В мире имеется огромное количество проблем здравоохранения, среди которых обширное место занимают те факторы вреда, которые человек сам создал и сознательно продвигает. Это вопрос алкогольной зависимости, курения табака и самое страшное — употребление наркотических веществ.
По итогам 2016 года количество смертей от передозировки наркотическими веществами и в целом от их потребления увеличилось на 13 процентов, что показывает негативную тенденцию роста данного социального недуга. А семь месяцев 2017 года казахстанские правоохранительные органы выявили более двух тысяч наркопреступлений и изъяли свыше шестнадцати тонн наркотиков.
Тем не менее, есть разные виды наркотических веществ разной степени тяжести — от каннабиса до синтетических наркотиков, вроде "крокодила", который стал популярен в последнее время, ЛСД и прочих продуктов химии. Откуда они происходят доподлинно трудно проследить: по данным Департамента по борьбе с наркобизнесом РК марихуана производится на территории Казахстана; героин поступает через узбекский или кыргызский трафик из Афганистана и Таджикистана ещё со времён войны в том регионе, а синтетические наркотики могут поставляться из России или Китая — поставщиков имеется реальное множество. Почему люди начинают потреблять наркотики и что делает государство для борьбы с этим ужасным явлением, особенно на фоне недавних событий о распространении особо опасных видов наркотических веществ синтетического происхождения среди молодёжи Казахстана?
Во-первых, к наркозависимости толкала социальная и экономическая ситуация в 90-е годы — тогда люди пытались найти избавление от насущных проблем и садились на иглу, из-за чего в тот период на территории СНГ зарегистрирована рекордная смертность, связанная с употреблением запрещённых препаратов. Впоследствии условия стали помягче и с ростом уровня жизни появился тренд на данное «развлечение» из-за общей маргинализации молодёжной культуры, когда наркотики (в особенности каннабиноиды) перестали быть чем-то абсолютно запретным, перестали быть табу. Многие представители молодёжи и именно её стали пробовать разные виды веществ, и в большинстве случаев они получали опасную зависимость. Дело даже не в их личной безопасности, что, несомненно, важно для государства — люди в состоянии изменённого сознания способны причинить и причиняют вред окружающим, управляя транспортным средством, бросаясь с ножом на людей, видя галлюцинации и так далее. Так что угроза и вред данного явления отражаются и на зависимых, и на окружающих их людях. Преступления на этой основе гремели многократно и гремят по-прежнему — хотя бы случай в Актобе 13 сентября, когда водитель машины бросился в состоянии наркотического опьянения с ножом на представителей закона.
Страшно подумать, что наркодилеры не гнушаются распространением наркотиков даже среди представителей школы под видом сладостей и прочих невзрачных съестных продуктов, которые не выдают наличия в них запрещённого вещества и пополняют 70-тысячную громаду казахстанских наркоманов, постоянную клиентуру наркодельцов. Это объяснимо, ведь они получают огромные деньги, и доходность торговли смертью, порой, превышает совокупный доход промышленных кластеров горно-рудной промышленности — свыше 500 миллиардов долларов зарабатывают преступники на производстве и сбыте наркотиков, а также на их контрабанде по территории Казахстана, который также является важным участком среднеазиатского маршрута поставки наркотиков на север с юга (того же пресловутого Афганистана). В погоне за таким доходом наркобароны не остановятся ни перед законом, ни перед собственной совестью, которая, кажется, давно покрылась саваном. Распространение происходит через неблагополучные слои населения — люди без определённого места жительства, беспризорники и прочие маргиналы нередко выполняют роль курьеров.
Прежде чем перейти к объяснению методов борьбы с наркобизнесом, стоит рассмотреть точку зрения достаточно весомой группы граждан, которые выступают за легализацию марихуаны (именно на её продаже богатеют большинство поставщиков наркотиков), действуя из человеческих логики и естества, которые толкают человека вкусить запретный плод. По их мнению, легализация поставит под удар всю организованную преступность в данной отрасли и позволит государству контролировать процесс потребления, руководствуясь примером Голландии или Грузии, а также уберёт гражданский страх вызова скорой помощи при передозировке, от которой и гибнут молодые люди, однако о данной инициативе в текущих условиях говорить всерьёз не приходится.
Департамент по борьбе с наркобизнесом Республики Казахстан создан в 2004 году под названием "Управление по борьбе с наркобизнесом" (УБН) с целью прекратить наползающую волну наркозависимости на Казахстан, ведь именно в это время изъятие одного героина перевалило за две сотни тонн с начала 90-х годов. Для борьбы с организованной преступностью (в одиночку этим бизнесом на крови никто не занимается) привлекались масштабные организационные и финансовые ресурсы, много полицейских пострадало в ходе спецопераций, которых с того периода до наших дней было проведено не менее полусотни. Основными методами борьбы являются облавы, уничтожение конопляных полей и прочих источников получения наркотического сырья (так, в Казахстане запрещено выращивать мак в больших количества на частных подворьях, ровно как и коноплю), засылка агентов в организованную преступную сеть для получения необходимой информации, масштабные проверки с применением специально обученных собак, экспертизы на предмет содержания наркотиков в крови подозреваемого и прочие международные методы борьбы. Важным остаётся и международный аспект данной войны с преступностью — так, например, в 2014 году было заключено соглашение о сотрудничестве между ДБН РК и аналогичной структурой США, которая имела богатый опыт борьбы в годы «кокаиновой эпидемии» в 80-е годы с наркоимперией Пабло Эскобара и потоком наркотиков из Латинской Америкой в целом. В данной отрасли структуры Казахстана тесно сотрудничают с подобными организациями стран СНГ, в особенности со странами основного трафика наркотиков — Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном (с этими странами создан Центрально-Азиатский координационный комитет по борьбе с наркотиками) и Афганистаном. Повсеместная борьба и бескомпромиссность в борьбе с наркоманами и наркобизнесом принесла свои плоды — на момент октября 2018 года замечено снижение наркозависимых на 30 процентов. Здесь необходимо рассмотреть тему того, что происходит с наркоторговцами и наркозависимыми после задержания. Для первых уготовано место в тюрьме по статье 259 УК РК, включающей в себя срок заключения от 3 до 7 лет лишения свободы, а для вторых в Казахстане действует около 40 наркодиспансеров, в которых пострадавшим, если их можно так назвать, оказывается всесторонняя медицинская, а самое главное — психологическая помощь, ведь от психической зависимости сложнее всего избавиться впоследствии. Возможность излечиться есть у малого количества наркозависимых, однако даже исцеление трёх из десяти стоит потраченных усилий для будущей их социализации в обществе.
Стоит отметить также почти единогласную позицию граждан касательно этого вопроса: большинство поддерживает самые решительные меры государства по борьбе с наркобизнесом. Без поддержки народа борьба с этим отвратительным явлением будет обречена на провал, но гражданская инициатива и неравнодушие, а также помощь граждан в определении наркопритонов облегчают работу следствия. Прежде всего, чтобы не бороться с симптомами и последствиями, нужно ударить в корень — улучшать уровень жизни и повышать образованность людей на эти темы, проводя постоянную профилактику. Думающий человек, живущий в благоприятных социальных и экономических условиях никогда не встанет на тупиковый путь наркозависимости.