Курсанты Военного института Сил воздушной обороны совершили свой первый полет. На протяжении трех лет они готовились к этому ответственному моменту – столько длится теоретический курс обучения и тренировки на симуляторах. Корреспондент Toppress.kz побывал в учебном центре "Жоламан", близ города Нур-Султан, и воочию увидел, где проходят летную практику будущие летчики.
На аэродроме присутствовало более 30 курсантов второго и третьего курса, которые совершенствовали свое профессиональное мастерство. Перед тем, как получить допуск к штурвалу TL-2000 курсанты изучили его материальную часть и тактико-технические характеристики. На земле, в ходе так называемых наземных полетов, до автоматизма отработали каждое движение и все нештатные ситуации, с которыми летчик может столкнуться в небе.
После наземной отработки, вместе с инструкторами, на скорости до 200 километров в час, поднимаясь на высоту от 100 до 1000 метров, курсанты отработали полетные задания, такие как: взлет, полеты по кругу и в зону, приземление. Только после полетов с летчиками-инструкторами, они были допущены к самостоятельному управлению легкомоторным самолетом. В военной авиации этот рубеж обучения поэтично называют "становлением на крыло".
Осознавая тот факт, что позади десятки часов занятий на тренажерах и сотни страниц конспектов по теории, курсанты испытывают очень сильное психологическое давление, которое сопровождается волнением и большой ответственностью. Все ради того, чтобы осуществить детскую мечту и примкнуть к составу казахстанских ВВС.
Курсант Дияс Шаменов родом из Актобе. В Военном институте СВО он учится на специальности "Фронтовая авиация". 21-го октября, после трех лет обучения, Дияс совершил свой первый самостоятельный полет.
Это было незабываемо. Когда летишь самостоятельно, полностью берешь на себя ответственность. Летчики поймут, когда все зависит от твоих действий, летишь без инструктора, который ранее мог подсказать и направить – это очень захватывающее чувство. С неба все казалось очень маленьким, это чувство мне очень нравится, – поделился впечатлениями молодой человек.
В день каждый курсант выполняет до трех полетов. К концу октября они должны налетать около 15 часов. Самое сложное в первой летной практике – освоить самолет, сосредоточить внимание сразу на нескольких параметрах одновременно и следить за окружающей обстановкой.
Сюда попали лучшие из лучших, те кто смогли сдать все экзамены, – рассказал Дияс Шаменов.
Примечательно то, что среди летчиков есть немало интересных традиций. К примеру, перед полетом, как рассказали курсанты, нельзя делать фото и видеосъемку, также летчики не летают в пятницу 13-го числа. Это установившиеся правила, которые не доходят до фанатизма, однако передаются из уст в уста, на протяжении многих лет.
Самой интересной стала традиция связанная с первым полетом. По возвращении курсанта после первого вылета, он "выпадает" из кабины в руки товарищей. Его подбрасывают в воздух и несколько раз прикладывают "пятой точкой" о бортовой самолета. Это долгожданное событие для каждого летчика, ведь оно ознаменовано тем, что испытание небом пройдено.
У многих курсантов полеты ассоциируются с мечтой. Они осознанно выбирают профессию и желают посвятить свою жизнь небу.
Полет для меня – это жизнь. Я больше ничего не вижу в своей жизни. Я хочу летать, – ответил Шаменов на вопрос о планах на будущее.
Заместитель начальника авиационного учебного центра по летной работе Мурат Жандарбинов рассказал, что обучать курсантов тяжело, но в то же время интересно, ведь сразу вспоминаются молодые годы, первый полет и незабываемые эмоции.
Мой первый полет состоялся в 1986 году. Это было очень давно, но я помню его по сей день, – поделился Жандарбинов.
По словам Мурата Жандарбинова, на данный момент 8 курсантов летают самостоятельно, остальные проходят вывозную программу.
Требования для них очень жесткие, так как они впоследствии войдут в личный состав казахстанских ВВС. По окончании института, они получат воинское звание лейтенанта и начнут распределяться в определенные части сил воздушной обороны, – сказал он.