Помните строчки из знаменитой песни Владимира Высоцкого: "Кто здесь не бывал, кто не рисковал,Тот сам себя не испытал"? Многие, кто познакомился с горами вживую, говорят об их величии, том, что именно там можно понять что-то важной для себя. Не так давно мы писали о замечательной художнице Нагиме Ибрашевой, которая высоте более четырех тысяч метров нарисовала картину. Так вот, она говорила о том, что именно в создании горных пейзажей ей близко творчество Жанатая Шарденова. О его картине "Горы Алатау" мы и поговорим более детально.
Эта картина казахстанского художника – прямой наследник творений импрессионистов, а в чем-то даже походит на постимпрессионистов – энергичные мазки Шарденова очень похожи на яростные вбивания краски в холст, столь любимые Сезанном. Причем, что интересно, в технике Шарденова превалирует скорее скульптурный подход – он не стремится, как классицисты или академики добиваться полной сглаженности, для него важен объем. Творчество Жанатая Шарденова пришлось на замечательный период оттепели, когда не только простые граждане, но и творческая элита вздохнули свободно, поняв, что теперь можно экспериментировать и не бояться неправильной трактовки, которая способна привести творца к весьма печальному исходу.
"Горы Алатау"написаны уже зрелым мастером, и во всем чувствуется его уверенность и спокойное владение техникой – многие искусствоведы говорят о том, что картина Шарденова всем своим обликом говорит о создании на едином дыхании, в едином вдохновенном порыве и с этим сложно поспорить. От картины веет силой, но это не агрессивная демонстрация своего превосходства – напротив, чувствуется спокойствие и размеренность опытного мастера. При этом от полотна исходит по-настоящему мужская сила, спокойный восторг сильного человека, восхищающегося дикой и свободной природой, которую не намерен приручить или подчинить, а, напротив, идет ей навстречу, признавая себя ее творением. Художник вскрывает дионисийское, эмоциональное и бурное начало природы, однако на картину переносит ее без излишней аффектации, оставляя многое для самого зрителя. Американский художник-реалист Уайет говорил, что за его картинами скрыто гораздо больше, чем в них, и в этом Шарденов прямой наследник автора "Мира Кристины".
Колорит произведения передает состояние природы нашего региона. Сиренево – голубые, с вкраплением глубоких синих тонов – цветовая гамма соответствующая природе алматинских окрестностей, родным горным пейзажам. Сезон года и состояние погоды лучше всего отражается светлыми белыми цветами, что покрывают землю. Холодные переливы красок пересекают нервные линии горных рельефов, внося экспрессию и общий динамизм композиции ("100 шедевров искусства Казахстана").