• Последние

Моя мебель абсолютно не женская – Ниса Кинжалина, дизайнер мебели

2019/02/11 05:15
Пример HTML-страницы
Приемы и советы, которые помогут вашему ребенку заняться спортом

Приемы и советы, которые помогут вашему ребенку заняться спортом

2025/05/22 19:05
В области Жетісу поощрили участников военных парадов в честь 80-летия Победы

В области Жетісу поощрили участников военных парадов в честь 80-летия Победы

2025/05/22 18:45
Эксперт рассказал, как водители сами “убивают” свои авто

Эксперт рассказал, как водители сами “убивают” свои авто

2025/05/22 18:00
В Псковской области почтили память казахстанских героев войны

В Псковской области почтили память казахстанских героев войны

2025/05/22 17:04
Как улучшить уровень английского с помощью мультфильмов: советы учителя

Как улучшить уровень английского с помощью мультфильмов: советы учителя

2025/05/22 16:07
ОПЕК+ нажимает на газ: Кого на самом деле «пугает» картель?

ОПЕК+ нажимает на газ: Кого на самом деле «пугает» картель?

2025/05/22 16:03
Бектенов обозначил приоритетную задачу холдинга «Байтерек» по финансированию реального сектора экономики

Бектенов обозначил приоритетную задачу холдинга «Байтерек» по финансированию реального сектора экономики

2025/05/22 15:28
США испытали межконтинентальную ракету

США испытали межконтинентальную ракету

2025/05/22 15:03
В Алматы увеличили часы работы общественных туалетов на летний период

В Алматы увеличили часы работы общественных туалетов на летний период

2025/05/22 15:02
Коллегия Минобороны: министр обороны определил приоритетные задачи развития войск

Коллегия Минобороны: министр обороны определил приоритетные задачи развития войск

2025/05/22 14:57
Jetour сохраняет лидерство среди китайских автобрендов на рынке Казахстана

Jetour сохраняет лидерство среди китайских автобрендов на рынке Казахстана

2025/05/22 14:53
Тимур Турсумбаев назначен директором по маркетингу и развитию Азиатского союза дзюдо

Тимур Турсумбаев назначен директором по маркетингу и развитию Азиатского союза дзюдо

2025/05/22 14:48
  • 18+
  • Наши контакты
  • О портале
  • Политика конфиденциальности
25/05/22/19:56
Toppress.kz
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Сказано – сделано
  • Еще
    • Интересное
    • Рейтинги акимов
    • Культура
    • Общество
    • Военная журналистика
    • Авто
    • Репортаж
    • Экология
    • Мнение со стороны
No Result
View All Result
Toppress.kz
No Result
View All Result

Моя мебель абсолютно не женская – Ниса Кинжалина, дизайнер мебели

2019/02/11 05:15

Модное сегодня словосочетание selfmade woman как ничто другое характеризует героиню нашего интервью. Мебель Нисы Кинжалиной была представлена на крупнейших мировых выставках, но этому предшествовала большая работа – не только внешняя, видимая человеческому глазу, но и внутренняя. Как говорит сама дизайнер, ее работы – в первую очередь история сопротивления и преодоления, и при внимательном наблюдении увидеть это не составит труда. Благодаря Нисе мы узнали, что одежда может быть архитектурной и поняли, почему именно искусство делает нас людьми.

Пример HTML-страницы

– Вы с 12 лет знали, что хотите заниматься дизайном, но сначала уделяли большее внимание одежде. Как осознали свое предназначение? Что Вас подтолкнуло к этому?

– На данный момент могу сказать, что "предназначение"– слишком громкое слово для меня. Мне кажется, что для таких заявлений нужно прожить полную жизнь и только по прошествии значительного количества лет можно будет сказать: да, в этом и было мое предназначение. На данном отрезке времени моя душа выражается именно через мебель. Возможно, через десять лет я буду снимать кино, и моя душа будет реализовываться через это. Единственное, что я могу сказать с уверенностью, это то, что во мне есть мысль, и выражаться она хочет именно визуально. Важно, чтобы человек ее видел, чувствовал, мог потрогать и взаимодействовать с ней, а уже выход, который она найдет – мебель, кино, одежда или автомобили – это уже другой вопрос. Можно сказать, что на меня большое влияние оказала мама, которая была очень деятельным человеком и занималась общественной деятельностью. В маленьком городке Экибастуз она поднимала целые общежития, давала старым и заброшенным постройкам новую жизнь. Кроме этого, она была директором Дворца искусств, и там также провела колоссальную работу – благодаря ей здание отремонтировали, снесли все лишние стены, но оставили то, что придавало этому месту своеобразие – старый мрамор, колонны, стекло. И это было невероятно красиво. Везде, где бы она не находилась, ее основным стремлением было облагородить пространство вокруг себя. Склонность к искусству во мне зародилась еще и потому, что я, можно сказать, жила среди творческих людей. После школы я шла во Дворец искусств к маме, так как она работала допоздна, и воочию видела прекрасных людей – актеров, писателей, поэтов, певиц, которые читали наизусть Есенина и Пастернака. Даже в нашей квартире, состоящей из двух совмещенных, мама пыталась ломать привычную архитектуру. Помню, как приходили соседи и пытались делать у себя также. Кроме этого, мама – закоренелый эстет во всем, даже в одежде. У нее была своя швея, которая создавала для нее прекрасную одежду из сложных и красивых тканей, в которой не было ничего лишнего.

Когда мне было двенадцать, мама подарила мне очень красивую папочку, куда я складывала свои скетчи и рисунки. С шести лет рисовала очень много, жила в своем воображаемом мире. Со временем научилась точь-в-точь передавать рисунки, отличить было сложно.

– До того, как решили заняться архитектурой, в каком стиле создавали одежду? Была ли она практична, или, наоборот, исключительно "для красоты"?

– Я создавала вечерние платья, и сейчас понимаю, что они вполне могли существовать и без человека. Все потому, что они были настолько архитектурными, обладали такими сложными формами, что я даже не представляла, как это можно носить. Сейчас модно давать силуэт женщине, скрывать ее недостатки, подчеркивать достоинства. Я совершенно об этом не думала, отдавая предпочтение самой форме одежды. Моя одежда была, скорее, скульптурной. Помню такой момент: я сидела за столом, смотрела на расписные обои на стенах, и слушала музыку. И в моей голове возник ворох или сплетение из всего, что я чувствовала – мысли, фантазии, воспоминания, опыт… И все это подкреплялось визуальным рядом, который шел от обоев. И весь тот вулкан чувств и мыслей, который был в моей голове, я пыталась уместить в одно платье, но мысль была настолько насыщенной, что для одного эскиза это было слишком сложно, поэтому я разбивала их на несколько. Уже в двенадцать лет я понимала, насколько важно соблюдение баланса и чувство комбинации форм.

– Известно, что Вы "выросли на японской архитектуре". Чем она Вас привлекла?

– В 2013 году я пропадала днями и ночами в научно-технической библиотеке, где хранились огромные подшивки японских журналов. В первую очередь японская архитектура меня привлекла своим говорящим безмолвием. Многие никак не могут понять, что такого в японском искусстве, чем оно так завораживает, почему оно такое загадочное, мрачное, многослойное. Я же японское искусство назвала "философской тишиной". Представьте себе нечто, сделанное в Японии – неважно, картину, вазу или даже иероглиф – вы никогда не поймете их, если воспримете умозрительно. Японское искусство – это наполненность и пустота одновременно. Есть очень хорошая фраза: "Мы о многом поговорили, пока молчали" – вот это про японцев. Причем я говорю не только об архитектуре, но и одежде, кино, картинах, дизайне и музыке. Кстати, японская музыка – это то, что создает во мне некий портал в нечто иное и я просто улетаю куда-то. Кроме этого, только японцы умеют передавать с помощью минимальных инструментов все оттенки нашего бытия и сути мироздания. До них дотягивают разве что скандинавы, но только потому, что переняли все у японцев. Поэтому сейчас скандинавский и японский дизайны идут, так сказать, в унисон.

– Расскажите о выставках в Москве, Милане, Париже и Лондоне, в которых Вы принимали участие? Какие работы представляли?

– Свой первый стул я придумала в 2014 году, когда окончила университет, и назвала его "URBAN PHILOSOPHY " ("Городская философия"). Тогда же мой учитель рассказал о масштабной итальянской выставке iSaloni, которая пройдет в Москве. По его совету я подала свою работу на конкурс, и прошла. Но стул был сделан просто ужасно, причем настолько, что довел меня до слез, но потом я поняла, что плакать – бесполезная трата времени. В таком виде везти стул было нельзя, но и не везти – тоже. Поэтому я все равно поехала на выставку, и поделилась своей концепцией – частичкой своего мышления – с одним итальянцем, и он, пораженный, дал потрясающее объяснение моей работе. Он сказал, что на нее напрямую влияют мои корни – ведь именно степное мышление, когда вокруг тебя ни души, взращивает абсолютное чувствование пространства. По его мнению, это присуще именно степным людям.

 

Стул "URBAN PHILOSOPHY "

Со следующей выставкой iSaloni, проходившей в Милане в 2015 году, была очень сложная история. Если в Москве участие было бесплатным, то в Италии – от тысячи евро и выше. И это без учета того, что требовались средства на перевозку экспоната и собственный перелет, а также на проживание в Милане. Для меня это был очень важный период, когда я научилась пробивать себе дорогу: "Я иду! Тихо всем!" (смеется, – прим.ред.). Я не спала целыми днями, родные и близкие пытались меня отгородить от лишних стрессов и старались отговорить от этой затеи, но я противилась такому проявлению и поэтому могла надеяться только на собственные силы. В одно утро, мне пришла в голову идея собрать между собой всех промдизайнеров и выставиться всем вместе. Можно сказать, что я была первой, кто сделал первый шаг к тому, чтобы казахстанцы выставились за рубежом. Дальше мы сделали пост на Kickstarter, найдя друзей из Америки, собрали 700 долларов, но все это вернулось назад в итоге.

Кроме этого, я встретилась с Алишером Еликбаевым, благодаря его поддержке о нас стали писать журналисты, и мы вышли из тени. О нас на Facebook написал мой учитель Нурлан Туреханов, и мы собрали 300 000 тенге за два дня. Ну и в заключение, всего за 21 000 тенге мне продали билет Алматы-Милан-Алматы.

Однако в дальнейшем я поняла, что нужно идти одной, так как очень сложно поддерживать идейный дух команды. И порой, если ты одна, то идешь быстрее. Так, после Милана меня пригласили в Париж, и снова передо мной встала проблема финансов. Нужно сказать, что после Италии у меня начался совершенно дикий период, когда я просто перевернула свою жизнь, расставшись с будущим мужем, уволившись с прежней работы и переехав в маленькую комнатку. И как раз в этот момент мне пришло предложение выставиться в Париже. Нет денег, нет отношений, нет поддержки, а в голове одна мысль: я поеду на выставку. Когда ты вся горишь какой-либо идеей, в итоге все происходит так, как ты хочешь. И мне повезло: на сайте Фонда Первого Президента я увидела объявление о грантах на поездки молодым творческим деятелям.  Я написала огромное письмо о себе, приложила все свои работы и рассказала о приглашении в Париж.

Через три дня мне перезвонили из Фонда и сказали, что моя кандидатура одобрена. Таким образом, мне перечисляют деньги, которые перекроют стоимость перелета и проживания во Франции. Но мне пришлось занять на производство стула и его перевозку 2500 долларов, и в тот момент – 2015 год – я сильно обожглась на девальвации. И все-таки, это, несмотря ни на что, воодушевляющая история, когда человек из ничего может делать все, что угодно. Выставка в Лондоне произошла уже без меня, мой стул организаторы сами забрали из Парижа и оплатили всю логистику. Он постоял там пять дней и вернулся в Париж, а затем я его продала. Два стула я продала в Москве, и по одному в Париже и Берлине. Что касается Милана, то там я выставляла напольные светильники "LIVING LIGHT", которые также имеют большую популярность и по мере возможности продаются за рубеж.  

Напольные светильники "LIVING LIGHT"

– Какая из Ваших последних работ потребовала наибольших творческих и физических усилий?

– Серия столов, которую я назвала "RIPPLE EFFECT TABLE". Это был мой первый стол, а сложность заключалась в том, что перед его созданием у меня был небольшой застой протяженностью примерно в два месяца. Случился он прошлой зимой, как раз в новогодние праздники, и казалось бы – дни календарные не играют для тебя, как для художника, большой роли, но ты живешь в обществе, и потому привязана к тому, что происходит вокруг. Мой период застоя выразился в отстраненности от всего внешнего мира, мне почему-то не хотелось брать карандаш в руки, внутри меня была какая-то пустота. Не хотелось говорить, не хотелось выражаться. Возможно, это было связано с непростым экзаменом IELTS, к которому я готовилась три месяца подряд шесть дней в неделю. Была очень интенсивная подготовка, в которой я себя изолировала от всего, что могло меня отвлекать, тем самым истязав себя настолько, что я просто была опустошена. Однако через какое-то время у меня состоялся очень сложный разговор с одним из моих близких людей, который мне указал на то, что я давно ничего не рисую. Конечно, мне было неприятно слышать это, я сразу встала в позицию защиты, сказав, что мне сейчас это не нужно. Тем не менее, этот разговор был болезненным и очень сильно меня задел. Я ощущала внутри себя холод и целый спектр негативных эмоций – злость, обиду, и была просто вне себя. Я села, включила на полную мощность свою самую любимую тяжелую, странную и страшную музыку, и просто выдала стол. Это была какая-то вспышка. После окончания работы я, не говоря ни слова, показала ему результат. Это было как в кино: он молча посмотрел на рисунок, потом на меня и сказал: "Это потрясающе". Я была полна гордости за себя, словно говоря: ты говорил, что я не работаю, вот, получи!

Таких столов я сделала уже три, поэтому и назвала эту работу серией. Один хотят сейчас купить – точнее, идею. Произведут его в другой стране за свой счет с сохранением моего имени. Еще один я уже продала, а последний оставила для следующей выставки. Этот стол важен для меня не только потому, что потребовал массу энергетических и эмоциональных усилий, еще он является доказательством того, как важно делать усилие над собой, работать, даже если нет позыва. И никак иначе. Сейчас я уже выработала в себе этот механизм: надо – села, ушла в работу.

Серия столов "RIPPLE EFFECT TABLE"

– Вы работаете над одним проектом или можете одновременно работать над несколькими?

– Если это проект по мебели – тут, конечно, важна очередность. Я не выключу компьютер и не встану из-за рабочего места, пока стол, который я придумала, не будет доведен до совершенства, до такого вида, пока он не настигнет зрителя. То есть, я не могу сначала нарисовать эскиз, а на следующий день или через два сделать 3D-модель. Если я работаю, то отдаюсь процессу полностью. Пока не сделаю красивую финишную картинку с полным набором шрифтов, тенями, словами, концепцией, названием, пока не нажму кнопочку ”Publish” в своем портфолио на Вehance, я не берусь за что-то другое. Я очень усидчивая, могу сидеть за работой весь день, пока не добью ее.

Если же я работаю над интерьером, то здесь по ходу дела рождаются мысли: что именно требуется вот здесь, какой именно столик нужен. И сразу в процессе создания интерьера я могу сделать совершенно новую концепцию столика, быстро его туда вставить и успокоиться. В этом случае происходит слияние проектов по интерьеру и мебели – причем туда же входят и свет, и ковры, и картины. Важно сказать, что я не была еще так загружена, чтобы у меня было несколько разных проектов – я не люблю растрачиваться, предпочитая системность. Все потому, что я отдаю проекту всю себя – я засыпаю и просыпаюсь в пространстве интерьера, который создаю. Конечно, здесь есть сложность для окружающих, потому что в этот момент, можно сказать, меня нет рядом с ними. Процесс создания мебели или интерьера – словно мир, который живет в тебе, и нужно срочно выдать его вовне, иначе тебе будет очень плохо. Как-то раз, готовя конкурсную работу, я на месяц выпала из реальности, и мой близкий человек незаметно заботился обо мне: я видела только, как время от времени рядом со мной появлялись стакан воды или тарелка с едой.

Татуировка с изображением стула "URBAN PHILOSOPHY " на запястье девушки из Вьетнама

Прототип барного стула Gentle Hint, сделанный ювелиром из Тель-Авива

Рисунок стула STUBBY CHAIR, выполненный художником из Австралии

– Вы создаете действительно уникальную мебель, в которой чувствуется "дыхание автора". А какой мебелью предпочитаете пользоваться сами?

– Мебель в моей последней квартире – именно та, которую мы сделали сами. Это стеллаж, лампа, рабочий стол, единственное, что не наше – это диван. Я предпочитаю собственную мебель, потому что мне нравится передавать с ее помощью, что именно происходит со мной, мне важно видеть, как наполняется пространство, в котором я живу, каждый уголок которого пропитан моим содержанием. Мне очень сложно выбирать из готовой мебели, поэтому я лучше перетерплю и доделаю что-то свое. К тому же, в Алматы нет большого выбора мебели, а я же живу в этом. И когда я еду в ту же самую "Армаду", и вижу страшнейшие диваны, которые стоят баснословные деньги, мне хочется плакать. Я долго там не могу находиться, но, к счастью, и бываю я там крайне редко – раз в два года, наверное. Вообще же, я придерживаюсь минимализма не только в дизайне, но и в образе жизни – то есть, я пользуюсь тремя-пятью самыми важными предметами: на котором можно поспать, за которым можно поработать и поесть и в котором можно что-то хранить.  

– Каким словом Вы бы охарактеризовали свою работу (не один проект, а в общем)?

– Моя работа построена на очень сложных многозначительных смыслах. Сейчас я даже не сама сейчас пытаюсь охарактеризовать ее, а вспоминаю все характеристики, которые мне давали за последние два-три года, и что продолжают писать в Instagram и Вehance. Есть два слова, которые очень нравятся мне: сопротивление и надрыв. Я люблю их, потому что они о том, как я росла – у меня была довольно непростая жизнь, и детство в том числе. Я всегда была предоставлена самой себе, и копалась в себе очень много. Сейчас, смотря на свою мебель, я вижу в ней боль – ту, которую я могла пережить когда-то. Моя мебель – она ведь абсолютно не женская. Я бы даже сказала, что она – абсолютно бесполая, нельзя сказать, что она несет в себе женские линии. Она, скорее, очень грубая и массивная, но при этом изящная. Ее основание – сопротивление и противостояние, постоянное преодоление чего-то. Даже по столу "RIPPLE EFFECT" это видно – он держится на напряжении. Мои работы находятся в позиции защиты, боевой готовности. Кстати, вот оно, да, свою работу я бы охарактеризовала словосочетанием "в боевой готовности" (смеется, – прим.ред.).  

– Антонио Гауди своим "Домом Костей" рассказал средневековую легенду посредством архитектуры. А какие истории рассказываете Вы своей мебелью?

– Однажды мой подписчик в Instagram написал, что один из столов "RIPPLE EFFECT" напоминает ему мужчину и женщину, которые пытаются тянуться друг к другу, стремятся быть вместе, но какая-то неведомая сила их тянет назад. Время от времени я провожу лекции, на которых рассказываю историю создания всех своих концептов и делюсь с людьми путями развития мысли. Ведь, вся моя мебель построена на взаимодействии форм друг с другом – то есть, я рассказываю историю форм.

Но смысл этой формы, ее наполнение зависит от человека, который на нее смотрит – таким образом, смыслов может быть великое множество. И тогда, своими работами, я могу даже вести своеобразную игру, в рамках которой человек может видеть ту историю, которая находит в нем отклик. Но я своими работами прежде всего хочу донести свою историю – о преодолении и сопротивлении, о развитии множества вариаций нашей реальности.

– Вы сказали однажды: "Искусство для меня – это то, что делает нас людьми". Можете раскрыть смысл своего высказывания?

– Несмотря на то, что мы живем сейчас в век роботов и поиска искусственного интеллекта, в ближайшие 10-15 лет людям, задействованным в художественной сфере, не о чем переживать. А все потому, что роботы пока уж точно не смогут заменить истинное творчество, так как до сих пор непонятно, что же позволяет человеку творить, какие процессы задействованы в этом. Когда мы говорим об искусстве, то подразумевается, что человек создает его с помощью души, а подталкивает его к этому любовь. А в искусственный интеллект не вложишь ни первое, ни второе. Да, он может это рационально объяснить, умозрительно понять, даже круто сымитировать, но это не будет подлинным искусством. Поэтому я говорю, что искусство – это то, что делает нас людьми. Оно – не про рациональное мышление, не про интеллект. Ты смотришь на картину не глазами, а сердцем, и если чувствуешь резонанс, то понимаешь – в этой картине есть энергетика, которая тебя просто схватывает и не отпускает. И в этот момент ты понимаешь, что искусство – это не про расчет геометрических форм, это не про удачно расположенную комбинацию, это не физиология. Это – про то, что происходит внутри тебя, что не поддается никакому объяснению. Если бы не было искусства, мы не умели бы чувствовать. И наоборот – не могли бы чувствовать – не было бы искусства.

Фотографии из личного архива Нисы Кижалиной

Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Лайк

Казахстанский мультимедийный портал-агрегатор новостей. Агентство представлено на ключевых контентных платформах: интернет и социальные сети. Мы представляем главные новости Казахстана, СНГ и мира. Информационный портал TopPress.kz - это финансовые, экономические, политические новости Казахстана, аналитика, рейтинги, выводы и прогнозы, курсы валют и рынки ценных бумаг, драгоценных металлов, сырьевых и несырьевых ресурсов, новости банков, бирж, компаний.

Сайт создан компанией «Digital idea»

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

No Result
View All Result
  • Казахстан
  • В мире
  • Экономика
  • Общество
  • Интересное
  • Авто
  • Спорт
  • Медицина
  • Спасатели
  • Репортаж
  • Коронавирус
  • Личность
  • Военная журналистика
  • Криминальные новости
  • Экология
  • Культура
  • ЧП
  • Архив

Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного и сетевого издания №166332-ИА от 11.08.2017 года. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и комментаторов сайта.

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist

Total
0
Share