Несколько лет назад переход на безналичные платежи для многих казахстанцев казался чем-то далеким, однако на сегодняшний день, сложно представить жителей крупных городов, расплачивающихся в торговых центрах и маленьких магазинах с помощью наличных. Огромный стимул для населения дают банки и магазины, которые предлагают отличные бонусы за оплату покупок безнала. О преимуществах перехода на безналичные платежи корреспонденту Toppress.kz рассказал финансовый эксперт Аяна Долматова.
– Аяна, как вы считаете, какие главные преимущества перехода на безнал для внутренней экономики страны и для населения?
– На самом деле плюсов много. Во-первых, нельзя не отметить актуальную на повестке дня мировую пандемию Covid-19, которая внесла значительные изменения в привычный образ жизни всего мирового сообщества. Чуть больше года назад мы отказались от рукопожатий, доставки еды перешли на бесконтактную доставку, а безналичные платежи стали в приоритете при любых финансовых операциях будь то оплата доставки, покупок в крупных торговых центрах или оплата проезда на транспорте. Здесь стоит отметить, что и многий бизнес ушел в онлайн – магазины одежды теперь делают ставку на доставки и создают магазины на колесах.
Сейчас мы видим, как банки второго уровня предлагают различные бонусы для пользователей, которые оплачивают покупки онлайн. Чаще всего это кэшбеки в виде отличных бонусов, которыми можно расплатиться в приложении или же использовать их оплату с карты. При этом, не растерялся и бизнес, магазины предлагают клиентам скидки за оплату покупок безналичным расчетом.
– А что касается преимуществ для внутренней экономики?
– Здесь есть свои плюсы, оплата наличными может пройти «мимо кассы», если продавец не пробивает фискальный чек. А в случае с оплатой картой с помощью POS-терминала, оплата в любом случае фиксируется в базе. Это влечет за собой снижение риска уклонения от оплаты налогов и ухода в так называемую «теневую экономику».
Удобны безналичные платежи и для самих казахстанцев – когда все траты регистрируются в приложении банка, их легче отслеживать, люди начинают более разумно подходить к трате финансовых средств.
– А если говорить о недостатках, какие они?
– Недостатки, конечно, есть, но это больше про безопасность самих пользователей. Мир не стоит на месте, с уходом в безнал появляются новые виды мошенничества, и здесь государство играет важную роль. Правоохранительные органы и сами банки стараются все чаще предупреждать жителей о появляющихся видах мошенничества, поэтому казахстанцам нужно быть внимательнее.
Ну и конечно есть риск потери мобильного телефона, в котором есть доступы к личному кабинету в банке, но здесь главное оперативно среагировать и сообщить своему банку о потере, для временной блокировки счетов. Но все эти недостатки, безусловно, покрываются удобством и оперативностью оплаты. В целом, иногда нам сложно успевать за скоротечностью развития цифровых технологий, это касается и поколения старших людей, для которых в новинку приложения банка. Но я знаю многих прогрессивных пенсионеров, которые с успехом пользуются безналом и поэтому, освоение цифровых технологий это вопрос времени, а безнал – это наше неизбежное будущее.