Не первый год кипят страсти вокруг шымкентского аэропорта. То ли причина кроется в калейдоскопе управленцев, меняющихся с пугающей регулярностью, то ли в жарком климате и горячей южной крови, а может в дурной голове, которая, как говорится, другим частям тела покоя не даёт. Но эта история длится не первый год не просто так. В ней появляются всё новые и новые грани, растет вероятность непредсказуемых поворотов, а драматургии позавидовали бы профи детективного жанра.
Аэропорт в Шымкенте построили почти 50 лет назад. Время шло, а аэропорт исправно работал и даже иногда обновлялся. Но десятки лет спустя Казахстан стал независимым государством, Шымкент стал миллионником, появились новые региональные аэропорты, а Шымкентский аэропорт продолжал работать. Он и сейчас работает.
“Ну есть же аэропорт, что вам еще нужно?”, – возможно возразит кто-то из местных чиновников.
Да, есть. Маленький и не способный создать условия ни для пассажиров, ни для авиаторов. Это не значит, что он плохой, напротив, когда-то он считался вполне современным, но это было ПЯТЬДЕСЯТ лет назад. И, вроде бы все всё понимают, но жадность берет свое. Летали так пять десятилетий, и еще полетают. У нас народ неприхотливый. Кризис, опять же…
И вот еще странность. Два года назад что-то случилось. Может проблема уже назрела до такой степени, что невозможно было закрывать на неё глаза, а может прежний градоначальник захотел отличиться и добавить в послужной список такой серьёзный проект, как новый аэропорт для города, но решили сильные мира сего, что город все же получит новый терминал.
Проект громкий, а денег жалко. В общем, классика жанра: «Хотим, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было. И бесплатно!».
Городские власти вспомнили, что есть в стране люди, готовые вкладывать собственные деньги в развитие отрасли. И опыт строительства аэропортов имеется у них и желание создавать новое. Так, видимо, и был подписан меморандум между акиматом города и компанией «SCAT». Меморандум, о котором так часто «SCAT» вспоминает, видимо, все еще надеясь, что у работников акимата проснётся совесть и они вспомнят, что живут на наши с вами налоги. На налоги людей, вынужденных летать из прогнившего насквозь здания, в котором мыши – частые гости. На налоги той же компании «SCAT», вложившей миллиарды собственных денег в строительство. Ну и, возможно, если произойдет чудо, они вспомнят о том, что законодательство, все же, нужно соблюдать всем.
Но пока дела с этим обстоят не очень. Был подписан меморандум, началась работа, презентовали проект Елбасы. Для этих целей бывший аким даже предоставил свой кабинет.
Но в тот момент, когда инвестор подготовил площадку и начал строительство, кто-то произвел в голове нехитрые расчеты и пришёл к выводу, что можно на проекте немало заработать. Схема простая до безобразия: «зачем строить большой терминал за деньги инвестора, если можно построить в 2 раза меньше, но в 3 раза дороже и за бюджетные! И все счастливы, ну кроме уже существующего инвестора, вложившего свои деньги. Но разве это имеет значение, если речь идет о таких деньгах?».
И завертелась машина-отжима. В ход пошли все возможные варианты. Вплоть до установки дорожного знака, запрещающего проезд машин, везущих стройматериалы на стройку, по единственной существовавшей в тот момент подъездной дороге.
Со временем ситуация разрешилась. Представителям компании «SCAT» все же дали возможность тратить кровные заработанные на строительство нового и большого здания. И вот, планы притворяются в жизнь и даже в самый сложный для авиации год, на отведенном участке уже возвышается три этажа нового здания.
Но не успела компания «SCAT» обрадоваться предстоящему монтажу уникального фасада, а также строительству инженерной базы, ангаров, тренажерного центра, кейтеринга, гостиницы для пассажиров и даже второй взлётно-посадочной полосы, как акимат потребовал от авиакомпании выкупить старый терминал, не желая отдавать его даром.
Наверное, каждый новый Шымкентский аким считает своим долгом попытаться заработать денег на этом многострадальном объекте.
«Задарма хотят старое здание получить! Непорядок! А не хотят сами покупать, так мы на торги его выставим. Посмотрим потом, как они попрыгают!», – вероятно, подумали в акимате.
И машина-отжима заводится вновь. Авиакомпания обращается в суд и торги должны отменить. Информацию эту акимат получает, но игнорирует. Видимо, тут закон для всех разный. Но старый терминал все равно никому не нужен. Акимат оправдывается, что покупатель был один, но правды никто не знает. Торги не состоялись, но акимат решил не сдаваться. Поэтому спустя неделю планируются новые торги. А компания «SCAT» в свою очередь продолжает строиться и судиться, пытаясь объяснить, что «халява» им не нужна. Но что толку объяснять истину тому, кто уже все решил, а в мечтах уже и продал.
Так что в итоге? По суду торги вновь отменены, акимат стоит на своем, планируют третьи торги, а «SCAT» продолжает строить. Ждем продолжения «Санта Барбары» южного розлива.
Только одно не понятно до конца. Существуют ли в мире еще такие «халявщики», вкладывающие миллиардами собственные средства? Но, видимо, тем, кто привык тратить лишь бюджетные – виднее.