В селе Маралды ВКО представители группы горнорудных компании («Maralicha», «Maralicha-Gold» и ТОО «ВСАМ Продакшн») встретились с жителями села в рамках запланированных общественных слушаний по поводу актуальных вопросов добычи полезных ископаемых и строительства золотоизвлекательной фабрики, передает Toppress.kz.
Напомним, что новость о строительстве золотоизвлекательной фабрики в селе Маралды вызвало широкий общественный резонанс и недовольство местных жителей, которых беспокоила возможная угроза собственной и экологической безопасности. В частности, используемые в производстве токсичные цианиды вызвали у сельчан большие опасения.
Однако, по словам эксперта в области охраны окружающей среды, профессора Даулета Асанова, использование цианида в производстве безопасно для окружающей среды. И поскольку цианид – действительно опасный яд, для него существует особый регламент обращения. К примеру, проект включает в себя специальные технические решения, такие как изолированная комната с вентиляцией для подготовки цианистых растворов. Мониторинговые скважины и аварийный резервуар обеспечивают дополнительный контроль и безопасность.
Кроме того, ранее Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии и природных ресурсов РК уже предъявил ряд предписаний и замечаний. Даулет Асанов, который является экспертом по вопросам экологической безопасности, дал по этому поводу комментарии в ходе экспертного «круглого стола» в Усть-Каменогорске.
«Первое требование комитета – это полный водооборот. То есть мы ни в коем случае не должны брать воду из рек и не сбрасывать туда обратно. Фабрика и площадка выщелачивания — это единый комплекс, где вода будет находиться постоянно между ними в обороте. Это позволит избежать отрицательного воздействия на подземные и поверхностные воды и сохранить их в неприкосновенности. Следующим требованием было заменить угольную котельную на более экологичный вид топлива. Компания приняла решение заменить ее на газовую»,- заявил Даулет Асанов.
Что касается выбросов, то в процессе реализации проекта ведется активная работа над снижением их количества. По словам эксперта, в гидрометаллургическом цехе, где основная работа ведется с гидроцианидом, используется специальный скруббер, который позволяет сокращать токсичные выбросы. Кроме того, особое внимание будет уделено рекультивации территории после завершения работы фабрики. Так, например, процесс многократного промывания куч известковым молочком до нейтрального состояния позволит нивелировать возможный вред окружающей среде.
Стоит отметить, что в течение года неоднократно проходили общественные слушания, на которых были даны подробные разъяснения по проекту золотоизвлекательной фабрики. На слушаниях присутствовали представители государственных органов, в частности Комитета экологического регулирования, а также силовых структур. Профессор Даулет Асанов был одним из тех, кто принимал участие на всех общественных слушаниях.
«Люди спрашивали, не являются ли слушания получением некого согласования с ними. Мы неоднократно разъясняли, в том числе и государственные органы и комитет экологического регулирования, который писал правила проведения общественных слушаний, что ни в коем случае это не процесс получения разрешительного документа. Общественные слушания – это форма участия каждого из нас, любого гражданина страны, в процессе принятия экологических решений. То есть здесь идёт сбор замечаний и предложений. Каждый раз мы собирали по 30-40 предложений и проект улучшался и дорабатывался», – говорит Даулет Асанов.
Не менее важным вопросом является воздействие результатов деятельности фабрики на местную флору и фауну, в том числе на краснокнижных животных и растений, обитающих в окрестностях села Маралды. В сентябре 2023 года научная организация «Алтайский ботанический сад» в Риддере в течение месяца проводила обширные исследования всей территории и определила, что действительно здесь произрастают краснокнижные растения. Тем не менее, исследование научного института подтвердило, что существует возможность успешного выращивания и пересадки этих растений, риска утраты биоразнообразия нет.
Кроме того, инвесторы дополнительно берут на себя обязательства по зарыблению близлежащих рек с привлечением специальных организаций. Но поскольку в процессе производства фабрики отсутствует сброс загрязненной воды, то негативное воздействие на обитателей рек в целом исключено.