Учёный-генетик, предприниматель и по совместительству участник проекта "100 новых лиц Казахстана" Болат Султанкулов, изучавший генетику в Ноттингемском университете в Англии, рассказал как пришёл в науку и что необходимо для развития генетики как науки в Казахстане, передает Toppress со ссылкой на BNews.kz.
Я занимаюсь коммерческой наукой, коммерциализацией. В неё пришли мы интересно, нас три друга. Мы сидели в лаборатории и думали, как дальше жить. И так как мы всегда были заинтересованы в новых технологиях, мы открыли стартап, где мы разрабатывали систему определения бактериальных заболеваний, альтернативной цепной реакции. И с этого начался наш путь в целом в коммерциализацию. Потом я открыл компанию "Клеточная терапия", где мы занимаемся аналогичными детермальными фибробластами – используем собственные клетки кожи пациента для регенерации шрамов для омоложения. Также потом открыл компанию "Pomme de vie". В 2013 году на рынке только-только появились такие продукты – сыворотки на основе ростовых факторов. И мы решили, что мы тоже можем этим заниматься, мы владеем всеми технологиями. И запустили эту компанию, -рассказал Болат Султанкулов.
Ученый считает, что наука в Казахстане может развиваться разными путями, такими как, государственное финансирование, государственные институты и коммерческий сектор.
Для того, чтобы у нас онкология «развивалась», необходимо чтобы были научные группы, которые занимаются исследованием в онкологии. Именно в определённой сфере — это геномная медицина, это генная инженерия. И второе, что необходимо, это не только государство. Необходимо чтобы частный рынок инвестировал в эту область. Потому что, когда есть частники в Казахстане, процесс идёт быстрее. Наука в Казахстане будет развиваться и то, о чём говорит Глава государства, только в том случае, когда на рынке появятся частные игроки. Но есть ещё мелкие проблемы, которые надо решать. И если мы хотим перейти к глобальным вещам, мы сегодня должны решать мелкие проблемы. Мы хотим строить ракеты, отправлять людей в космос, но для этого мы должны начать строить свои двигатели, – добавил ученый.