В нынешних геополитических условиях и кризисе доверия, обострилась проблема региональной безопасности. По мере развития государства и интеграции, актуализируется вопрос о межпарламентском сотрудничестве. Какое влияние парламент имеет на безопасность страны и какую роль играет в отношениях между странами СНГ, сообщает Toppress.kz.
Для начала, стоит понять, что из себя представляет межпарламентское сотрудничество. В научном дискурсе нет точного определения сотрудничество. Некоторые эксперты рассматривают межпарламентское сотрудничество через работу межпарламентских организаций и парламентских ассамблей международных организаций.
Первый межпарламентский институт в СНГ был учрежден в 1992 г. – Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ). В последующие годы в условиях политических трансформаций пространства СНГ на базе организаций разноуровневой интеграции: ЕврАзЭС и ОДКБ – учреждены Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС (2002 г.) и Парламентская Ассамблея ОДКБ (2006 г.)
Сейчас к деятельности этих организаций отношение в обществе неоднозначное. И Казахстану с геополитической точки зрения приходится нелегко. Мнение политологов тоже разделилось.
Политолог Эдуард Полетаев, говорит о том, что парламентская деятельность может способствовать выстраиванию доверия и снижению конфронтации между странами центральноазиатского региона.
«Геополитическая турбулентность в мире, требует большего сближения странам Центральной Азии и координаций усилий, чтоб сохранить мир. Не секрет, что центральноазиатское направление, в концепции внешней политики Казахстана занимает приоритетное направление, также как и в Узбекистане. И тяга к интеграционному сотрудничеству связана с тем, что роль парламентариев, на данный момент укрепляется и должна способствовать снижению конфронтации, конфликтного потенциала и укреплению доверия. Потому что в условиях многополярной системы востребованность публичной и парламентской дипломатии возрастает. Когда трудно наладить контакты официальным лицам, где классические внешнеполитические механизмы буксуют, тогда взаимодействие парламентариев, может дать определенный эффект», – говорит он.
В возрастающей конфронтации между странами СНГ, возникает необходимость лавировать и выстраивать доверие для стабильного развития. На доверие влияет много факторов, как и подписанные документы договора между странами, по словам Замира Каражанова, так и межпарламентские ассамблеи, по словам Эдуарда Полетаева.
“Вопрос недоверия, скорее всего не будет связан с парламентом, это вопрос, который носит межгосударственный характер. Естественно, если отношения между странами ухудшились, то тут не имеет значение парламент или правительство, будут сокращаться все аспекты сотрудничества, поэтому все довольно предсказуемо, будет ограничено сотрудничество на парламентском уровне между этими странами. И маловероятно, что сотрудничество укрепит доверие, потому что есть противоречия в отношениях и парламентские группы и сами парламентарии эти проблемы не смогут решить, так как это не тот орган, который способен справляться с такими противоречиями” – рассуждает Замир Каражанов.
Свое мнение по поводу проблематики конфликтов выразил и Эдуард Полетаев.
«Сейчас любые конфликты – это гибридные конфликты, в которых не только армия, политики и дипломаты участвуют но и СМИ, НПО и социальные сети, в том числе, и депутаты парламентов, так как в целом в 21 веке наблюдается информатизация, открытость политических процессов, поэтому чем больше игроков на этом поле, тем больше их востребованность и больше возможности наладить отношения и мирные процессы. Ведь это парламентарии, люди которые постоянно дискутируют, умеют говорить с оппонентами, у них есть определенный опыт. Ведь всегда нужны эффективные аргументы в спорах и парламентские практики способствуют развитию таких механизмов», – говорит он.
Также, эксперт отметил то, что эти механизмы очень важно развивать и в нашей стране.