"Искусство убеждать людей много выше всех других искусств,
так как оно позволяет делать всех своими рабами
по доброй воле, а не по принуждению"
(Георгий из Леонтин)
О том, с чего начинается информационная борьба; какие методы используют СМИ для удовлетворения политических целей той, или иной страны на международной арене во время вооруженного конфликта. Как работает система информационной борьбы современных медиа; как вооруженные силы ведущих стран мира повлияли на новые информационные угрозы и вызовы. Как СМИ отражают в своих материалах военные конфликты, и какой "message" они лоббируют в массы, читайте подробнее в материале Toppress.kz.
Следует пояснить сразу, что информационная борьба всегда преследует две верные цели: оказание максимального влияния на информационную среду конкурентов и защиту своей среды, для достижения успешного результата.
Как правило, информационная атака направлена на основные сферы ведения вещательного противостояния: политическую, финансово-экономическую, дипломатическую, инновационную, военную.
Если в информационном противоборстве допускаются все вышеуказанные методы и способы влияния на противную сторону, то в геополитическом информационном противостоянии борьба проходит между странами, где каждая из сторон принимает меры для нарушения информационной безопасности другого государства, при этом защищаясь от аналогичных действий противостоящей страны.
Для достижения успешного результата, СМИ применяют анализ и прогноз развития ситуации в главных сферах своего государства и геополитического конкурента – политической, дипломатической, финансово-экономической и военной. Вместе с тем, медиа занимаются подготовкой возможных вариантов, а также ведут расчет последствий от своего информационного воздействия. Так что лежит в основе геополитического прогнозирования? Стратегический анализ мира, с учетом всех наиболее вероятных сценариев.
Наряду с этим напрашивается вопрос: как информационное и геополитическое информационное противоборства сказываются на своей, так называемой целевой аудитории, объекте? Здесь средства массовой информации для реализации своей цели используют все информационные и телекоммуникационные системы, чтобы оказывать свое влияние на массы, воздействую на психику политической элиты и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного сознания и мнения, а также принятия решений. Отсюда следует и тщательно проработанная стратегия, направленная на добычу информации о конкуренте и условиях информационного противоборства; сбору информации о своих союзниках; обработке информации и обмену ею между членами своего политического объединения, в целях организации и ведения действий.
В завершении этого комплекса мероприятий разрабатывается информационное оружие, цель которого, полное уничтожение конкурента в информационном противоборстве, и что интересно, орудием могут выступать как информационно-технические и информационно-аналитические системы, так и человеческие ресурсы – журналистские кадры. Именно с разработки четкого стратегического плана действий, тщательного анализа и подбора кадров начинается информационная борьба.
Что такое информационная война и как работает ее система
Любая информационная война является реальным геополитическим фактором, под которым обычно подразумевается комбо информационно-пропагандистской деятельности, для влияния на массы, получения контроля над сознанием целевого социума, его программирование и защита от аналогичного влияния со стороны конкурентов.
Здесь можно привести наглядный пример ярко-выраженной информационной войны против России, во время вооруженного конфликта в августе 2008 года, после начала грузинской агрессии, в которой российская сторона направила военные силы на предотвращение геноцида осетинцев, вместо разрешения конфликта дипломатическими переговорами. Несмотря на то, что вооруженное столкновение на первый взгляд разрешило военный конфликт, вызванный убийством российских миротворцев и агрессии против Южной Осетии, появилась почва для развития информационного противостояния, когда давление западных СМИ начало сказываться на России.
Главными участниками информационных войн стали в первую очередь медиа ресурсы США и Великобритании. Антироссийские материалы регулярно выходили на CNN и BBC, таким образом, началось формирование крайне негативного образа Российской Федерации на мировой арене. В связи с чем, облик страны, навязанный агрессивной пропагандой зарубежными СМИ, создав информационный вакуум с избытком клише о России. Следует отметить, что образ РФ формировался не только посредством шаблонных публикаций, но и с помощью графических работ: карикатуры, иллюстрации с недвусмысленными текстами, GIF-файлы с саркастическими изображениями, короткометражные аниме-фильмы и многое другое.
Для противостояния западным конкурентам, Россия организовала работу по наращиваю своих информационных ресурсов, которые смогли бы участвовать и составлять конкуренцию амерканским и европейским СМИ, создав свои масс-медиа на их примере. Так в число "тяжелой артиллерии" РФ вошли: ВГТРК, "Russia Today", "Голос России", "Маяк", "РИА Новости", "ИТАР "ТАСС", "REGNUM" и многие другие. Есть необходимость в том, чтобы определить, что суть информационно-психологической войны – воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов.
Если рассматривать российский опыт ведения информационного противостояния, то ясно, что битва средств массовой информации пробудила внутри страны оппозиционные силы, которые дискредитируют положение России, как на внешне так и внутриполитическом уровнях. Однако медиа менеджмент на внешних рубежах РФ гораздо сильнее, чем на внутренних границах, из-за чего имидж страны формируется исключительно на главе государства России, сосредоточив все внимание на действиях, принимаемых президентом, его решениях в отношении мирового лидерства в таких сферах как: политика, экономика и военное обеспечение.
Для того, чтобы понять масштаб работы западных СМИ, можно привести пример того, насколько информационные противоборства медиа сообщества конкурентов нарастили свое влияние во время военных конфликтов. Операция "Буря в пустыне", победу в которой CNN фактически отрепетировал. Большинство телевизионных сюжетов с очередной "победой" американских войск были сняты не в горячей точке, а в штате Невада, с помощью Голливудских видеомейкеров. Исходя из этого, на ум приходит случай с освобождением рядовой Джессики Линч во время второй иракской войны в 2003 году. Этот эпизод был пропагандистской акцией Пентагона и репетировался заранее, что еще раз подтверждает всю мощь информационного оружия. Информационную силовую нишу также заняли BBC и "Al Jazeera".
Примечательно, что в распространении негативной информации о РФ поддерживают достаточно авторитетные издания вроде "The Economist" и "Financial Times", когда речь заходит об ущемлении российскими органами британских интересов в бизнесе. Следует обратить внимание на то, что внешнеполитический государственный медиахолдинг установивший связи с каналом "Euronews", запустил вещание на русском языке этого телеканала в 2001 году, (сам канал был создан в 1993 году).
Сегодня ВГТРК владеет 16 процентами акций в акционерном капитале компании, являясь одним из пяти крупнейших акционеров "Euronews", наряду с телекомпаниями Франции, Испании, Италии и Швейцарии. С учетом того, что Россия в лице ВГТРК – крупнейший акционер и финансовый донор "Euronews", это никак не влияет на то, что в эфире евроновостей мало позитивной информации о России. А во время агрессии Грузии против Южной Осетии по этому телеканалу транслировались только антироссийские комментарии, выходящие рамки приличия.
Следует отметить, что в Казахстане нет опыта по ведению информационных войн как у своего соседа – России, однако Министерством Обороны РК была внедрена специальная программа для подготовки журналистов под названием "Әскери Дискурс", в рамках которой реализуется спецподготовка медиа кадров. Военным дискурсом предусмотрен образовательная программа по правилам конструктивной, максимально объективной журналистике, во время работы в зоне военного конфликта. Специалистами проводится многопрофильный экскурс по экстремальной журналистике, организации работы журналиста в период массовых беспорядков; психологическая подготовка медиа специалиста перед выездом в зону вооруженный действий; дается лекционный курс по особенностям работы журналиста при боях в городских условиях, а также правилам эвакуации с помощью воздушного судна. Кроме того, проводится работа по выработке этических норм в военной журналистике, между тем осуществляется подготовка к автономному выживанию.
Данная инициатива служит серьезной почвой для формирования по выстраиванию защитных механизмов от информационного противостояния.
Примером информационной геополитической войны может быть организованная Соединенными Штатами военная акция против режима Саддама Хусейна. Лозунгом данной акции являлось спасение народов от угрозы применения Ираком оружия массового поражения. Несмотря на то, что заключение по данному вопросу, которое было вынесено комиссией ООН, что на территории Ирака следов оружия массового поражения не было обнаружено не остановило действий со стороны американцев. США продолжили настаивать на своем, в связи с чем, Россия, Франция и Германия выступили против намерений Соединенных Штатов. Однако к США присоединился Китай.
Намеченное заседание Совбеза ООН, на котором должна была быть принята резолюция США о проведении военной акции против Ирака, с учетом угрозы наложения вето упомянутых стран, США сорвали. Им удалось "обработать" правительства зависимых от них стран, провести встречу на Азорских островах активных лидеров силового варианта (США, Великобритания и Испания), где было принято решение о начале военных действий.
Так, война началась 19 марта 2003 году с ограниченных ударов крылатыми ракетами по Багдаду. Американцы не скрывали цель – уничтожить Саддама Хусейна и его ближайшее окружение, то есть уничтожить главное управляющее звено военно-политической системы Ирака.
Следует обратить внимание на то, что американская разведка сообщила координаты предполагаемого объекта нахождения иракского лидера, и в ночью около 20 КР поразили предполагаемые покои президента Хусейна. Как позже выяснилось, врага США там не оказалось. Для того, чтобы сгладить свой просчет, проамериканские СМИ объявили о гибели сына Саддама Хусейна Удея, назначенного командующим центральным округом страны. Тут же была запущена "утка" о побеге Тарика Азиза – вице-премьера, "правой руки" главы Ирака.
Но буквально через день иракские масс-медиа оперативно опровергли эту информацию, запустив в эфир выступление Тарика Азиза на телевидении. Для поднятия морального духа иракского населения по всем теле и радио каналам транслировались марши и патриотические речи с призывами дать отпор агрессору. Американцы разбросали около 2 миллионов листовок со своими контрпризывами: не поддерживать режим Хусейна и способствовать войскам коалиции.
Как высказался посол республики Ирак в России Аббас Халафа "США развязали беспрецедентную психологическую войну против иракского народа". Как отмечают политологи, одним из основных ударных звеньев в этой информационной борьбе должен был стать новый телецентр "Аль Арабия" на военной базе в Катаре, который был создан на деньги американцев в противовес арабской телекомпании "Al Jazeera".
Еще одним промахом в информационной войне с Ираком, США допустили на пятый день войны запустив очередную "утку" о ранении Саддама Хусейна. Однако он выступил по ТВ и опроверг сообщения СМИ о массовой капитуляции иракских военнослужащих в плен, а также о сокрытии США истинных потерь. Иракцы показали пленных британских солдат и сбитый якобы крестьянином вертолет "Апач". В ответ на эту видео трансляцию премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил об антигуманных действиях Ирака в обращении с пленными и недопустимости показа их по ТВ. При этом политик обвинил Ирак в нарушении Женевской конвенции, но "забыл" о сценах демонстрации пленных иракцев.
Война завершилась, США "дожали" своих противников по Ираку, одержав верх в информационном противостоянии к концу третьей недели боевых действий.
Война в киберпространстве
По мнению некоторых военных специалистов США и НАТО, информационные войны в большинстве случаев, не имеют отношения к процессам принятия политических решений. Однако были нередки случаи, которые носили окраску военно-политических планов, а также имели право на существование еще в начале ХХI века в инцидентах на территории Эстонии, Кыргызстана, военных сетях Соединенных Штатов, компьютерных сетях Франции и Великобритании – Кибербезопасность. Отмечается, что одна часть иностранных экспертов признала уязвимость как гражданских, так и военных структур, однако не верили в возможность появления новой модели потенциальных военных конфликтов. Другая же часть специалистов придерживалась иной точки зрения, полагая, что сражения в информационной сфере станут "новой революционной формой военных конфликтов".
В вопросе о способности выживания в кибервойне, экс-консультант по вопросам кибербезопасности президента США Обамы Ричард Кларк, заявлял в RUSI Journal, что "кибервойна может разорить государство".
(…)невозможно победить в кибервойне без потерь, – утверждал, бывший директор национальной разведки Джон Майкл Мак-Коннел в открытой дискуссии на страницах The Washington Post.
По мнению Джона Майкла Мак-Коннела, кибервойна зеркально отражает в потенциально экономических и психологических отношениях государств характерные изменения, связанные с появлением ядерного оружия. Но все скептики признавали уязвимость инфраструктуры США и необходимость совершенствования системы и органов информационной безопасности.
Америка нуждается в обладании способностями применять ковровое бомбометание в информационной сфере, чтобы обеспечивать ликвидацию других недостатков в организации сдерживания, устрашения или увеличения эффективности боевых действий, – утверждал на страницах журнала ArmedForces полковник ВВС США Чарлз Уильямсон.
Чарлз Уильямсон был одним из тех специалистов США, который предложил считать информационную сферу новой самостоятельной сферой ведения военных действий.
Сдерживание или устрашающие динамические боевые действия в информационной сфере могут быть естественной и функциональной целью и объектом атакующей стороны. Они могут повышать эффективность операции, писал в обзоре ВВС США генерал Кевин Чилтон.
Исходя из этого, отмечается, что противостояние в информационной сфере приобрело многопрофильный характер общественно-экономических, военно-политических и государственных отношений. Целью информационного противостояния стало не только повышение эффективности боевых действий путем завоевания информационного превосходства, но и завоевание всестороннего всеобщего превосходства над потенциальным конкурентом, для обеспечения своих целей. Чаще всего, экономических, политических и военных.
(…) реорганизация киберкомандований ВС США и совершенствование стратегии ведения боевых действий в информационной сфере дает новую боевую мощь ВС США, – командующий киберкомандованием единых стратегических сил США генерал-лейтенант Кит Александер.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие стратегическое информационное противоборство фактически вбирает в себя основные методы информационной войны, которые США реализуют в настоящее время на государственном и военном уровнях и от которых не намерены отказываться в предстоящем будущем.