Новые механизмы водосбережения и охраны водных объектов. На днях Касым-Жомарт Токаев подписал Водный кодекс. Работа над документом велась на протяжении трех лет. Вошедшие в него новеллы должны стимулировать эффективное водопотребление физическими лицами, аграриями и предприятиями за счет пересмотра подходов к управлению водными ресурсами, учитывая при этом климатические изменения и политику приграничных стран. Подробнее о том, какие предложения вошли в новый Кодекс – в интервью с заместителем директора Департамента водной политики Министерства водных ресурсов и ирригации РК Маратом Иманалиевым, передает Toppress.kz.
– Марат Уалиханович, новый Водный кодекс называют стратегическим документом. Какие изменения в регулировании использования водных ресурсов предусмотрены в его новеллах, а также в чем заключаются главные отличия от Кодекса предыдущей редакции?
– Принятие нового Водного кодекса является системной мерой, направленной на совершенствование государственного управления водными ресурсами на основе интегрированного и бассейнового подходов. Документ устанавливает четкую иерархию управления водным фондом (межгосударственный, государственный, бассейновый и территориальный уровни), закрепляя компетенции соответствующих органов.
Основные принципы, заложенные в Водном кодексе:
– Признание воды неотъемлемой частью окружающей среды, основы жизнедеятельности граждан и экономического развития;
– Охрана водного фонда и предотвращение его истощения;
– Комплексное использование поверхностных и подземных вод;
– Внедрение водосберегающих технологий и адаптация водного сектора к изменению климата;
– Привлечение общественности к решению задач по охране и использованию водного фонда.
Таким образом, нормативная база получает долгосрочный устойчивый вектор развития, соответствующий национальным интересам и международным стандартам водного управления. Новый Водный кодекс ориентирован на охрану водных объектов и наших водных ресурсов. Это не исключает их защиту от загрязнения и засорения, но первый, так сказать, шаг это охрана от истощения. Для этого вводятся такие понятия, как «водная безопасность» и «экологический сток». Это обязательная доля речного стока, которую нужно оставлять в природе для сохранения речной, озерной и морской экосистем. Вводится запрет на строительство глухих плотин для защиты малых рек и озер. Также местные исполнительные органы обязаны определить водоохранные зоны и полосы в течение двух лет с момента введения Кодекса в действие. Уточнены обязанности водопользователей, включая внедрение водосберегающих технологий. Эти положения способствуют охране и восстановлению экосистем, минимизации антропогенного воздействия и обеспечению устойчивого функционирования природных водных систем.
Для сравнения, раньше мы рассматривали водные объекты как некие ресурсы, которые мы можем безусловно использовать. В результате, мы столкнулись с экологической катастрофой на Аральском море. Действующее до этого момента законодательство, грубо говоря, не рассматривало право данного объекта на существование. Соответственно, мы говорим, что есть некий объем воды, который должен быть оставлен в природе именно для того, чтобы этот водный объект существовал. Для этого вводится лимит для водопользователей, и мы призываем их работать в сторону повышения эффективности водопользования. Это можно осуществить за счет сокращения непродуктивных потерь, пересмотра применяемых технологий и использования альтернативных источников. К примеру, в сельском хозяйстве – это использование современных систем полива, переход на капельное выращивание, сбор и накопление талых и ливневых вод. Потому что если посмотреть отчетность, то те объемы, которыми мы располагаем, при экономном и рациональном использовании водных ресурсов будут полностью покрывать потребность водопользователей.
– Как положения, вошедшие в новый Кодекс, помогут исправить ситуацию в водной сфере?
– Актуальными остаются вопросы прогнозируемого дефицита водных ресурсов, особенно в южных и юго-восточных регионах; изношенность и низкая эффективность существующих водохозяйственных систем; нерациональное использование и загрязнение вод. Кодекс направлен на институциональное и нормативное решение указанных проблем посредством введения обязательных стандартов, учета, контроля, а также развития цифровой инфраструктуры водного сектора.
Для принятия мер оперативного реагирования бассейновым инспекциям наряду с функцией государственного контроля предоставляются надзорные функции. Будет вестись государственный контроль над выполнением местными исполнительными органами обязанностей по охране и использованию водного фонда. На водных объектах, водоохранных зонах и полосах будет вестись государственный контроль в рамках водного законодательства за несанкционированным водопользованием и запрещенной деятельностью на водных объектах, в водоохранных зонах и полосах.
Кодекс формирует правовые условия для развития водосберегающих и цифровых технологий в системах водоснабжения, ирригации и водоотведения. Предусмотрено требование к водопользователям о разработке планов сокращения потерь, субсидирование затрат на внедрение прогрессивных методов полива и реконструкцию водных объектов. Созданы стимулы для накопления и последующего использования талых и ливневых вод для полива сельскохозяйственных культур. Также предусмотрено поэтапное внедрение учета и мониторинга водопотребления с применением цифровых приборов, что создает условия для эффективного планирования и модернизации инфраструктуры на основе достоверных данных.
– Какие еще нормы и требования для водопользователей предусмотрены Водным кодексом?
– Кодекс вводит гибкие формы управления государственными водохозяйственными объектами — аренду и доверительное управление на конкурсной основе, при этом сохраняя защиту стратегических активов. Упрощены процедуры получения разрешений, расширены формы ГЧП и субсидирования водоподачи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Эти меры создают правовую среду и инвестиционную привлекательность водного сектора как на национальном, так и на международном уровнях.
Большую часть потребления водных ресурсов в Казахстане занимает сельское хозяйство – 63%. При этом, половина воды теряется при ее доставке на орошение. По поручению Президента в стране запущен процесс сокращения потерь воды. Нам предстоит масштабная реконструкция оросительных каналов, переход на автономное управление гидротехническими сооружениями, автоматизация учета воды и внедрение квот на использование водных ресурсов. То есть государство требует введения водосберегающих технологий и готово поддерживать этот процесс за счет субсидий.
– Каким образом новый Водный кодекс повлияет на вопрос управления трансграничными водными ресурсами?
– Кодекс усиливает институциональные и нормативные позиции Казахстана в регионе, внедряя международно признанные принципы водного управления: бассейновый подход, справедливый доступ к воде, приоритет охраны окружающей среды. Включение вопросов адаптации к изменению климата и приоритета охраны водных ресурсов позволяет Казахстану выйти на лидирующие позиции в области устойчивого водопользования в Центральной Азии и повышает его значимость как партнёра в международных инициативах, включая ЦУР ООН. Так, Кодекс закрепляет основы международного водного сотрудничества, включая обязательства по охране и совместному использованию трансграничных водных объектов. Основным принципом является управление трансграничными водными объектами с учетом удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для потребностей будущих поколений. При этом необходимо обеспечивать права всех стран трансграничных водотоков на справедливое, разумное и взаимовыгодное использование трансграничных водных объектов с учетом общепризнанных принципов и норм международного водного права. Для этого в документе закреплены восемь базовых принципов для осуществления международного сотрудничества в водной отрасли. Речь о соблюдении баланса между способностями природной среды, восстановлении и экономическом развитии сотрудничества. То есть мы можем заявлять какие-либо требования, но они должны основываться на принципах взаимопомощи и с учетом законодательства и прав приграничных государств. При этом за Казахстаном остается право в случае необходимости привлекать экспертов из международных организаций для урегулирования спорных вопросов. Допустим, та же проблема Аральского моря. Происходящие изменения на самом деле оказывают влияние не только на Казахстан, но и на наших соседей. Как говорится, экосистема и экология не признают государственных границ, оказывая воздействие на весь регион.