Чтобы вырастить прогрессивное поколение, образование и воспитание детей должны всегда идти вместе, считает Касым-Жомарт Токаев. В прошлом году, по словам Президента, в школах была запущена программа «Біртұтас тәрбие». Её принятие – это только начало, теперь этот документ необходимо внедрить во всех государственных образовательных учреждениях страны, – резюмировал глава государства. О наиболее значимых реформах, реализованных за шесть лет президентства К. Токаева в системе дошкольного воспитания, побеседовали с заведующей ясли-садом «Балдәурен» г. Петропавловска Мадиной Дарбаевой, передает Toppress.kz.
Мадина Танжарбаевна, Президент заявил: «Откровенно говоря, до этого в нашей образовательной системе больше внимания уделялось обучению, в то время как сфера воспитания была вторичной, в ней отсутствовал системный подход». Глава государства отметил, что воспитательная работа должна охватывать всех детей. Разделяете ли Вы позицию К. Токаева?
– Воспитание – это корни дерева, а обучение – его крона. Если корни слабые, как бы пышно не зеленела листва, дерево не устоит перед бурей. Президент Касым-Жомарт Токаев справедливо отметил, что без системного подхода к воспитанию прочного фундамента для будущего поколения не построить. В детском саду мы стараемся растить детей так, чтобы они не просто знали, но и понимали, чувствовали, умели применять знания на благо общества. Ведь, как говорит казахская пословица: «Ұяда не көрсең, ұшқанда соны ілерсің» – что увидишь в гнезде, то и унесёшь с собой в полёт.
В прошлом году в школах Казахстана была запущена программа «Біртұтас тәрбие». Президент поручил внедрить её во всех государственных образовательных учреждениях страны. Какие Вы видите плюсы от реализации проекта?
– Воспитание начинается с колыбели, и именно дошкольное образование играет ключевую роль в формировании характера ребёнка. Программа «Біртұтас тәрбие» важна тем, что укрепляет связь поколений, передает детям национальные традиции, уважение к старшим, трудолюбие и ответственность. Плюсы программы – целостность воспитания, активное сотрудничество дошкольной организации и семьи, опора на национальные ценности. В перспективе программа позволит создать целостную воспитательную среду во всех дошкольных образовательных организациях независимо от формы собственности, использовать современные технологии для воспитательной работы и укрепить связь между поколениями.
Как в вашем городе обстоит ситуация с развитием дошкольного образования? Увеличивается ли количество детских садов?
– В Петропавловске система дошкольного образования активно развивается. В настоящее время в очереди порядка 2,5 тысяч детей, которые ждут места в детские сады. Впервые за восемь лет в 2024 году в регионе построены два детских сада. В октябре распахнуло двери дошкольное учреждение, построенное на средства спонсоров в новом микрорайоне Бірлік. В преддверии Нового года открыт детский сад в районе Береке на 140 мест. Он построен за счёт бюджетных средств. Правительство Казахстана приняло решение выделить более двух миллиардов тенге на строительство нового детского сада на 280 мест в Петропавловске. Работы ведутся в микрорайоне «Жас Өркен», который активно застраивается. В 2025 году планируется завершение строительства. Эти проекты направлены на увеличение охвата детей дошкольным воспитанием. В октябре 2024 года в рамках международного форума «Бала шақтан — болашаққа» педагоги обсудили цифровизацию дошкольного образования.
Сталкиваетесь ли Вы с вопросом дефицита кадров? Как решаются эти моменты?
– В Петропавловске, как и по всей стране, система дошкольного образования сталкивается с рядом вызовов. Один из которых – дефицит квалифицированных кадров. Воспитателей, логопедов и психологов в детских садах не хватает. Наблюдается тенденция, когда выпускники педагогических колледжей предпочитают искать работу в других сферах с более высокой оплатой. Одной из мер поддержки молодых специалистов является программа «Қызылжар жастары». Это региональная инициатива Северо-Казахстанской области, направленная на обеспечение жильём молодых специалистов в возрасте до 35 лет. Она стартовала в 2024 году и рассчитана до 2029 года. Программа направлена на снижение оттока молодёжи из региона, в рамках проекта предоставляется доступное жильё и улучшаются условия жизни молодых специалистов. В условиях дефицита кадров в государственных детских садах Петропавловска система наставничества может стать эффективным инструментом для адаптации, профессионального развития и удержания молодых специалистов.
По Вашему мнению, повысился ли за последние годы статус педагогов, работающих в системе дошкольного образования? Какие меры в этом направлении принимает государство?
– В последние годы государство уделяет особое внимание повышению статуса педагогов, в том числе работающих в сфере дошкольного образования. Благодаря последовательной политике повышения заработных плат, развитию программ повышения квалификации и мерам социальной поддержки, профессия воспитателя становится более привлекательной. Наш коллега, учитель казахского языка Жукенова Гульшара Сагимбаевна, удостоена почётного звания «Учитель года», что подчёркивает высокий статус педагогов системы дошкольного образования в обществе.
Работники системы дошкольного воспитания, чья жизнь связана с особой заботой о семье и преодолением трудностей, не остаются без поддержки государства. Для педагогов-жён военнослужащих, многодетных матерей и преподавателей с ограниченными возможностями предусмотрены социальные гарантии, помогающие им сохранять баланс между призванием и личными обязанностями. Выплаты, льготы и программы поддержки становятся своеобразной опорой, позволяя не только продолжать любимое дело, но и чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Сегодня политика государства демонстрирует чёткое понимание важности дошкольного образования как основы будущего интеллектуального капитала страны.
Какие действия принимаются для обеспечения безопасности дошколят?
– Обозначенные Президентом страны приоритеты, такие, как цифровизация и искусственный интеллект активно используем в обучении и обеспечении безопасности дошкольников. Все меры безопасности, предусмотренные действующим законодательством, в детском саду строго соблюдаются – во всех групповых блоках и предметных кабинетах установлены цифровые камеры видеонаблюдения. Наш детский сад «Балдәурен», единственный в Казахстане, в котором установлена система ИИ для фиксации фактов агрессии среди детей и некорректного поведения взрослых. Хотелось отметить, что данное новшество внедрено без бюджетного финансирования.
В современной системе дошкольного образования от эмоционального состояния педагога зависит качество образовательного процесса. Сегодня мы приступаем к внедрению нового продукта «Protector AI». Инновационная система анализа эмоций педагогов на основе искусственного интеллекта фиксирует и анализирует их настроение в реальном времени, формируя психоэмоциональный портрет. Это позволит нам глубже понимать эмоциональный климат в коллективе, предотвращать стрессовые ситуации.
Авторской группой, в составе которой педагоги-эксперты Ескужина А.З., Кабиева А.Н. и капитан гражданской защиты ДЧС СКО Жумажанов Ж.Е., разработана авторская программа «Основы пожарной безопасности для дошкольников 5-6 лет». Преимуществом авторской программы являются интегрированные робототехнические проекты «МирбезОпасности», «В строю юные огнеборцы», тактические учения по тушению пожаров детьми. Сотрудничество с профессионалами ДЧС Северо-Казахстанской области усиливает практическую значимость программы и обеспечивает её высокую эффективность, что полностью соответствует национальным приоритетам дошкольного образования Республики Казахстан. Кроме того, в дошкольных организациях г. Петропавловска действует контроль доступа с использованием электронных пропусков.