центром правового регулирования является человек и его качественная жизнь” – Мансурхан Махамбетов

2022/11/21 16:45
Пример HTML-страницы
В Астане появилась Аллея славы

В Астане появилась Аллея славы

2025/05/09 12:39
В Алматы отпраздновали 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне

В Алматы отпраздновали 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне

2025/05/09 12:07
Билл Гейтс пожертвует большую часть своего состояния на благотворительность

Билл Гейтс пожертвует большую часть своего состояния на благотворительность

2025/05/09 11:38
Зеленский рассказал о разговоре с Трампом

Зеленский рассказал о разговоре с Трампом

2025/05/09 10:31
Глава государства поздравил казахстанцев с Днем Победы

Глава государства поздравил казахстанцев с Днем Победы

2025/05/09 09:31
Подвиг без границ: как казахстанцы сражались за освобождение Франции

Подвиг без границ: как казахстанцы сражались за освобождение Франции

2025/05/08 20:53
В Таразе военнослужащие организовали парад Победы для фронтовиков

В Таразе военнослужащие организовали парад Победы для фронтовиков

2025/05/08 20:26
В Алматы в честь 80-летия Победы прошел масштабный субботник (фоторепортаж)

В Алматы в честь 80-летия Победы прошел масштабный субботник (фоторепортаж)

2025/05/08 18:15
С гордостью и благодарностью: в Усть-Каменогорске встретили участников Парада Победы

С гордостью и благодарностью: в Усть-Каменогорске встретили участников Парада Победы

2025/05/08 18:05
Есть риски: туристам запретили перевозить в багаже популярный предмет

Есть риски: туристам запретили перевозить в багаже популярный предмет

2025/05/08 18:00
«Ұлы дала жорығы»: Международный марафон-байге пройдет в Алматинской области

«Ұлы дала жорығы»: Международный марафон-байге пройдет в Алматинской области

2025/05/08 16:09
«От сельской школы до контрразведки». История 100-летнего ветерана Великой Отечественной войны

В Казахстане проживают 105 ветеранов Великой отечественной войны

2025/05/08 15:23
  • 18+
  • Наши контакты
  • О портале
  • Политика конфиденциальности
25/05/09/13:10
Toppress.kz
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Сказано – сделано
  • Еще
    • Интересное
    • Рейтинги акимов
    • Культура
    • Общество
    • Военная журналистика
    • Авто
    • Репортаж
    • Экология
    • Мнение со стороны
No Result
View All Result
Toppress.kz
No Result
View All Result

“Центром правового регулирования является человек и его качественная жизнь” – Мансурхан Махамбетов

2022/11/21 16:45

О будущих реформах, Институте парламентаризма и законодательных коллизиях редакция Toppress.kz беседует с директором Института парламентаризма при УДП РК Мансурханом Махамбетовым.

Пример HTML-страницы

Разговор получился честным и довольно острым. И начался он с главного вопроса:

– Президент озвучил свою позицию: государственная власть должна служить интересам всего гражданского общества, а не отдельных олигархических групп. Расскажите, пожалуйста, как это будет работать на деле?

– В этом суть проводимых конституционных реформ, которые кардинально меняют формат взаимодействия государства и общества. И этому же должны способствовать изменения в деятельности Парламента, укрепляющие его роль в успешной реализации концепции «слышащего государства».  

Конституционные реформы направлены, прежде всего, на повышение эффективности модели государственного управления, а развитие парламентаризма на то, чтобы дать импульс полноценной реализации конституционных ценностей. Центром правового регулирования, как известно, является человек, его права и свободы, его жизнь. Я бы даже сказал – его качественная жизнь.

– По Конституции Парламент страны является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть в Республике. Представительство – это выражение воли большинства, поэтому Парламент априори должен работать на консолидацию общества, учитывая при этом интересы каждого региона. Разве не так?

– Да, так. Ведь государст­венная власть в республике осуществляется на основе Конституции и в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также их взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

Вы знаете, что наша страна обладает огромной по своим размерам территорией. Областные центры находятся на большом расстоянии и от центра, и друг от друга. А основа эффективности государственного управления – учет интересов каждого региона. И здесь значительна роль региональных депутатов и их активной позиции.

Именно поэтому развитие системы парламентаризма в Казахстане направлено на усиление роли Парламента и, прежде всего, Мажилиса – через внедрение смешанной пропорционально-мажоритарной модели выборов и установления парламентского контроля за качеством исполнения республиканского бюджета. По факту конституционной реформы четче становится и ответственность депутатов. Ведь они будут представлять все регионы Казахстана и будут ответственны непосредственно перед гражданами, отдавшими за них свои голоса. Само усиление ответственности достигается через довольно простую систему отзыва депутатов избирателями.

Зона же ответственности Палат Парламента выглядит следующим образом: основная ответственность за принятие законов переносится на Мажилис, а Сенат становится Палатой, их одобряющей. При этом сохраняется их самостоятельность в законодательном процессе.

Уверен, что предложенная Главой государства парламентская модель по-новому выстроит деятельность главного представительного органа страны, а мажоритарная система выборов позволит сформировать сильные связи кандидата с его избирателями.

– Откуда возьмутся сильные, независимые депутаты Мажилиса?

– Во-первых, выборы должны быть честными. Это ключевой фактор. Без этого никаких достижений и реформ не случится.

На мой взгляд, одним из факторов, обеспечивающих честность выборов, является соразмерная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и незаконное вмешательство в работу избирательных комиссий.

В настоящее время уголовным законодательством указанные деяния отнесены к проступкам, а не к преступлениям, т.е. за их совершение не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Так, по ч.ч. 1 и 1-1 ст.150 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до ста месячных расчетных показателей, либо привлечение к общественным работам на срок до ста двадцати часов.

А указанные деяния, соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения, совершенные лицом с использованием своего должностного или служебного положения, или совершенные группой лиц по предварительному сговору, или преступной группой, отнесены лишь к преступлениям средней тяжести. Наказание предусмотрено до 4 лет лишения свободы.

С учетом общественной опасности отмеченных деяний, а это, в первую очередь, подрыв доверия граждан, общества к институтам государственной власти, специалисты нашего Института считают, что необходимо ужесточить наказание и отнести их к преступлениям категории тяжких.

Во-вторых, сами избиратели должны подходить к своему выбору более ответственно и избирать своих депутатов по уровню компетентности, знаниям, умениям, настойчивости в решении проблемных вопросов.

Если выборы депутатов будут честными и объективными и появятся грамотные парламентарии, которые будут душой болеть за свой край, это автоматически повлияет на ответственность акима и качество его работы. Более качественным станет и распределение бюджетных средств. Где нужна новая школа, где отремонтировать больницу, улучшить инфраструктурное благоустройство – все будет обсуждаться сообща.

Вы знаете, что и кандидатуру акима области из двух предложенных Главой государства, теперь тоже будет выбирать и согласовывать маслихат.

Хотел бы также отметить, что реформа системы парламентаризма напрямую связана с формированием сильной системы местного самоуправления. Во многих странах мира местное самоуправление при прямом финансировании эффективно решает вопросы развития и благоустройства своих территорий.

Сильная система местного самоуправления – основа для укрепления активной гражданской позиции и прямого участия граждан в улучшении качества своей жизни.

После январских событий стало совершенно очевидным, что наша страна для таких реформ созрела. Общество созрело. Нельзя сравнивать сегодняшнее состояние общества с тем, что было 5 лет назад. И даже с тем, что было два года назад! Казахстанское общество стало более политизировано, наши люди все активнее интересуются государственным управлением. Повторить пройденное – когда богатела совершенно небольшая группа людей, а большая часть населения просто выживала – народ уже никому не позволит.

Создание Высшей аудиторской палаты и Конституционного суда добавит новой парламентской системе устойчивости, эффективности. И это придаст импульс всем демократическим процессам в обществе.

– Почему важно провести президентские выборы уже после Конституционной реформы?

–  Очевидно, что это подтверждение серьезности намерений Главы государства в проведении реформ, которые приведут наше государство к укреплению, а народ к благосостоянию. Касым-Жомарт Кемелевич не делает для себя исключения. Он намерен работать в тех же условиях, в которых будут работать и все последующие президенты. 7 лет – достаточный срок, чтобы проявить себя и осуществить задуманное.

– Расскажите, пожалуйста, какова система взаимодействия Института парламентаризма с Парламентом страны. В каких случаях Институт привлекают к подготовке и разработке нормативно-законотворческой базы?

– Институт парламентаризма создан для повышения качества законотворческой работы и содействия депутатскому корпусу в этом вопросе. Существуют правила взаимодействия Института парламентаризма с Парламентом РК, согласно которым мы и работаем.

Основных направлений сотрудничества четыре.

Во-первых, мы готовим независимые аналитические справки по всем поступающим на рассмотрение депутатского корпуса законопроектам на предмет наличия рисков. Только не путайте, пожалуйста, с экспертизой законопроектов! В соответствии с Законом о правовых актах, все законопроекты, поступающие на рассмотрение в Мажилис Парламента страны, проходят научную, лингвистическую и антикоррупционную экспертизы. И только после этого мы даем свое аналитическое заключение по рискам.

Во-вторых, помогаем депутатскому корпусу разрабатывать инициативные законопроекты, для чего в рамках поставленной задачи готовим анализ существующей законодательной базы.

Анализ – это третье направление.

Мы также участвуем в изучении жалоб и заявлений, которые поступают в общественную приемную, созданную при Мажилисе, и смотрим, какая законодательная база вызывает недовольство граждан и бизнеса и по какой причине.

В Институте действуют 7 отраслевых отделов: уголовного, административно-процессуального права, изучения международного опыта, экологии, природопользования и сельского хозяйства, конституционных реформ, по блоку социальных вопросов, по бюджету и вопросам финансирования.

Однако, основная составляющая работы Института – это, все-таки, анализ действующего законодательства. Он проводится, чтобы выявить существующие пробелы, коллизии, противоречия. Это очень важная работа, которая направлена на чистоту правового поля страны.

– Депутаты Парламента обладают конституционным правом законодательной инициативы. Сколько законопроектов было инициировано депутатами действующего Парламента и отработано совместно с Институтом в текущем году?

– В этом году совместными усилиями разработаны 34 законопроекта. 4 из них уже подписаны Президентом, вступили в силу и пополнили законодательную базу страны, 11 – находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Заключения Правительства страны ждут еще 11 законопроектов, причем 10 из них уже получили одобрение Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. На согласовании в профильных комитетах палат Парламента находятся 13 законопроектов.

Кроме того, еще 8 законопроектов находятся в стадии разработки и концептуального обсуждения с народными избранниками – их инициаторами.

– Как часто при анализе встречается негативная практика?

– Встречается.  Для ее выявления мы и работаем. Что такое негативная практика? Это когда нарушаются права одного из участников процесса или процедуры. Порой определяются законодательные пробелы, которые требуют устранения.  С начала этого года специалисты Института провели анализ действующего законодательства по                                36 направлениям.

Бывает, при анализе встречаются законодательные нормы, в которых коррупционная составляющая не очевидна, но выявляется, когда начинаешь изучать практику правоприменения закона.

–  Законопроект, поступивший на рассмотрение в Парламент, может измениться в ходе его рассмотрения депутатами. И даже может значительно отличаться от первоначальной версии, которая прошла все экспертизы. Не кажется ли Вам, что экспертная оценка требуется и на финальной стадии работы над законопроектом?

– Согласен, существующий регламент работы над законопроектами требует доработки. Основная законотворческая работа начинается именно в Парламенте: депутаты вносят в законопроекты поправки, принимают новые нормы. И эти моменты остаются вне поля экспертизы, хотя могут существенно менять начальную версию законопроекта.

Юристы нашего Института внесли предложение о том, что экспертизу законопроекта, и, прежде всего, антикоррупционную экспертную оценку, необходимо проводить накануне его выхода из стен Парламента. Перед тем, как одобренный закон отправится на подпись Главе государства. В ином случае, проведение антикоррупционной экспертизы нивелируется, хотя на ее проведение тратятся деньги. Это концептуальный вопрос. Сейчас этот момент всесторонне изучается, потому что требует взвешенного подхода.

– Расскажите, пожалуйста, о других важных инициативах, исходящих от Института парламентаризма.

–  Следующий важный момент касается проведения анализа, как основы законодательной работы в целом, а не только в рамках отработки законодательных инициатив депутатов. Я убежден, что разрабатывать законопроекты недопустимо без проведения качественного всестороннего анализа текущей правоприменительной практики и ситуации в целом. Это приведет к слабому закону и ничего, кроме недовольства людей, мы не получим.

Немногим более года назад был принят новый Административный процедурно-процессуальный Кодекс РК, который регулирует споры в сфере публично-правовых отношений (когда одной из сторон в споре выступает госорган – авт.). Вопрос очень чувствительный для общества. В случае законодательных коллизий страдают права человека.

Правительством запущена единая информационная система, которую в рамках нового Кодекса используют все министерства и ведомства страны. И мы считаем, что допуск к этой системе должны иметь также народные избранники, которые представляют интересы своих избирателей. Закон совершенно новый, поэтому правоприменительная практика требует самого тщательного мониторинга, анализа и общественного контроля. Так общество сможет ограничить интересы монополистов и олигополий. И только в этом случае будет до конца реализовано право законодательной инициативы депутатов, законопроекты будут качественными, с учетом интересов большинства населения.

Экспертам Института парламентаризма, которые проводят анализ законодательства, также важно иметь доступ к зарегистрированным жалобам. Нам, как юристам, важно понять исходную точку жалобы.

– Расскажите, пожалуйста, о самых значимых пробелах казахстанского законодательства, которые попали в зону внимания специалистов вашего Института.

– Вот один пример. В 2020 году из статьи «кража» УК РК в отдельную статью было выделено «скотокрадство». Была усилена ответственность за это преступление против собственности – скотокрадство отнесено к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Однако при работе над статьей, был упущен один существенный момент – возврат украденного пострадавшему владельцу.

Статья 48 Уголовного Кодекса допускает конфискацию имущества у преступника только в двух случаях: когда похищенное имущество непосредственно обнаружено у лица, совершившего преступление, либо, когда имущество преступника приобретено за счет похищенных средств. Конфискация, при этом, проводится в пользу государства. И по статье «скотокрадство» сработала та же схема: найденное похищенное имущество конфискуется в пользу государства.

– Получается, что преступник найден и наказан, а потерпевший все равно в убытке, так как его четвероногое имущество возвращается не ему, а отходит в пользу государства?

– К сожалению, на текущий момент, ситуация именно такая. При этом, вопрос защиты частной собственности очень важен для страны, которая строит рыночную экономику.

В Казахстане частная собственность гарантируется Конституцией и гарантом неприкосновенности выступает лично Президент страны. Законодательная же коллизия идет вразрез этой норме.

Пример скотокрадства, который я привел, просто один из самых наглядных.

– Да уж, ситуация…. Справедливость восторжествовала, государству прибыль, а возмещение ущерба потерпевшему может растянуться на много лет, в зависимости от того, сколько вор сможет заработать в местах лишения свободы.

– Возмещение ущерба – вопрос отдельного судопроизводства. Если суд удовлетворит иск, потерпевший будет получать какие-то выплаты, если нет – то, нет.

Неполное восстановление прав потерпевшего сказывается и на инвестиционном климате. Страдает бизнес. Ведь к преступлениям против собственности относится и мошенничество, и рейдерство, и немало других преступных действий. Имущество, конфискованное у нарушителей закона по этим статьям, также поступает в государственную казну.

Мы, как эксперты, предлагаем концептуально изменить подход в возмещении ущерба по преступлениям, совершенным против собственности: чтобы органы уголовного преследования, а также суд, решали, прежде всего, вопрос о возмещении ущерба, а все, что останется, перечислялось бы в пользу государства в виде конфискации.

Я еще раз повторюсь: сегодня этот вопрос является серьезным барьером притоку инвестиций. Инвестор, который собирается вложить деньги в бизнес на территории нашего государства, первым делом смотрит правовые вопросы защиты своей собственности.

– Как вообще так получилось, что вопрос возмещения ущерба собственнику имущества оказался вне поля зрения юристов при разработке законодательства?

– Одной из причин данного обстоятельства является то, что современная уголовно-правовая политика все еще находится под влиянием уголовной политики советской эпохи. Во время плановой экономики практически не существовало другой формы собственности, кроме как государственной, личная же собственность рассматривалась формально и её масштабы были не так достаточны.

В рамках данной системы ключевым направлением всей правовой политики была именно защита социалистической собственности и соответственно дополнительная мера наказания – конфискация имущества – была оправданной.

За последние десятилетия Казахстан взял курс на развитие рыночной экономики и формирование правового государства.

– Расскажите, пожалуйста, о коллективе Института. Какие специалисты работают? Какой опыт имеют?

– Наш Институт образован в декабре 2020 года постановлением Правительства, в целях дальнейшего совершенствования парламентаризма и усиления представительной и законодательной роли Парламента. Я руковожу Институтом парламентаризма с момента его создания и собирал специалистов, которые сегодня здесь работают. Коллектив Института до сих пор находится в процессе формирования.  По штатному расписанию у нас 60 единиц, реально пока чуть более 40 специалистов. Есть ученые, кандидаты и доктора наук, есть юристы-практики с большим опытом работы по своему направлению и хорошими теоретическими знаниями. При отборе специалистов, акцент делаем именно на такой набор компетенций.

Для выполнения поставленных задач нам, прежде всего, нужны высокопрофессиональные юристы с практическим опытом работы. Идеальный вариант – ученые с большой практикой, но такие специалисты, честно признаюсь, – большая редкость. И мы таким специалистам всегда рады.

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Лайк

Казахстанский мультимедийный портал-агрегатор новостей. Агентство представлено на ключевых контентных платформах: интернет и социальные сети. Мы представляем главные новости Казахстана, СНГ и мира. Информационный портал TopPress.kz - это финансовые, экономические, политические новости Казахстана, аналитика, рейтинги, выводы и прогнозы, курсы валют и рынки ценных бумаг, драгоценных металлов, сырьевых и несырьевых ресурсов, новости банков, бирж, компаний.

Сайт создан компанией «Digital idea»

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

No Result
View All Result
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Общество
  • Интересное
  • Авто
  • Спорт
  • Медицина
  • Спасатели
  • Репортаж
  • Коронавирус
  • Личность
  • Военная журналистика
  • Криминальные новости
  • Экология
  • Культура
  • ЧП
  • Архив

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

Total
2
Share