Здоровье – бесценный дар, обладать которым, сегодня может далеко не каждый человек и гарантией этого здоровья является сердце, дающее возможность жить. Сердце – единственный орган человека, способный самостоятельно пульсировать безо всякой связи с мозгом, оно совершает 10 тысяч ударов в день и около 40 миллионов ударов в год. Ученые до сих пор не могут назвать точную причину, что именно вызывает самостоятельную пульсацию сердца и что интересно, сердце формируется у зародыша раньше, чем мозг. Должно быть не случайно мудрые люди говорят, что сердцем можно порой увидеть то, что не видно глазами.
Бытует мнение, что здоровым нужно родиться, но как быть тем, кто появился на свет с диагнозом – врожденный порок сердца? Что это за заболевание и как его распознать? Сколько детей удалось спасти? Насколько продвинулась мировая детская кардиохирургия? Как обстоят дела в Казахстане и как наши врачи перенимают опыт зарубежных специалистов для развития отечественной медицины? На эти вопросы и не только, корреспонденту Toppress.kz ответили заведующая отделением детской кардиологии Национального научного кардиоцентра столицы Татьяна Иванова-Разумова и заведующий отделением детской кардиохирургии Дмитрий Горбунов.
"Врожденные пороки сердца – это очень коварное заболевание и существует их огромное количество видов"
Как отметила врач-кардиолог Татьяна Иванова-Разумова, каждый год рождается 9-10 детей с врожденными пороками сердца на одну тысячу живорожденных новорожденных.
Таким образом, каждый год на свет появляется довольно большое количество малышей с пороками сердца. Все эти пороки очень разные. Есть критические пороки, которые необходимо оперировать в первые часы и дни после рождения. В таком случае, у ребенка сразу после рождения развивается клиника тяжелой сердечной недостаточности, иногда уже в род зале отмечается синюшность кожных покровов, так называемый цианоз, отмечается нарушение дыхания, одышка, учащенное сердцебиение либо наоборот урежение сердцебиения, а также признаки того, что страдают все системы организма, – уточнила завотделением детcкой кардиологии.
"Но есть пороки сердца, которые не проявляются сразу в первые дни, и родители часто могут уже оказаться дома, даже не зная, что у их ребенка такой диагноз"
По словам специалиста, чаще всего, это пороки, которые не требуют срочного хирургического вмешательства, поэтому ничего критичного не происходит. Обычно участковый врач при патронаже, осматривая ребенка, видит определенные симптомы, либо выслушивает шумы в сердце и отправляет на обследование: проведение эхокардиографии и консультацию кардиолога.
Можно выделить несколько симптомов, которые должны насторожить родителей и позволят им заподозрить у ребенка наличие врожденного порока сердца: малыш плохо растет, мало прибавляет в весе, не активен при грудном вскармливании, очень часто срыгивает, практически после каждого кормления, часто дышит, при плаче и беспокойстве появляется синева вокруг носогубного треугольника, синеют ручки и ножки, – пояснила врач.
Согласно данным Министерства здравоохранения Казахстана, младенческая смертность за последние десять лет в стране сократилась в два раза. Благодаря развивающимся перинатальным технологиям и неонатальной хирургии, сохранение здоровья детского населения стало одним из достижений в отечественной медицине.
За последние 10 лет в Казахстане проведено примерно 25 тысяч операций детям с врожденными пороками сердца у новорожденных, а также у недоношенных детей с ретинопатией.
В странах Европейского союза, таких как Германия, Швейцария, Франция, специалисты в области перинатальной медицины и детской кардиологии диагностируют врожденный порок сердца практически сразу после рождения; в случае необходимости лечение ВПС проводится в младенческом возрасте.
В европейских клиниках большое внимание уделяется организации наблюдения пациентов, перенесших эндоваскулярные или хирургические вмешательства по поводу врожденного порока сердца.
За последние десятилетия в странах ЕС достигнуты большие успехи в области безоперационного лечения врожденных пороков сердца, а именно, в Германии и Швейцарии все чаще и более эффективно используются эндоваскулярные методы (без общего применения общего наркоза, без манипуляций на открытом сердце, без использования аппарата искусственного кровообращения). По данным Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения сегодня в Европейском регионе самая низкая младенческая и детская смертность в мире.
У нас в Казахстане сейчас очень хороший уровень кардиохирургии и на данный момент, даже новорожденные и дети в возрасте до 1 года после перенесенных сложных операций восстанавливаются довольно быстро и выписываются непосредственно из отделения кардиохирургии, где соответственно и проводится вся ранняя реабилитация, – добавила Татьяна Иванова-Разумова.
"К нам в отделение детской кардиологии детишки попадают между операциями, и там очень большой возрастной диапазон"
В отделение детской кардиологии дети поступают в разные периоды. Кто-то госпитализируется до операции, если необходимо более детальное дообследование с привлечением наших специалистов, чаще всего это детки раннего возраста. Если малыш нуждается в проведение многоэтапной коррекции врожденного порока сердца, тогда он будет госпитализироваться к нам несколько раз для того, чтобы мы провели коррекцию лечения, а так же определили оптимальное время для проведения следующего этапа и осуществили необходимую подготовку. В этой возрастной группе есть и детки в возрасте до 1 года и дети более старшего возраста. Также постоянно увеличивается процент пациентов более старшего возраста, которые нуждаются в повторных реконструктивных вмешательствах, – сказала врач-кардиолог.
Как объяснила заведующая отделением детской кардиологии, маленькие пациенты попадают к врачам в период одного из этапов коррекции, даже если она совпадает со временем запланированной операции, к которой впоследствии отделение подготавливает детей и переводит в кардиохирургию.
Также, наше отделение занимается нарушениями ритма сердца у детей, в том числе у новорожденных. Другими приоритетными направлениями деятельности нашего отделения является сердечная недостаточность у детей, мы осуществляем диагностику, подбор оптимальной медикаментозной терапии, отбор на хирургическое лечение сердечной недостаточности (механическая поддержка, трансплантация сердца), ведем пациентов после трансплантации сердца. Еще одной очень важной категорией пациентов являются дети с различными формами легочной гипертензии, – отметила она.
"Самый запоминающийся случай был с малышом, поступившим к нам в день празднования Независимости"
У ребенка был выявлен очень тяжелый порок сердца, аномальное отхождение левой коронарной артерий, порок сопровождается развитием тяжелой сердечной недостаточности в очень быстрые сроки. И в день Независимости, малыш был доставлен к нам по линии санавиации. Практически сразу же после прибытия ребенок был прооперирован. Мы очень активно им занимались и сумели помочь. Часто запоминаются не только наши маленькие пациенты, но и их родители. Как, например мама, одного из наших маленьких пациентов с очень тяжелым пороком. Ребенок был прооперирован у нас, позже у него развилась легочная гипертензия (повышение давления в сосудах легких – Прим.Авт.), состояние ребенка ухудшилось, и в рамках одного из мастер-классов, которые у нас регулярно проводятся, он был прооперирован повторно. Сейчас это очень активный, очаровательный малыш, самочувствие его улучшилось. Мама его – прекрасный художник и она нарисовала картины для нашего отделения, это сценки из добрых детских мультфильмов, мы повесили их в процедурном кабинете и теперь даже самые неприятные манипуляции переносятся нашими карапузами гораздо легче, – поделилась наша собеседник.
"Мастер-классы у нас проводятся часто"
Даже сейчас у нас в центре проходит мастер-класс. В его рамках будут проведены сложные реконструктивные операции при врожденных пороках сердца у новорожденных с участием профессора Герхарда Циммера, который возглавлял сердечно-сосудистую хирургию в John Hopkins Hospital, долго был одним из шефов кардио-васкулярного отделения в Chicago Children Hospital. У нас есть несколько клиник, с которыми наш кардиоцентр состоит в тесном сотрудничестве. В частности, нашим длительным по времени мэтром является профессор Циммер. Есть также клиника Шнайдер в городе Петах-Тикве (Израиль), где проходили обучение наши детские кардиологи, кардиохирурги, анестезиологи. Там очень опытная бригада сердечно-сосудистой хирургии, ведущий кардиохирург этой клиники – Джордж Френкель постоянно проводит мастер-классы в нашем центре, – рассказала Татьяна Иванова-Разумова.
Примечательно, что в странах Европейского континента частота врожденных пороков сердца (ВПС) среди новорожденных составляет от 0,8 до 1 процента.
"У нас всегда есть возможность при необходимости получить консультации у своих иностранных коллег"
Если у нас есть какие-то очень сложные случаи, то у нас всегда есть возможность получить второе мнение. Не так давно я сама лично проходила стажировку в Немецком кардиологическом центре в Берлине, это одна из клиник "Шарите" (клинический комплекс, в Берлине. Крупнейший госпиталь в Европе. Является университетской клиникой для Берлинского университета имени Гумбольдта и Свободного университета Берлина – Прим.Авт.). В случае каких-либо проблем, мы всегда можем получить второе мнение или совет по тактике ведения у специалистов этой клиники. Наше отделение интервенционной кардиологии очень активно работает с Лос-Анджелесским детским госпиталем и с профессором этой клиники Франком Инком, который приезжал к нам и неоднократно проводил операции нашим детям, – пояснила врач-кардиолог.
Только в 2017 году в Немецком кардиологическом центре в Берлине было проведено более 2 600 зондирований сердца и коронарографий, около половины из них с одновременной постановкой стентов, а также более 7 тысяч операций на сердце, из них более 3 тысяч — с использованием аппарата искусственного кровообращения. Oбъем операций при врожденных пороках сердца превысил 700, a катетерных исследований 600, из них три четверти малоинвазивных вмешательств. За тот же год немецкие поликлиники приняли более 23 тысяч пациентов.
С начала 2019 года в столичном кардиоцентре было проведено 140 операций, детям с врожденными пороками сердца. Всего у заведующего отделением детской кардиохирургии Дмитрия Горбунова насчитывается 1 400 самостоятельно проведенных операций пациентам с ВПС. Как он сам говорит:
"Каждая операция, которую мы делаем – это индивидуальная операция"
И запоминаются больше всего в основном те дети, у которых после операций возникали серьезные осложнения, как бы прискорбно это не прозвучало. И наиболее сильно запоминаются те пациенты, которых мы оперировали в самом начале, потому что тогда это было наиболее сложно, мы только нащупывали, что и как нужно делать, когда дети выздоравливали, мы искренне радовались, потому что понимали, что нам удалось помочь. Этих пациентов мы все помним пофамильно и все подробности того, как мы их лечили. Потом уже со временем это все стало более массово, превратилось в своеобразную рутину, дети поступают каждый день, мы проводим операции как конвейер и тогда намного тяжелее запоминаются имена, фамилии и лица. А вот тех первых, с которых мы начали детскую кардиохирургию мы помним всех, – сказал врач-кардиохирург.
По его словам, на сегодняшний день выявляемость врожденных пороков сердца значительно улучшилась, благодаря усовершенствовавшейся перинатальной диагностике (внутриутробная диагностика – Прим.Авт.). Все беременные женщины проходят три скрининговых исследования и во время этих исследований, а именно – во время второго должны определяться есть ли врожденные пороки сердца или нет.
Если во время исследования выявляется подозрение на врожденный порок, то этих женщин направляют к нам и им ставят диагноз внутриутробно. И соответственно, беременные наблюдаются у нас, проводится контрольная эхокардиография для планирования родов. То есть если женщина иногородняя, то нужно переносить роды в Нур-Султан, чтобы потом не ребенка перевозить из другого города на самолете, а чтобы его на машине из роддома доставили к нам в клинику. И выживаемость у детей, родившихся в здесь гораздо выше, нежели у тех новорожденных, которых привозят из других регионов, потому что по времени это занимает в разы меньший срок доставки ребенка к нам. Дети, родившиеся здесь, попадают на операции минимум на 3-4 дня раньше, что сокращает риски потери, – утверждает завотделением детской кардиохирургии.
"Быстрее, выше, сильнее" – это как в рекламе, на самом деле, я не веду счет часам, проведенным на операции"
Мы не измеряем по времени, сколько часов у нас заняла та, или иная операция. У нас они были разные, это обычно так говорят, что стали делать быстрее операции и так далее, но на самом деле, это очень долгая и кропотливая работа. Когда операции очень длинные, то это какие-то очень сложные операции, когда возникают проблемы, кровотечения и в этом нет большого героизма. Наоборот, это очень тяжелая и сложная работа, которая выматывает просто человека, на которую ты тратишь все силы и поэтому говорить о времени операции не так важно, – отметил он.
"Это на самом деле не героизм. Просто возникает такая ситуация, когда ты должен сделать все, чтобы человеку помочь"
Не могу сказать, что вот эта конкретная операция шла 15 часов, а та 10 часов. Бывает и так, что операция длится весь рабочий день. Ты стоишь, уже день закончился, и медсестры поменялись, и ассистент с анестезиологом сменились, и только хирург с пациентом не меняются. Бывает так, что днем начинаешь оперировать и только под утро следующего дня заканчиваешь, по-разному бывает, – пояснил Дмитрий Горбунов.
Как он отметил, начало его врачебной карьеры с первой ступени в кардиохирургии стартовало за рубежом, под началом профессора Циммера, который часто проводит мастер-классы в кардиоцентре, обучая казахстанских специалистов своим методикам.
Я ездил учиться по программе "Болашак" в Германию и там окончил университет, потом вернулся и разослал свое резюме в разные клиники и попал к профессору Циммеру. Он проводил отбор, это он уже потом мне рассказал, что из двадцати кандидатов его выбор пал на меня, на должность начинающего врача-кардиохирурга. Там я проработал два с половиной года и вернулся сюда в Казахстан. И вот уже как с 2005 года профессор приезжает к нам от одного до трех раз в год и помогает в нашей работе, – сказал он.
"По словам профессора Циммера, у нас за все это время произошел серьезный прорыв в развитии детской кардиохирургии"
Потому что вначале он утверждал, что не видит большого будущего в детской кардиохирургии у нас, тем более в неонатальной (кардиохирургия новорожденных) это как ВИП-залы или люксовые номера, то что может себе позволить богатая, развитая страна. На Западе это все хорошо развито, поскольку стоит больших денег, и у нас уже сейчас это есть, мы это направление развиваем, у нас есть определенные результаты и подобные факты не могут не радовать, – пояснил кардиохирург.
Он добавил, что поездки за границу кардиоцентром организовываются очень часто для того, чтобы перенять еще больший опыт.
"Но самый ценный опыт заключается в мастер-классах, проведенных здесь у нас, потому что оперируются наши пациенты"
Оперируются наши граждане с привлечением иностранных специалистов и учится при этом не один человек, которого отправили за границу, а все, целая команда и толку от этого гораздо больше. На единицу вложенных средств выхлоп чаще всего не всегда оправдан, в плане обучения и образования пользы от подобных мастер-классов больше, чем от единичных поездок кого-то из специалистов, – подчеркнул Дмитрий Горбунов.