Воздействие на окружающую среду при проведении работ в золотодобывающей фабрике в Маралды минимальное, а влияние наповерхностные и подземные воды практически отсутствует. Об этом заявил эколог Анатолий Кашин, передает Toppress.kz.
Месторождение Маралихинское известно еще с начала XX века, и геологоразведочные работы на нем ведутся с 1931 года с перерывами по сегодняшний день. С 1931 года по 1959 год здесь проводились различные геолого-поисковые и разведочно-эксплуатационные работы. В 50-е годы велась отработка месторождения как открытым, так и подземным способом. В период с 1977 по 1979 годы и с 1985 по 1988 годы здесь проводились поисковые и оценочные работы. С 2015 года и по настоящее время продолжаются геологоразведочные работы.
«За период разведки с 1931 по 2019 годы было пробурено 319 скважин и 867 подземных горных выработок общей протяжённостью более 3 тысячпогонных метров. При этом мероприятия по ликвидации последствий разведочных работ и последующая рекультивация нарушенных земель ранее никем не проводились и даже не рассматривались. То есть вопросы об экологических катастрофах и загрязнений, в принципе, никем и не поднималась», – говорит эколог Анатолий Кашин.
Ближайшее месторождение подземных вод,являющееся источником хозяйственно-питьевого водоснабжения села Маралды, находится на расстоянии 1600 метров от территории фабрики. По словам эксперта, исследования не выявили загрязнения подземных вод и несоответствия их качества санитарным нормам для питьевого водоснабжения.
«Выполненный мной расчёт показал, что кислотообразующий потенциал горных пород на участке карьера очень низкий. Нейтрализующий потенциал горных пород превышает этот кислотопродуцирующий потенциал практически в 20 раз, то есть выщелачивание, получается, практически, невозможно. Анализ воды из штольни, выполненный различными лабораториями, показывает отсутствие превышения предельно допустимых концентраций по всем контролируемымкомпонентам», – сказал Анатолий Кашин.
Эксперт заявил, что попадание талых и дождевых вод на территорию предприятия крайне маловероятно. Чтобы избежать внезапного затопления поверхностными водами, площадка для кислотного выщелачивания будет располагаться на возвышенном участке. Кроме того, в рамках проекта предусмотрены водоохранные мероприятия, которые включают в себя отведение дождевых и талых вод с территории фабрики посредством нагорных и водоотводных каналов. Это направлено на предотвращение поступления вод на территорию предприятия и минимизацию риска загрязнения. Дополнительно, предусмотрен сбор дождевых и талых вод в специальном резервуаре с возможностью их дальнейшего использования в технологическом процессе золотоизвлекательной фабрики.
Следует также отметить, что возможность проливов растворов на территории предприятия уменьшается благодаря технологическим и проектным решениям. В случае повреждения трубопроводов, по которым передаются растворы, объемы стоков обычно остаются на территории предприятия и направляются в аварийный пруд. Время, необходимое для достижения этих стоков до ближайших ручьев, составляет не менее 3 часов, что дает возможность принять необходимые меры в случае аварии.
«С учётом существующих гидрогеологических условий площадки месторождения данные водоохранные мероприятия является наиболее эффективными. Их реализация позволяет исключить воздействие деятельности предприятия на ручьи Репьёв, Караоткель и реку Маралиха. Может ли разработка месторождения привести к загрязнению поверхностных вод и ручьев? По имеющимся данным, ответ однозначно отрицательный. Потому что за 90 лет проводимых там работ никаких отклонений в этом направлении не обнаружено», – добавил Анатолий Кашин.
По словам эколога, на сегодня известны 6 методов извлечения золота. К ним относятся гравитационное обогащение золотосодержащих руд, флотационное обогащение, амальгамация, цианирование, хлорирование золота и кучное выщелачивание.Первый и второй способы требуют тонкого измельчения руды, для них, в свою очередь, требуется наличие хвостохранилища. При этом воздействие на окружающую среду, оказываемое хвостохранилищами, максимальная, поскольку это очень большие объекты и выполнить на них гидроизоляцию практически невозможно. То есть при этих сбособах извлечения золота возможно загрязнение подземных вод.
Цианирование, амальгамация и хлорирование требуют очень высокой концентрации золота в исходном материале и применимы только для золотосодержащих концентраций. При этом оказывается воздействие на атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды, используются опасные для человека вещества, такие как ртуть, образуются токсичные отходы.
Для руд с невысоким содержанием золота наиболее экологически безопасным является кучноевыщелачивание. Для этого способа необходимым условием является гидроизоляция, что позволяет исключить потери продуктивного раствора. Естественно, при этом оказывается минимальное воздействие на атмосферный воздух, а влияние на подземные и поверхностные воды вообще не происходит. В результате получаются отработанные руда, как неопасные отходы
«Раньше во времена Советского союза этот способ не применялся по одной простой причине –гидроизоляционных материалов, которые позволяют осуществлять этот процесс, в принципе не было. В последнее время появились новые современные материалы, типа геомембраны, которые позволяют использовать этот метод», – говорит Анатолий Кашин.
Что касается воздействия взрывных работ, то геомеханические процессы движения пород в результате проведения взрывных работ на расстоянии 1,3 км не будут иметь масштабного влияния.Пылегазовое облако за 1300 м и более 2,7 км практически рассеивается, и замеры показываютотсутствие какого-либо влияния. Кроме того, в январе алматинским экспертно-сертификационным центромвзрывчатых материалов были проведены сейсмические замеры.
«Максимально допустимая вертикальные колебания почвы для современных домов из бетона составляет 19 мм в секунду, для саманных домов – 12,7 мм в секунду. Фактические значения, полученные при производстве взрывных работ, показали не более 0,5 мм на секунду. То есть, грубо говоря, в 40 раз для бетонных домов и в 25 раз для саманных домов ниже допустимый нормы. При этом возможно лёгкое раскачивание висящих предметов», – заявил эксперт.
Согласно данным исследования, взрывные работы не могут вызывать высыпания побелки, дребезжание стёкол, смещений фундамента и повреждения ветки в конструкции, то есть никаким образом не сказывается на состоянии зданий и сооружений в посёлке Маралды, и естественно, не оказывает как такового воздействия на население.