Директора Департамента банковского регулирования Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олжаса Кизатова в интервью корреспонденту Toppress.kz рассказал о порядке взаимодействия регулятора с банками в рамках оценки качества активов и подхода к разработке планов корректирующих мер.
AQR это диагностика, позволяющая определить потребность банков в капитале, дает оценку качества портфелей, анализирует практику кредитования. Рейтинг качества активов-это обзор или оценка кредитного риска, связанного с конкретным активом. Эти активы обычно требуют выплаты процентов таких как кредиты и инвестиционные портфели. Эффективность управления в области контроля и мониторинга кредитного риска также может влиять на то, какого рода кредитный рейтинг может быть достигнут. Качество активов является важным детерминантом риска, поэтому аналитики прилагают огромные усилия для точной оценки качества активов и его влияния на общее состояние бизнеса, банка или портфеля.
При оценке качества активов учитывается множество факторов. Например, необходимо рассмотреть вопрос о том, является ли портфель надлежащим образом диверсифицированным, какие нормативные акты или правила были введены для ограничения кредитных рисков и насколько эффективно используются операции. Как правило, рейтинг один показывает, что качество активов является хорошим и существует очень мало кредитного риска, в то время как рейтинг пять может означать, что есть серьезные проблемы с качеством активов и вопросы, которые необходимо решить.
Качество активов имеет большое значение для определения того, как они управляются. По мере повышения качества активов преимущества включают в себя большую ликвидность, большую способность к риску и более низкую стоимость средств. Все это может привести к более высоким уровням оценки.
Каждый кредитный цикл имеет уникальную структуру, поэтому нет двух одинаковых. Новые способы измерения качества активов адаптируются к изменениям на рынках капитала. Кредитные департаменты банков, крупнейшие рейтинговые агентства и регулирующие органы сыграли свою роль в обновлении популярных методологий оценки качества активов.
Одной из ведущих проблем финансового сектора является рост неработающих активов банковской системы. В этом контексте точная оценка качества активов является важной обязанностью Национального Банка Казахстана. У Нацбанка есть несколько способов изучить состояние качества активов банков. Наиболее распространенной из них является ежегодная финансовая инспекция (AFI), с помощью которой Национальный банк Казахстана ежегодно проверяет балансы всех банков.
Но растущий уровень неработающих активов побудил Национальный банк Казахстана выступить с дополнительными проверками по балансам банков для проверки подлинного характера банковских активов. Национальный банк Казахстана в течение года произвольно проводил проверку балансов отдельных банков. Отчет о такой проверке называется обзором качества активов (AQR). Таким образом, проверка качества активов является результатом проверки качества активов Национальным Банком Казахстана в коммерческих банках. Главной особенностью проверки качества активов является то, что она может быть не периодической, а скорее случайной.
Почему возникла необходимость в проверке качества активов в мире?
Многие национальные банки других стран имеют твердое убеждение, что некоторые банки занижают отчетность по своим неработающим активам. Практика классификации активов не соответствует действительности, и некоторые банки прибегают к постоянному расширению счетов. Здесь банки откладывали классификацию плохих кредитов, изображая счета как исполнительные.
Проверка качества активов, проведенная в различных странах, выявила более высокий уровень ухудшения качества активов или неэффективных активов у проверенных банков. Согласно результатам обзора, почти все банки государственного сектора имели более высокие непроизводительные активы. В случае банков частного сектора воздействие было ограничено крупными кредиторами.
Сообщалось, что банки прячут плохие активы в рамках практики сдержанности. На самом деле, терпение-это временная отсрочка платежей по ипотеке. Она осуществляется в форме предоставления банком заемщику помощи в погашении задолженности. Обзор качества активов отодвинул на второй план такую практику для точной оценки уровня неэффективных активов.
По словам эксперта, оценка качества активов банков Казахстана завершена все 14 банков проверены. AQR это результат планомерных действий регулятора ради очищения банковского сектора и сохранения его финансовой стабильности.
Реализация Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора улучшила качество ссудного портфеля банков-участников, способствовала росту темпов кредитования экономики. Банки-участники Программы за 2018-2019 годы выдали новых займов на сумму порядка 2 триллиона 800 млллионов тенге, из них субъектам бизнеса 1 триллион 400 миллионов тенге. К тому же, стоит обратить внимание, что денежные средства страны были предоставлены банкам на основе платности и возвратности, заявил Кизатов.
Руководство было написано с упором на основные принципы, хотя некоторые банки, подпадающие под действие AQR, могут применять национальные общепринятые принципы бухгалтерского учета (ОПБУ). Для этих банков банковские команды должны будут максимально точно соответствовать руководству, учитывая национальные правила ОПБУ. Соответствующие национальные компетентные органы будут тесно сотрудничать в подготовке AQR для разработки конкретного подхода.
После завершения AQR совместные надзорные группы (в состав которых входят руководители национальные компетентные органы) пишут письмо каждому банку с изложением любых областей, в которых они окажутся вне принципов бухгалтерского учета или надзорных требований, и необходимых корректирующих действий, которые банк должен будет предпринять (включая корректировки балансовой стоимости активов). В некоторых случаях эти проблемы, как ожидается, приведут к корректировке имеющегося капитала и, следовательно, будут отражены в компоненте "потребности в капитале" на следующую отчетную дату.
Какие вопросы остаются без ответа в ходе проверки качества активов?
Некоторые ключевые области риска (например, риск судебных разбирательств, другие несоответствия в оценке, такие как корректировки дебетовой оценки, оценка рисков по справедливой стоимости) были исключены из сферы действия AQR. Кроме того, отсутствует отчет о результатах качественного обзора политики и процессов на уровне конкретного банка. Такой отчет мог бы помочь инвесторам оценить степень влияния отдельных систем банковского учета на информационный риск (например, риск оценки производных финансовых инструментов, неправильная классификация по иерархии справедливой стоимости). Кроме того, как отмечалось ранее, неясно, будут ли последствия корректировок, связанных с AQR, четко представлены или раскрыты в финансовой отчетности, последняя из которых является проблемой в некоторых корректировках (например, подверженность риску финансирования судоходства) и отражает пруденциальный подход, а не тот, который требует корректировки бухгалтерского учета.
Тем не менее, нужно отдать должное банкам страны за работу и новшества в целх повышения прозрачности и всеобъемлющей отчетности по обзору качества активов и стресс-тестам. В этом отношении оценка является шагом в правильном направлении, и она является хорошим предзнаменованием, если надзорный орган может способствовать более последовательному представлению отчетности о неисполнительных кредитах и других сложных областях. Тем не менее, этот акцент на повышении прозрачности банковской отчетности должен быть устойчивым если это только разовое мероприятие, то оно вряд ли будет достаточным для укрепления доверия инвесторов к прозрачности банковской отчетности.