Какие вопросы намерено решить Правительство Казахстана в рамках Плана оперативных мер по стабилизации социально-экономической ситуации – свое мнение выразил старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Бекжан Садыков, передает Toppress.kz со ссылкой на МИА «Казинформ».

Как отмечает Бекжан Садыков, представленный Правительством РК План оперативных мер по стабилизации социально-экономической ситуации охватывает широкий спектр задач.

Остановлюсь на тех, которые, на мой взгляд, наиболее интересны с точки зрения минимизации общественной критики, которую мы наблюдаем в течение последнего года. Во-первых, наряду с мерами, направленными на оказание поддержки пострадавшему бизнесу в результате известных трагических событий, мы увидели нацеленность Правительства решить вопросы потребительской инфляции. Так, для минимизации социально-экономической напряжённости и минимизации инфляционных ожиданий меры по недопущению необоснованного роста цен были дополнены. К примеру, увеличено финансирование форвардных закупок до 140 млрд тенге в 3,5 раза в сравнении с прошлым годом. В прошлом году объем финансирования составлял порядка 40 млрд тенге. Однако не ясно, включает ли новая сумма доплаты в осенний период. Тем не менее, указанный объем финансирования даёт основания полагать о стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары», – отметил спикер.

Между тем, Правительству, как считает Бекжан Садыков, следует также усилить внимание к вопросам продовольственной цепочки.

Управление каналами распределения и товародвижения остаются актуальными. Возникают вопросы касательно способности региональных стабилизационных фондов разместить и обеспечить количественно-качественную сохранность продовольствия, которая, как следует из роста объёмов финансирования, значительно увеличится, – отмечает старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Бекжан Садыков.

Ещё один вопрос касается доступа оптовых распределителей и товарных сетей к продовольственному фонду: «Каким образом будет регламентирован доступ к реализации продовольствия?».

Будет ли обеспечена конкуренция или сбыт будет обеспечен в большей степени через «социальные ярмарки», которые я считаю не самым цивилизованным каналом сбыта. Также возникает вопрос касательно регламентирования и регулирования товарной надбавки, которое находится в ведении местных исполнительных органов. Понятно, что местные исполнительные органы будут нацелены на проведение оперативных товарных интервенций и освежение складов. Но не приведёт ли это к росту «стихийной торговли»?, – считает спикер.

Во-вторых, как отметил эксперт, обращает на себя внимание озвученный план по импортозамещению товаров, предназначенных для строительства.

Так, предполагается реализация 35 проектов по обеспечению внутреннего рынка керамическими и фасадными плитами, теплоизоляционными материалами, ЛДСП, санфаянсом и межкомнатными дверями. В определённой мере это позитивно отразится на ценообразовании недвижимости, но всё же в большей степени социального жилья. Президент отмечал необходимость системной индустриализации. Следует обратить внимание на возможности металлургической промышленности по обеспечению рынка металлическими изделиями, необходимыми для строительства. На цену металлических изделий и конструкций часто ссылаются сами строители. Вопросы создания бизнес-кластеров, кооперация субъектов строительства и металлургической промышленности в любой приемлемой форме приобретают более актуальный характер. Нельзя допускать снижения деловой активности в строительной отрасли как одной из ведущих нашей национальной экономики и в то же время следует принять внимание платёжеспособность большей части населения, – выразил мнение старший научный сотрудник КИСИ.

По словам Бекжана Садыкова, Правительство должно обратить внимание на проблемы, препятствующие формированию цивилизованного рынка недвижимости с целью минимизации спекуляций. Наряду с вышеназванными мерами, нельзя не остановиться на организационно-финансовых вопросах, затронутых в ходе заседания Правительства.

Поставлена задача по разъяснению ситуации в Казахстане. Важно сохранить нашу международную инвестиционную позицию. В этом контексте разработка Правительством комплексных планов наших западных регионов — жизненно важная мера. Международные инвесторы будут внимательно относиться к геополитическим рискам, что требует усиленной межведомственной координаций и проактивности экономического направления деятельности МИДа, – сказал старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Бекжан Садыков.

Вместе с тем на фоне нарастающего давления климатической повестки, планы по развитию западных регионов должны учесть тренд по обеспечению «озеленения» энергетического рынка.

При этом разрабатываемые меры должны нивелировать обеспокоенность инвесторов, вызванных ситуацией в Алматы. Наряду с энергетическими проектами, следует заострить внимание на инфраструктурных проектах. Правительству в перспективе следует фокусироваться на «больших» проектах, которые могут не только сохранить международные инвестиционные вливания, но и приумножить их, – считает спикер.

В целом же, по мнению эксперта, план по стабилизации социально-экономической ситуации Правительства РК соответствует поручениям Президента и решает многие вопросы.

Понятное дело, что мы увидели первоначальные меры. Считаю, что список мероприятий будет расширен и будет разработано больше системных мер по строительству нового Казахстана. Так, Правительство разрабатывает Программу действий на 2022 год и хотелось бы увидеть более «глубокие» меры, которые будут направлены на решение стратегических задач и вопросов, ранее озвученных в выступлениях Президента РК Касым-Жомарта Токаева, – заключил эксперт.

Подпишитесь на нашу рассылку

Будьте в курсе последних новостей, получайте свежие статьи и видеообзоры.