Редакция Toppress.kz продолжает цикл статей, где казахстанские специалисты и эксперты рассказывают обо всех этапах дорожного строительства, проблемах этой отрасли и ее будущем. Сегодня мы предлагаем узнать о том, из чего состоит дорога, сколько стоит построить автомагистраль, и по каким причинам возведение одного километра дороги обходится не менее чем в миллиард тенге.
Из каких элементов состоит автомобильная дорога?
Автомобильная дорога состоит из дорожной одежды; искусственных сооружений таких как мосты, путепроводы, эстакады, тоннели; защитных сооружений; элементов обустройства дорог (дорожные знаки, светофоры, разметка, ограждения, освещение); группа сооружений для обслуживания автомобилей (АЗС, пункты обслуживания; диспечерские пункты); группа сооружений для обслуживания пассажиров (остановки, кемпинги, пункты питания). Также специалисты отметили, что зачастую при строительстве нового участка трассы требуется прокладка временной объездной дороги, по которой будет осуществляться движения автотранспорта, доставка материалов и проезд специальной техники.
Дорожная одежда является одним из самых дорогих составляющих элементов. Это такая многослойная конструкция в пределах проезжей части дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожная одежда подразделяется на жесткий и нежесткий тип. Согласно данным специалистов, к жесткому типу дорожной одежды относится цементобетонное покрытие, такое как на трассах Астана-Боровое, Астана-Темиртау, Астана-Павлодар. К нежесткому типу относится дорожная одежда, где не используются цемент и бетон, а применяют чаще всего асфальт.
Дорожная одежда состоит из следующих технических слоев, толщина и объем которого подбирается с учетом нагрузки дороги (класса):
• Подстилающий грунт – тщательно уплотненные слои земляного полотна, на которые укладывают дорожную одежду.;
• Дополнительный слой основания состоит из материалов, устойчивых при увлажнении, с целью обеспечения морозоустойчивости, дренажа;
• Основание – несущая прочная часть одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в подстилающий грунт;
• Покрытие – верхний, наиболее прочный конструктивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортных средств и природно-климатических факторов. В конструкции покрытия, помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасная толщина (слой износа).
Сколько стоит километр автомобильной дороги?
Согласно ответу АО «НК «ҚазАвтоЖол» на запрос редакции, ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ зависит от проектируемой технической категории автомобильной дороги.
«При реконструкции автомобильной дороги с доведением до двух полос движения (II техническая категория) ориентировочная стоимость СМР – 800 миллионов тенге за километр автомобильной дороги. При реконструкции автомобильной дороги с доведением до 4 полос движения (I техническая категория) ориентировочная стоимость СМР – 2,1 миллиарда тенге за километр автомобильной дороги», – ответили в нацкомпании.
Также в «ҚазАвтоЖол» отметили, что указанные суммы включают в себя полный комплекс работ по устройству дорожной одежды, от земляных работ до устройства основания (щебеночно-песчаного основания) и укладки асфальтобетонного покрытия.
«Кроме того, учтены затраты на строительство мостов и путепроводов, установку элементов обустройства, таких как барьерные ограждения, дорожные знаки и устройство наружного освещения, а также перенос существующих инженерных коммуникаций (газопроводы, водопроводы). Также включены проектные и инжиниринговые услуги, необходимые для реализации проекта», – добавили в ведомстве.
Почему так дорого?
По данным экспертов, строительство автомобильной дороги обходится в
высокую стоимость из-за сложности технологического процесса.
«До начала строительно-монтажных работ требуется исследовать участок, местность, подготовить проектно-сметную документацию, пройти экспертизу. Также нужно учесть взаимодействие со всеми службами. К примеру, по траектории будущей трассы имеются линии электропередач, а значит нужно согласовать этот момент с KEGOC и профильным министерством. И таких моментов очень много», – рассказал дорожный активист Азамат Мусилов.
Активист отмечает, что строительство дороги подразумевает не только прокладку дорожного полотна, но и весь комплекс элементов, таких как укладка всех слоев дорожной одежды, установка защитных установок или искусственных сооружений, а также прокладка временной объездной дороги.
«Нужно понимать, что под автомобильной дорогой подразумевается все. И дорожная одежда, и обустройство дорог, и установка павильонов тех же. Это не просто техника прошлась и проложила асфальт. Для каждой категории дорог есть свои строительные нормативы. Чем выше категория, тем больше требований. Вы не можете сделать короче объездной путь или использовать меньше песка, так как есть определенные требования», – добавил он.
Эксперты из Казахстанской национальная Ассоциация профессиональных инженеров и консультантов уточнили, что при строительстве автомобильных дорог нужно учитывать и отдаленность участков от городов, райцентров, что напрямую влияет на стоимость работ.
«Потому что это все расходы. Необходимо перевозить технику, стройматериалы, организовывать проживание сотрудников. Если верить данным дорожных компаний, то на строительство 100 километров дороги необходимо от 800 до 1 500 человек», – ответили нашей редакции.
Также в Ассоциации добавили, что на высокую стоимость влияет и ценообразование на материалы.
«Самым дорогим элементом при строительстве дорог является битум дорожный. Это незаменимый материал для асфальтобетонных смесей, стоимость которого составляет половину расходов. И цена этого материала каждый год только повышается», – резюмировали эксперты.
В следующем материале мы расскажем о том, кто строит дороги в Казахстане.