В Нур-Султане состоялось заседание экспертной диалоговой площадки в рамках проекта "Гражданский бюджет здравоохранения столицы: разработка индикаторов и рекомендаций", где обсуждались актуальные вопросы повышения открытости и прозрачности использования бюджетных средств, передает корреспондент Toppress.kz.
В заседании приняли участие предтавители государственных органов, (в том числе Министерства здравоохранения РК), ФСМС, медицинские организации, экспертное сообщество, представители некоммерческих организаций. Данное мероприятие прошло в рамках продвижения поручения Президента Токаева о необходимости изменить формат проекта "Гражданский бюджет". Глава государства также заявил, что граждане страны имеют право получать достоверную информацию о распределнии бюджетных средств.
На экспертной диалоговой площадке заслушаны выступления всех заинтересованных сторон о совместных мерах по повышению прозрачности и подотчетности как одного из действенных инструментов по повышению эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества медицинских услуг и улучшения в целом здоровья нации.
Участники экспертной диалоговой площадки по теме «Гражданский бюджет здравоохранения»:
– исходят из понимания того, что гражданское общество и государственные органы – это равноправные партнеры;
– отмечают, что только в результате конструктивного переговорного процесса всех участников – гражданское общество, государственные органы, медицинские организации всех форм собственности, бизнес-сообщество, ассоциации в Казахстане могут быть успешно реализованы гражданские инициативы по повышению прозрачности и подотчётности в сфере использования бюджетных средств;
– призывают к дальнейшим системным шагам в целях устойчивого и эффективного развития отрасли здравоохранения Республики Казахстан
– считают, что необходимо принять дальнейшие меры по изучению имеющихся проблем, выработке совместных решений;
-отмечают, что необходимо совершенствовать взаимодействие и строить конструктивный диалог в целях открытости, корректности и своевременности решения проблемных зон, а также широкого информирования населения о проводимой работе.
– подчеркивают, что проводимое заседание экспертной диалоговой площадки послужит ещё одной важной площадкой для укрепления сотрудничества в сфере развития прозрачности и подотчетности участников бюджетного процесса.
По итогам обсуждений участники круглого стола предложили следующие важнейшие направления многостороннего сотрудничества:
1) осуществление эффективного контроля за соблюдением положений законодательства Республики Казахстан в сфере здравоохранения и использованием бюджетных средств через общественный мониторинг;
2) активное содействие реализации совместных исследовательских проектов гражданского общества, государственных органов и частного сектора, отвечающих их общим интересам через государственно-частное партнерство, государственный социальный заказ и инициатив в рамках волонтерского движения.
Рекомендации по итогам заседания экспертной диалоговой площадки:
1)В рамках исполнения поручение Президента РК Токаева К.К. Министерству здравоохранения РК совместно с Министерством финансов РК и своими подведомственными организациями (НАО «ФСМС» и др) продолжить работу по повышению прозрачности бюджетного процесса на всех этапах путем применения цифровых технологий, в том числе для минимизации человеческого фактора и снижения коррупционных рисков.
2)Управлению общественного здравоохранения столицы рекомендовано:
– разработать систему единых индикаторов развития инфраструктуры в целом, с выделением направления кадровой политики – медицинских работников. «С учетом недавно принятой государственной программы развития здравоохранения до 2025 года, данные индикаторы должны отразится в столичной государственной программе и иметь не просто декларативный характер, а быть основой для бюджетного планирования программ, администрируемых управлением общественного здравоохранения города Нур-Султан, с их четким указанием развития инфраструктуры, кадров».
– при внедрении очередных реформ в отрасли (слияние, объединение медицинских организаций и.т.д.) в обязательном порядке проводить широкую разъяснительную работу и консультации с гражданским обществом.
– пересмотреть структуру сайта государственного органа, сделать более прозрачным, корректным, актуальным, понятным и доступным для общественности, необходимые вкладки «статистика», «аналитика», «гражданский бюджет», отчеты по исполнению бюджетных программ с указанием причин несполнения и ответственных лиц, промежуточный и итоговый анализ состяния исполнения государственных и региональных программ, «обратная связь» и т.д
– создание для медицинского работника физически, экономически и юридически безопасного рабочего места, полностью оснащенного современным оборудованием и обеспеченного изделиями медицинского назначения, лекарствами, средствами индивидуальной защиты, т.е. с достойными условиями труда. Это прежде всего ЯВЛЯЕТСЯ ЗАБОТОЙ О ПАЦИЕНТЕ. Очень важным залогом оказания качественной медицинской помощи является постоянное повышение квалификации медицинского работника и его социальное благополучие.
От профсоюза для бюджетного планирования в здравоохранении и его мониторингу предложены следующие индикаторы развития инфраструктуры и кадров:
1. выделение средств на цели, обязательные в соответствии с законодательством.
– оплата обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов,
– оплата присвоения квалификационных категорий,
– оплата прохождения обязательных медицинских осмотров,
– расходы на профилактические вакцинации против парентеральных гепатитов,
– мероприятия по охране труда и другие.
2. выделение дополнительных средств от работодателя, предусмотренных в рамках отраслевого соглашения, коллективных договоров.
– дополнительные меры поощрения установлением знаков отличия и почетных званий с выплатой единовременного вознаграждения, иных форм стимулирования,
– установление компенсационных выплат за наем (аренду) жилища,
– полная или частичная оплата приобретения жилья,
– возмещение коммунальных услуг
– и другие меры социальной поддержки медицинского работника (оздоровление, поддержка здорового образа жизни, материальная помощь и т.д.);
3. ежегодная индексация и повышение заработной платы;
4. повышение производительности труда и эффективности деятельности предприятия, связанных с внедрением корпоративного управления, современного менеджмента.
5. выделение финансовых средств из местного бюджета и его целевое распределение для поддержки субъектов здравоохранения столицы.
3) НАО «Фонду социального медицинского страхования» предусмотреть на своем официальном сайте рубрику «Гражданский бюджет отрасли «Здравоохранение» с публикацией всей необходимой информации по выделяемым и осваиваемым финансовым средствам в понятной и доступной форме для большинства населения с расшифровкой проводимых мероприятий.
4)Медицинским организациям независимо от формы собственности, предусмотреть обязательное размещение для публичного освещения на своих официальных сайтах гражданскую версию своего бюджета с расшифровкой доходной и расходной части бюджета. Кроме того, также рекомендуется на ежемесячной основе актуализировать интерактивную карту открытых бюджетов – www.publicbudget.kz.
Наша общая задача -воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога государства и общества можно построить гармоничное государство – Президент РК Токаев К.К.