В середине марта этого года в мировых СМИ прошла информация о том, что Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем на тему продажи нефти за юани. Отметим, что после заморозки Западом золотовалютных резервов России Китай постепенно стал переходить на расчеты в юанях с основными торговыми партнерами. К примеру, в конце марта договорился с Бразилией отказаться от доллара США в двусторонней торговле и сделать конвертацию юаней в реалы «более быстрой и менее затратной». А в начале апреля уже президент Франции предложил Европе уменьшить свою зависимость от «экстерриториальности американского доллара». Что на этот счет думают казахстанские эксперты, сообщает Toppress.kz.
Еще в начале этого года министр финансов Саудовской Аравии Мохаммед Аль-Джадаан заявил, что его страна готова начать осуществлять транзакции в национальных валютах в обход американского доллара. Как известно, это государство является крупнейшим экспортером нефти в мире. По мнению экспертов, даже частичный отказ Саудовской Аравии от нефтедоллара может вызвать значительные перемены в мировой валютной системе. Ведь курс денежной единицы этой страны – риала – привязан к доллару США, за которые и торгуется ее нефть. Причем, более 25% нефти из Саудовской Аравии покупает именно Китай.
Что касается Бразилии, то Китай является ее крупнейшим торговым партнером с 2009 года. По данным официальной статистики, товарооборот между двумя странами в 2022 году достиг рекордных 150,5 млрд долларов.
С чем связан процесс дедолларизации и создания новых валютных союзов в мире, в интервью нашему изданию пояснил лектор Высшей Школы Менеджмента AlmaU Қуанышбек Дуйсенов.
«В первую очередь это связано с тем, чтобы получить независимость экономик этих стран от доллара. Так как это уберет монополию США в финансово-экономическом плане», – говорит эксперт. – «Также это уменьшает риск и потенциальное давление, связанное с решениями ФРС (Федеральной Резервной Службы) США. Соответственно, это ведет усилению валют стран БРИКС. Во-вторых, стоит упомянуть, что именно для России это уже вынужденная мера, в связи с последствиями антироссийских санкций, отключения от системы SWIFT. А основным конкурентом доллара в последнее время считается юань, с помощью которого некоторые страны ведут торговлю с Китаем. Все это является частью процесса дедолларизации, и основная причина – это уменьшение рисков и потенциального давления доллара».
Между тем, как отметил экономист Эльдар Шамсутдинов, тема дедолларизации на самом деле родилась давно, сразу после Ямайского соглашения 1976 года, когда доллар стал «резервной валютой на доверии». Сейчас, по его словам, доля доллара в мировых резервах центральных банков стран упала до 58%, в 2001 году она составляла 73%. Он отметил, что многим странам не нравится, что в США печатают деньги при необходимости. Но есть и другие причины.
«Также многим не нравится то, что доллар – это все-таки валюта Штатов, и они могут ею управлять, то есть, к примеру, блокировать счета, не выполнять платежи. И это вызывает тревогу, так как оказывается, что ты не такой уж независимый в торговых отношениях. Поэтому страны пытаются придумать различные инструменты, в том числе связанные с золотом и другие альтернативы», – отметил Эльдар Шамсутдинов, добавив, что процесс дедолларизации, конечно же, небыстрый и может занять немало времени.
Напомним, на совещании стран-участниц МВФ в Кингстоне (Ямайка) в 1976 году были достигнуты договоренности об основных принципах формирования новой мировой валютной системы взамен Бреттон-Вудской системы золотовалютного стандарта. Ямайское соглашение провозгласило «специальные права заимствования» базой новой валютной системы, юридически закрепило демонетизацию золота, узаконило режим «плавающих» валютных курсов.
В свою очередь, экономист Ильяс Исаев добавил, что около 6–7 лет назад удельный вес доллара в международном платежном обороте составлял 85%.
«После того, как в состав резервных валют в мире были включены другие валюты, а также в связи с усилением экономически развитых государств, в том числе Китая, доля доллара снизилась до 70-75%», – отметил он.
На сегодня в состав основных резервных валют в мире входят доллар США, евро, британский фунт стерлингов и японская йена. К резервным также относят швейцарский франк, канадский доллар, австралийский доллар и китайский юань.
Добавим, что о планах по росту расчетов в национальных валютах заявлено и в рамках ЕАЭС (Евразийском экономическом союзе). Так, в 2022 году только по товарам доля расчетов в нацвалютах составила 85%. Это ведет к снижению транзакционных издержек и укреплению валют стран, входящих в Союз. О некоторых плюсах участия Казахстана в ЕАЭС рассказал экономист Эльдар Шамсутдинов.
«У нас происходит защита рынка. В рамках ВТО есть достаточно серьезные ограничения, в том числе по субсидированию, если ты хочешь работать на внешнем рынке. А вот в рамках ЕАЭС мы можем себе это позволить», – говорит эксперт. Он отметил, что в таком Союзе странам-соседям легче договариваться между собой в решении различных вопросов.
Как сообщалось ранее, страны ЕАЭС к 2025 году собираются создать общий финансовый рынок, в котором будут сформированы единые правила в банковском, биржевом и страховом секторах. Причем наднациональный финансовый регулятор стран ЕАЭС планируется разместить в городе Алматы.