Маркетологи и исследователи много лет занимались вопросами эффективного управления удовлетворенностью клиентов и повышения их лояльности в сфере розничной торговли.
Различные исследования показали, что более высокий уровень удовлетворенности клиентов в конечном итоге приводит к большей лояльности клиентов и личным рекомендациям. Рост конкуренции в области сбыта продукции заставил компании задуматься о способах привлечения и удержания клиентов. Такое мнение выразил эксперт в области корпоративного менеджмента Алексей Невзоров, передает Toppress.kz.
Эксперт отметил, что среди инструментов, используемых для повышения качества управления розничной торговлей, можно выделить следующие:
- Обучение персонала: регулярное обучение сотрудников по навыкам обслуживания клиентов, коммуникации и решению проблем, чтобы они могли предоставлять высококачественное обслуживание.
- Установление стандартов обслуживания: разработка и внедрение стандартов и процедур, определяющих ожидания по качеству обслуживания, а также установление метрик и контрольных показателей для их измерения и оценки.
- Анализ обратной связи клиентов: активный сбор и анализ обратной связи от клиентов с помощью опросов, отзывов и жалоб, чтобы определить области для улучшения и принять соответствующие меры.
- Создание клиентской культуры: внедрение и поощрение ценностей и принципов, которые ставят клиента в центр внимания. Создание организационной культуры, нацеленной на удовлетворение клиентов.
- Использование технологий: применение современных информационных систем, CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) и других технологий для улучшения взаимодействия с клиентами, автоматизации процессов и предоставления персонализированного обслуживания.
- Обучение клиентов: предоставление клиентам информации о продуктах и услугах, обучение их правилам использования продуктов и возможностям, что способствует повышению уровня удовлетворенности и доверия.
- Развитие программ лояльности: создание и внедрение программ лояльности и вознаграждения клиентов, которые стимулируют повторные покупки.
- Анализ данных и сегментация клиентов: сбор и анализ данных о клиентах, их предпочтениях, покупках и поведении для определения сегментов клиентов и адаптации стратегии обслуживания в соответствии с их потребностями.
- Активное управление ожиданиями клиентов, предоставление реалистичной информации о товарах и услугах, соблюдение сроков, эффективная коммуникация и ответственность перед клиентами.
- Непрерывное улучшение: постоянный анализ и совершенствование процессов обслуживания, основанные на обратной связи клиентов, изменениях рынка и новых тенденциях, с целью постоянного повышения качества обслуживания и удовлетворенности.
От правильного баланса и интеграции этих факторов зависит успешное выполнение клиентских требований. Положительная репутация в сфере обслуживания клиентов повышает вероятность того, что люди будут иметь с данной компанией дело. Для ритейлеров важнее всего то, как клиенты воспринимают их компании. Анализ обратной связи клиентов с использованием современных технологий позволяет точно оценить уровни восприятия клиентов. Они оцениваются по их мыслям, ощущениям и общим впечатлениям после совершения покупки.
Ожидания клиентов и востребованность продукта на рынке — это критерии, используемые маркетологами для оценки удовлетворенности клиентов. Удовлетворение потребностей клиентов является абстрактным психологическим состоянием. Филипп Котлер определял удовлетворенность клиентов как «чувство удовольствия или разочарования, возникающее в результате сравнения воспринимаемой производительности (или результата) продукта по отношению к его ожиданиям». Следовательно, чтобы удерживать клиентов в условиях конкуренции, необходимо удовлетворять их желания и потребности. Развитие программ лояльности, скидки, акции – популярные инструменты данной стратегии. Магазины в торговых центрах могут предлагать различные выгодные предложения для привлечения клиентов и повышения уровня удовлетворенности. Местное население должно быть осведомлено о различных услугах, предлагаемых владельцами магазинов с использованием передового онлайн-маркетинга.
Менеджерам розничных магазинов необходимо вести постоянный учет клиентов. Они могут отправить подарок/ваучер во время дня рождения или других событий, чтобы поддерживать хорошие отношения с клиентом. Оперативная сервисная доставка может положительно повысить имидж магазина и повысить посещаемость. В физическом аспекте обстановка должна быть приятной и чистой с возможностью легко перемещаться внутри магазина. Розничный магазин должен быть в современных, визуально привлекательных помещениях. Также важно следить за выкладкой товаров, бесперебойным электроснабжением и доступной парковкой.
Склонность покупателей тратить больше денег напрямую связана со степенью их эмоционального отклика. Это, в свою очередь, способствует повторным посещениям. Именно так компании поддерживают контакт со своей клиентурой в долгосрочной перспективе. Клиенты считаются лояльными, если они возвращаются снова и снова и готовы рекомендовать компанию другим потребителям. Ритейлерам важно инвестировать в методы управления розничной торговлей, которые отдают приоритет качеству обслуживания и удовлетворенности клиентов.
Эффективное управление розничной торговлей имеет значительное влияние на качество обслуживания и лояльность клиентов. Правильное балансирование стратегического планирования, операционной эффективности, управления персоналом и учета потребностей клиентов позволяет создать положительное впечатление у клиентов и установить долгосрочные отношения с ними. Практические примеры и стратегии могут служить вдохновением для розничных предприятий, стремящихся улучшить свои управленческие практики и достичь высокого уровня качества обслуживания.
Автор: Невзоров Алексей, эксперт в области корпоративного менеджмента