Согласно данным уточненного бюджета столицы на 2019-2021 годы (открытые источники) по бюджетной программе аппаратов акимов районов столицы на проведение мероприятий по благоустройству и озеленению населенных пунктов районов столицы всего предусмотрено 11 млрд 39 млн. тенге, передает Toppress.kz со ссылкой на некоммерческую организацию ЧУ "Integrity Astana".
В том числе в разрезе районов заложены следующие расходы:
При этом данные расходы не учитывают бюджетные средства районов предусмотренные на санитарную очистку и освещение населенных пунктов (19,4 млрд. тенге в 2019 году), а также без учета расходов администраторов городских управлений, которые также закладывают определенные средства на благоустройство и озеленение в рамках ввода новых объектов инфраструктуры, например школы, больницы и т.д.).
Основным исполнителем по благоустройству и озеленению столицы является АО "Астана-Зеленстрой", которое по итогам 2018 года уплатило в бюджет налоговых отчислений на сумму 914,9 млн. тенге. В разрезе районов информация по сотрудничеству с АО "Астана-Зеленстрой" следующая.
Наибольший объем по заключенным договорам в 2019 году по сегодняшний день согласно данным портала государственных закупок приходится на аппарат акима района Есиль. Так данным районом было заключено 8 договоров государственных закупок с АО “Астана-Зеленстрой” на закуп услуг по благоустройству и текущему содержанию зеленых насаждений на общую сумму 1 295 685 тыс. тенге, в том числе 5 договоров было заключено способом из одного источника.
Далее идет аппарат акима района Алматы, который заключил 5 договоров государственных закупок с АО "Астана-Зеленстрой" на закуп услуг по благоустройству и текущему содержанию зеленых насаждений на общую сумму 950 941,6 тыс. тенге, в том числе 3 договора были заключены способом из одного источника.
По району Сарыарка в рамках исполнения бюджета было заключено 3 договора государственных закупок с АО “Астана-Зеленстрой” на закуп услуг по текущему содержанию зеленых насаждений на общую сумму 368 414 тыс. тенге, в том числе 2 договора были заключены способом из одного источника.
Кроме того, 22 августа 2019 года завершается срок приема заявок по объявлению аппарата акима района Сарыарка № 3585261-1 "Работы по содержанию зеленых насаждений" на сумму 107 142,9 тыс. тенге. Согласно требованиям конкурсной документации данные работы необходимо выполнить до 31.12.2019 года.
При этом приводим вырезку из технической спецификации к указанному лоту.
По району Байқоңыр в 2019 году согласно информации из открытых источников, договоров с АО “Астана-Зеленстрой” на закуп услуг по благоустройству и текущему содержанию зеленых насаждений заключено не было.
Кроме того, в 2019 году была продолжена практика заключения дополнительных соглашений к договорам на благоустройство и озеленение путем увеличения или уменьшения суммы основного договора.
К сожалению, в открытом доступе в заключенных договорах на благоустройство и озеленение не приводятся детальные расчеты по производимым затратам на благоустройство и озеленение в разрезе объектов, улиц и т.д.
Таблица 1
Район |
Территория, |
Население, тыс. человек |
Бюджет на благоустройство и озеленение*, тыс. тенге |
В расчете на 1 кв.км (бюджет/ территория), тенге |
В расчете на человека, (бюджет / население), тенге |
154,71 |
301,2 |
2 856 250 |
18 461 961 |
9 492,9 |
|
181,29 |
226,4 |
1 427 894 |
7 876 298 |
6 306,9 |
|
393,58 |
217,6 |
4 663 575 |
11 849 116 |
21 431,8 |
|
67,75 |
324,9 |
2 091 850 |
30 876 015 |
6 438,4 |
|
Итого: |
797,33 |
1070,1 |
11 039 569 |
13 845 671 |
10 316,3 |
*- без учета расходов районов на обеспечение санитарии и освещения населенных пунктов, а также без учета бюджета городских управлений по аналогичной бюджетной программе на благоустройство и озеленение.
В целом приоритеты исполнительной власти по распределению данной статьи бюджета можно понять – Левый берег – лицо столицы, где расположены основные административные здания, излюбленное место горожан и что обычно показывают гостям столицы. Кроме того, район Левобережья продолжает активно застраиваться, появляются новые центры притяжения горожан.
Но может все-таки наступило время, когда необходимо подходить более сбалансированно к стандартам качества жизни по всему городу? Наверное все горожане имеют такое же право на озеленение своих районов, а сбалансированный подход к озеленению позволит добиться синхронного развития и благоустройства всех районов города. Тем более что в рамках развития столицы реализуется основной принцип называемый "в шаговой доступности". И центры притяжение горожан должны появляться повсеместно во всех районах столицы.
Для объективизации подходов можно использовать например, баланс соотношения площади района и количества проживающего населения. А для дополнительной визуализации соотношение выделенного бюджета на озеленение к количеству жителей района. Таким образом мы получим коэффициенты озеленения на 1 кв.км и объем озеленения на 1 жителя. Также были рассчитаны общие соотношения для всего города.
Анализируя данные таблицы 1, уже можно сделать выводы о несоразмерности затрат на озеленение между районами столицы. Так наибольшую сумму на озеленение несмотря на малую площадь имеет район Сарыарка, но в соотношении бюджета к количеству жителей этот район практически на уровне района Байқоныр. В разрезе суммы бюджета к количеству населения на первом месте с определенным отрывом район Есиль, причем разрыв с другими районами в 2-3 раза. Более менее сбалансированным выглядит район Алматы, так как его показатели близки к среднегородским по сравнению с другими. Как видно из данных, район Байқоныр на последнем месте как по соотношению бюджета к площади, так и по сумме бюджета на душу населения. Именно здесь напрашивается в будущем определенная корректировка бюджета на озеленение, и скорее всего это лучше сделать за счет уменьшения аналогичных бюджетов районов Есиль и Сарыарка. Основным показателем для распределения данного бюджета на озеленение можно выбрать усредненные коэффициенты по городу – чем ближе итоговые суммы к нему, тем объективней бюджет. При необходимости можно применять усложненную формулу, комбинирующую все показатели: бюджет, территория и население.
В целом предлагается разработать единую городскую стратегию действий по благоустройству и озеленению столицы, ремонту дворовых территорий, предусмотрев качественные и количественные индикаторы с соответствующей отчетностью.
Именно на таких небольших примерах можно постепенно двигаться к развитию принципов справедливого и объективного распределения бюджета, прежде всего исходя из потребности населения. Таким образом будут на практике реализовываться принципы "Бюджета участия".