В начале года казахстанская бизнес-платформа для умной торговли Smart Satu стала первой казахстанской компанией, сумевшей привлечь инвестиции английского фонда Sturgeon Capital. В интервью корреспонденту Toppress.kz основатель Smart Satu Болатбек Оспанов рассказал, что сотрудничество компании с английским фондом можно назвать «историческим процессом». Кроме этого он рассказал о популярности нового платежного инструмента для малого и микробизнеса, а также позитивно оценил развитие безналичной оплаты в стране.
Если вкратце, то сегодня Smart Satu – это ведущая бизнес-платформа для магазинов, заказчиков, дистрибьюторов и производителей. Компания объединяет продавцов, производителей и дистрибьюторов из разных стран в одну цифровую систему, сокращая расходы на логистику, и переводя на безналичные платежи цепочку «магазин – дистрибьютор – производитель».
Только за 2018–2020 годы к экосистеме было подключено свыше 100 дистрибьюторов и более чем 8000 торговых точек. Кроме этого, в феврале этого года казахстанская компания сумела привлечь финансирование от институционального фонда Sturgeon Capital, который нацелен на поддержку технологичных стартапов преимущественно из стран Центральной Азии.
-Болатбек, привлечение финансирования от институционального фонда Sturgeon Capital стало первым опытом для вашей компании. Расскажите насколько удобно взаимодействовать с подобными структурами?
– Я могу отметить, что перед тем как войти в британский фонд Sturgeon Capital нашу компанию проверяли четыре месяца. В итоге им стало ясно, что у нас совершенно «белая» компания. И то, что произошло для нас является определенным знаком качества. Кроме этого, мы работаем с целым рядом международных компаний, для которых взаимодействие с английским фондом – очень важное репутационное решение. Сам же процесс работы с фондом происходит достаточно продуктивно и для компании – для нас это фактически новая история. При этом команда самого фонда очень сильная, где-то мы им помогаем, где-то они помогают нам, знакомят нас с другими разными фондами и новыми партнерами.
– Насколько Smart Satu продуктивно взаимодействует с МФЦА на сегодняшний день?
– Мы больше взаимодействуем на дружеском опыте, в плане развития новых стратапов, поиска новых партнеров и рынков. В нашей компании готовы дать совет на счет того, как например взаимодействовать с инвесторами, поскольку у нас своя команда, сильная и самостоятельная.
Между тем в 2020 году Сбербанк Казахстан совместно со Smart Satu разработали новый платежный инструмент для малого и микробизнеса. Речь идет о новом продукте для безналичных взаиморасчетов – В2В QR-платеж посредством технологии Visa QR. В одном приложении можно сделать заказ, принять деньги от покупателя и отправить их производителю – быстро, просто, безопасно и выгодно для покупателя и поставщика. Для восполнения дефицита денежных средств предприниматели могут получить корпоративную кредитную карту Сбербанк Казахстана с первоначальным лимитом в 100 тысяч тенге.
– Насколько данный продукт востребован среди казахстанских предпринимателей?
– Карточки Сбербанка мы раздаем предпринимателям, повышая ликвидность их бизнеса, давая возможность больше закупать продукцию и реализовывать ее в гораздо больших объемах. Как правило, их берут владельцы тех или иных магазинов. С момента запуска нового продукта от магазинов до поставщиков прошло порядка двух тысяч платежей. При этом все платежи проходят исключительно в правовой зоне.
– Вы согласны, что наличные деньги «уже не в моде», рано или поздно их вытеснят карты?
-Да разумеется, кэша становится меньше, платежные системы развиваются стремительно. Сегодня наличные держатся только в магазинах у дома, кафе, ресторанах и в теневом пространстве, где бизнес старается уйти от налогов. Между тем, те же B2B-переводы с карты на карту в последнее время становятся реальной альтернативой наличным расчетам в стране.
-Тем не менее в Казахстане безналичные платежи развиваются достаточно медленными темпами в сравнении со странами Запада?
– Нет, не согласен. Сотрудники Visa, например, лучше понимают, поскольку контролируют всю платежную систему. По их данным доля кэша стремительно уменьшается, а доля безналичных платежей увеличивается.
– Какие преимущества вы извлекаете на фоне пандемии коронавируса, работая онлайн?
– До пандемии все крупные мировые производители уже думали о диджитализации, о технологиях и безналичном расчете. И сегодняшняя ситуация с коронавирусом всего лишь обострила все эти процессы и на первый план вышла электронная коммерция. Автоматизацию процессов заказа, платежей, логистики мы в свою очередь начали развивать еще в 2015 году. Тогда только появились технологии типа 3G. Затем мы уже перешли к безналичным платежам и как-то эволюционно всем потребителям наши решения стали необходимы и удобны в применении.
Автор: Ибрагим Аскар