Предвыборная гонка партий за места в мажилисе неумолимо приближается к главному этапу – агитационной кампании, стартующей с 10 декабря. И здесь «Nur Otan» по праву выглядит явным фаворитом.
Прошедшая уникальный для Казахстана опыт праймериз партия власти после голосования 10 января имеет все шансы стать партией парламентского большинства.
Но это совсем не значит, что предстоящие выборы лишены интриги. Почему? Да хотя бы потому, что конфигурация нового для отечественного парламентаризма института парламентской оппозиции остается открытым вопросом. И вопрос этот чрезвычайно важен не только для партий, претендующих на звание оппозиционных. От того, какие партии, кроме «Nur Otan», преодолеют 7-процентный проходной барьер, зависит самое важное – стопроцентная легитимность будущего депутатского корпуса в глазах общества .Каждый избиратель, за какую бы партию он не проголосовал, хочет, чтобы его воля была реализована. В президентско-парламентской республике (каковой сейчас де-юре стал Казахстан) эта воля может быть реализована в парламенте и в местных представительных органах – маслихатах. Выбирать которые нам предстоит вместе с мажилисом 10 января, когда Президент Касым-Жомарт Токаев в ходе своей избирательной кампании в прошлом году провозгласил формулу «сильный президент – авторитетный, влиятельный парламент – подотчетное правительство», все как-то упустили из виду новую роль депутатского корпуса, заложенную конституционной реформой, которую инициировал Елбасы Нурсултан Назарбаев. А ведь она предоставляет серьезные полномочия именно представительной власти.
И дело не только в том, что теперь правительство слагает полномочия перед вновь избранными депутатами, а не перед президентом. Как было раньше. Отныне парламент не просто «дает согласие» президенту на назначение нового кабинета министров. Депутаты заслушивают и утверждают программу каждого министра. А могут и не утвердить, если посчитают ее не слишком убедительной и эффективной для развития страны. И здесь чрезвычайно важно, чтобы оппозиция, представленная в зале заседаний мажилиса, была компетентной и конструктивной. В противном случае мы с вами обречены стать заложниками бесконечных и зачастую бесплодных споров представителей различных представленных в парламенте политических сил.
Можно вспомнить далекие уже 90-е, когда экономика требовала срочных реформ, а пространные дискуссии в «демократическом» Верховном совете тормозили их начало. В конце концов после роспуска ВС тогдашний Президент Нурсултан Назарбаев вынужденно взял законодательные функции на себя и серией Указов, имеющих силу закона фактически заложил основы сегодняшней рыночной экономики.
С тех пор Казахстан стал экономически состоятельным и политически стабильным государством. Но сегодняшние мировые вызовы – пандемия и мощнейший социально-экономический кризис, поразивший даже могучие США, диктуют нам задачи, в чем-то сопоставимые с теми, что стояли на заре Независимости. Только нынче у нас нет даже той временной форы: мир стал цифровым, а значит. гораздо более мобильным, технологичным.
Не случайно Президент Токаев принял решение возродить Агентство по стратегическому планированию и реформам, учредил и возглавил Высший совет реформ. В очень сжатые сроки, за каких-нибудь 4-5 лет предстоит осуществить кардинальные реформы банковской, налоговой, таможенной систем. Завершить пробуксовывающую в последнее время цифровизацию, переформатировать громоздкий и неэффективный государственный аппарат.
Очевидно, что в ближайшей перспективе на новый депутатский корпус обрушится вал важнейших законопроектов. Некоторые горячие головы не исключают даже досрочного роспуска парламента, если «необстрелянные» депутаты 7-го созыва не справятся с этой ношей.
А в новом мажилисе – и это можно уверенно прогнозировать уже сейчас – громко заявит о себе бизнес, как мало-средний, так и крупный. О серьезности намерений этих ребят можно судить по состоявшемуся на днях внеочередному съезду «Ақ жола». Его лидер Азат Перуашев провозгласил весьма радикальные цели – ликвидировать все институты развития, как «лишних» посредников между властью и бизнесом. Полностью освободить от налогов микробизнес и самозанятых, а главное – позволить парламенту проводить законы, разрешающие финансировать социальные проекты и программы несмотря на возражения правительства (сейчас все подобные депутатские инициативы невозможно реализовать без положительного заключения кабмина).
И хотя подобные предложения легко можно объяснить «предвыборной лихорадкой», желанием заработать очки у избирателя, нет гарантий, что, придя в парламент в статусе «законной» оппозиции, одна или несколько партий не попытаются поиграть в популистские игры.
Особенно нужны громкие инициативы двум политсилам, прошедшим ренэйминг – партии «Адал» (бывшей «Бірлік») и Народной партии ( отказавшейся от “выпячивания” коммунистической принадлежности). В свою очередь, соскучившиеся по парламентским креслам кандидаты от партии «Ауыл», судя по их избирательному списку, попытаются «монополизировать» национально-патриотическую повестку: среди их кандидатов – известные казахоязычные журналисты, в том числе – главный редактор популярной газеты «Қазақ әдебиеті» Даурен Куат.
Разумеется, не все заявленные в списках партий кандидаты станут мажилисменами или маслихатовцами. Но одно несомненно: на смену людям, дежурно представлявшим в парламенте так называемые «партии второго плана», приходят амбициозные молодые политики. Они не готовы исполнять роли статистов, им нужно по настоящему оппонировать партии парламентского большинства. Тем более, что по новому законодательству у них появились для этого определенные возможности – например, инициация парламентских слушаний. Так что, предвыборная гонка обещает быть нескучной.
И все же, именно «Nur Otan» – безусловный фаворит январского «заезда». Причем. в нынешней ситуации дело даже не в пресловутом административном ресурсе и не в объективно лучших финансовых возможностях: по закону каждая партия, прошедшая в парламент, получает ежегодное финансирование из бюджета, зависящее от числа избранных от нее депутатов. Так вот, «Nur Otan» в 2020 году получил из казны 7,9 миллиарда тенге, «Ак жол» и НПК, имеющие в нижней палате по 7 представителей, около 700 миллионов каждый. Это, разумеется, не считая других законных источников материальной подпитки (которые в случае с партией Елбасы объективно разнообразнее и щедрее).
Однако, дело повторимся не в деньгах. Просто партия Первого Президента лучше других подготовилась к зимней электоральной кампании. Одних только региональных (областных, городских, районных) конференций в рамках подготовки к праймериз прошло больше сотни, а встреч руководства партии с населением в центре и на местах просто не сосчитать.
Кроме всего прочего, «Nur Otan» – единственная партия, организовавшая денежную помощь самым социально уязвимым соотечественникам в разгар эпидемии.
Но даже не в этом главное преимущество партии парламентского большинства. Нравится это кому-то или нет, но, судя по партсписку, время и усилия на недавние внутрипартийные выборы (праймериз) потрачены не зря. В партийный список «Nur Otan», сформированный по итогам праймериз, вошли представители всех социальных страт – от рабочих и фермеров до ученых, преподавателей вузов и школ, от представителей малого и среднего бизнеса до активистов общественных движений и молодежных лидеров. За право представлять миллионную армию нуротановцев в парламенте готовы бороться журналисты и геологи. Спортсмены и врачи, топ-менеджеры крупных частных компаний и функционеры исполнительной власти областного, городского и районного уровней…
Иначе говоря, партия «Nur Otan» убедительно доказывает вопреки неверию скептиков: именно она на сегодняшний день является силой, представляющей интересы не отдельно взятого политического класса, социальной или профессиональной группы, а всего 18-миллионного населения страны.
Вот почему доминирование именно этой партии в парламенте и маслихатах принципиально важно для Казахстана: «Nur Otan » – единственная на сегодняшний день общенародная партия. Более того, она представлена на всех уровнях исполнительной власти. Сам Президент Касым-Жомарт Токаев, будучи членом бюро политсовета «Nur Otan», безусловно, выиграет в результате победы своих однопартийцев 10 января. Ведь в этом случае глава государства сможет опираться в продвижении своей политики не просто на партию парламентского большинства, а на общенародную партию. А это, по сути дела, будет означать, что второй президент Казахстана получит мандат доверия всего общества.
Если в совсем уже близкое январское воскресение этим прогнозам суждено сбыться, тогда можно не сомневаться: все задуманные реформы реализуются, все мечты станут явью. И триединая формула власти от Токаева наполнится совершенно конкретным содержанием.