В современном мире, где каждый аспект жизни стремительно меняется под влиянием технологий, особое внимание требует вопрос развития и воспитания молодого поколения. Так, согласно данным Бюро статистики, доля детей-пользователей интернета в возрасте от 6 до 15 лет составляла на 2022 год 92,2%, через мобильный телефон 93,9% подростков от 11 до 15 лет потребляли контент. Исследование “Kazakhstan Kids Online”, проведённое Министерством просвещения Республики Казахстан в партнёрстве с ЮНИСЕФ, подчеркнуло угрозы, которые интернет представляет для детей в Казахстане. Это исследование подчёркивает критическую необходимость создания безопасного и образовательного контента, а также разработки стратегий, направленных на защиту детей в онлайн-пространстве, передает Toppress.kz.
С раннего возраста дети начинают активно погружаться в мир интернета, при этом уже к 9-10 годам большинство из них активно используют социальные сети и игровые платформы. С учётом того, что 5% детей начинают использовать интернет в возрасте четырёх лет и младше, становится очевидным, что развитие надёжных и познавательных онлайн-ресурсов для детей должно стать приоритетом для обеспечения их безопасности и поддержки их образовательного потенциала в цифровом мире.
Среди множества направлений, одним из ключевых является детско-развлекательный контент, способный не только развлекать, но и обучать, вдохновлять и способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Социальные сети и интернет
НАО “Казахстанский институт общественного развития” провёл глубокое исследование, нацеленное на анализ детского контента в Казахстане. В ходе исследования, акцент был сделан на анализе контента в популярных социальных сетях, таких как Instagram, TikTok, и YouTube, чтобы определить, какие виды информационного контента привлекают внимание казахстанских детей. В результате, было изучено более 700 аккаунтов, среди которых особое предпочтение дети отдают локальному контенту, за которым следует контент из Южной Кореи и России, что отражает глобальные культурные тренды и интересы молодого поколения.
Анализ языкового состава контента показал, что в Instagram доминируют аккаунты, ведущиеся на казахском и русском языках, с незначительным использованием английского. TikTok представляет более широкий спектр языковых предпочтений, включая казахский, русский и английский, при этом основное содержание всё же ведётся на русском языке. YouTube каналы также склоняются к использованию казахского и русского языков, подчёркивая языковую принадлежность и культурные предпочтения казахстанской аудитории. Такой языковой расклад подчеркивает важность развития местного контента, отвечающего языковым и культурным особенностям страны.
Среди популярных развлекательных аккаунтов в TikTok выделяются как локальные тиктокеры, такие как Алина Ким и коллектив BIP House, так и проекты, привлекающие международное внимание, например, YOLO HOUSE. Это демонстрирует стремление казахстанских тиктокеров не только к развитию внутреннего рынка, но и к завоеванию глобальной популярности. Также интерес представляют аккаунты, посвященные образовательной тематике, такие как Black Screen English и Улан Усенов, которые используют креативные методы для привлечения и удержания внимания молодёжи. Эти аккаунты демонстрируют разнообразие подходов к обучению и вовлечению аудитории, что является ключевым для успеха в современной информационной среде.
В заключение, результаты исследования НАО “Казахстанский институт общественного развития” подчеркивают важность создания качественного и разнообразного детского контента, отражающего языковые и культурные предпочтения аудитории. Отмечается, что для удовлетворения интересов и потребностей молодого поколения казахстанцев необходимо поддерживать развитие местных медиа-проектов и продвигать казахстанский контент на международной арене. Такой подход способствует не только культурному обогащению детей, но и формированию их идентичности в глобализированном мире.
Также предложено создать методические пособия для защиты детей от различных киберугроз, включая суицид, булицид и кибербуллинг, и разработать образовательные видеоролики о кибербезопасности. Помимо этого, институт подчеркивает важность информирования родителей о способах обеспечения безопасности детей в социальных сетях и проведения уроков безопасности в образовательных учреждениях. Важным аспектом является разработка руководств для родителей по реагированию на зависимость детей от гаджетов, что поможет минимизировать негативное влияние цифровых технологий на молодое поколение.
Образовательный и профориентационный контент
Развитие контента образовательных онлайн-проектов для детей стремительно эволюционирует, благодаря интеграции современных технологий и методик обучения. С использованием интерактивных платформ, видеоуроков, виртуальных и дополненных реальностей, эти проекты предлагают учащимся не только традиционные знания, но и погружение в обучающую среду с элементами игры и практическими заданиями. Такой подход позволяет удерживать внимание ребёнка, делая процесс обучения более захватывающим и эффективным. Более того, развитие контента направлено на формирование у детей необходимых современного мира навыков, таких как критическое мышление, работа в команде, цифровая грамотность, что способствует их всестороннему развитию и подготовке к будущим вызовам.
Сфера профориентационных онлайн-проектов также испытывает значительные изменения и улучшения. Включая в себя тесты на профориентацию, виртуальные стажировки, игры на профессиональные темы и образовательные вебинары от практикующих специалистов, они предоставляют подросткам возможность глубже понять себя и мир профессий. Контент этих проектов нацелен на помощь молодёжи в осознанном выборе карьерного пути, учитывая их личные интересы и способности, а также тренды и перспективы на рынке труда. Таким образом, образовательные и профориентационные онлайн-проекты вносят значительный вклад в подготовку подрастающего поколения к успешной интеграции в современное общество и экономику.
Проект Akaby, созданный доктором PhD, педагогом-психологом Балсулу Тасбулатовой, представляет собой уникальную инициативу, направленную на раскрытие природного потенциала детей с помощью инновационных подходов и методик. Сердцем проекта Akaby является уникальный тест, состоящий из 45 парных картинок, который позволяет ребёнку рассказать о себе без слов, выражая предпочтения и склонности. Этот тест не только раскрывает характер ребёнка и его особенности, но и указывает на наиболее подходящие направления для развития его потенциала. Результаты теста помогают родителям создать оптимальную среду для развития ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.
Балсулу Тасбулатова — автор теста, профессионал с глубокими знаниями в области психологии и педагогики, обладающая степенью PhD. Её профессиональная деятельность охватывает несколько направлений, включая коучинг и психологическую помощь, с особым акцентом на развитие человека с детства. Тасбулатова — также мама троих детей, что позволяет ей сочетать профессиональные знания с личным опытом в воспитании и понимании уникальности каждого ребёнка.
Проект Акаби зародился из понимания, что каждый человек и каждый ребёнок несёт в себе уникальные биогенетические задатки, которые являются продолжением своего рода и записаны в его ДНК. Эти заложенные таланты и способности могут быть раскрыты и развиты при правильном подходе и в благоприятной среде. Проект направлен на то, чтобы помочь родителям создать оптимальную инфраструктуру для развития этих потенциалов, предоставляя тесты и отчёты, которые дают детальное представление о природных склонностях ребёнка.
Акаби выходит за рамки национальных границ, привлекая внимание за пределами Казахстана, с предложениями о сотрудничестве из Китая и Турции, что подчёркивает универсальность и значимость проекта в глобальном контексте. Уникальность теста, основанного на выборе картинок, делает его доступным для детей разных возрастов и культур, что позволяет даже взрослым через него узнать много нового о себе. Таким образом, Акаби не просто проект оценки способностей, это платформа для глубокого понимания и развития индивидуальности каждого ребёнка, стимулируя их к достижению успеха в будущем.
«В нашей стране, к счастью, очень много возможностей развивать детей, как в творчестве, в искусстве, в спорте, интеллектуально. Поэтому очень характерно для нашего пространства, что мама, скажем так, пробует очень много кружков для того, чтобы развивать ребенка. То есть мне кажется, что в нашем обществе именно дети и развитие детей – это важнейшая ценность», – делится доктор наук.
Детская литература
На третьем заседании Национального Курултая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность казахского языка как ключевого приоритета государственной политики. Он указал на растущую востребованность казахского языка в сферах бизнеса, техники, и науки, подчеркивая, что просвещение является основой для его дальнейшего развития. Президент отметил увеличение доли литературы на казахском языке в книжных магазинах и активную работу нового поколения издателей по переводу и изданию мировых бестселлеров.
Токаев подчеркнул, что цель государственной политики – последовательно укреплять роль казахского языка в повседневной жизни без принуждения, акцентируя внимание на конкретных делах, а не на пустых разговорах. Особое внимание было уделено деятельности международного общества «Қазақ тілі» под руководством Рауана Кенжеханұлы, члена Национального курултая. Президент выразил поддержку созданию эндаумент-фонда «Qazaq tili», который получил широкую поддержку от состоятельных граждан, выражая уверенность в дальнейшем пополнении Фонда благодаря вкладу неравнодушных людей.
Детская литература в этом ключе особенно нуждается во внимании, ведь она не только развлекает, но и играет важную роль в формировании языковой среды для молодых читателей. В современном Казахстане писатели активно используют свои произведения, чтобы помочь детям овладевать несколькими языками.
В контексте развития детской литературы Казахстана стоит отметить ряд авторов, чьи произведения заслужили узнаваемость как на национальном, так и на международном уровне. Среди них – Аделия Амраева, автор таких известных книг, как «Я хочу жить», «Германия» и «Футбольное поле», которые пользовались успехом в России. Также стоит упомянуть Нурайну Сатпаеву, известную как детский писатель и драматург, чьи пьесы легли в основу спектаклей в Казахстане. Зира Наурзбаева и Лиля Калаус создали популярную серию книг «Приключения Бату и его друзей», которые были переведены на казахский и английский языки и доступны на Amazon. Ксения Рогожникова и Елена Клепикова выпустили книгу «Кроль королевы или времена перемен», которая нашла своего читателя в России и даже была допечатана дополнительным тиражом. Дебютный роман Тони Шипулиной «Муха», Юрия Серебрянского «Казахстанские сказки», рассматривающие социально-экономические темы для обсуждения между взрослыми и детьми, и недавно выпущенная Ильдаром Халитовым «Казахстанские метеориты» внесли огромный вклад в жанр.
Детский контент в Казахстане демонстрирует стремительное развитие, отражая глобальные тренды и учитывая культурные особенности страны. С увеличением доступа к цифровым технологиям и ростом вовлечённости молодого поколения в социальные медиа, важность создания качественного, безопасного и образовательного контента для детей становится очевидной. Инициативы, направленные на перевод и адаптацию мировых детских хитов, книг, а также цифрового контента на государственный язык, укрепление механизмов защиты в интернете и развитие оригинального контента, подчёркивают стремление Казахстана обеспечить детям доступ к полезной и развивающей информации. Это не только способствует безопасному и позитивному воспитанию, но и важный шаг к формированию образованного, креативного и гармонично развитого поколения, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.