Дополнительно проработать вопрос по ставке НДС поручил Президент Правительству. Решение по её верхней планке должно быть принято на основе точных расчётов, с учётом мнения квалифицированных экспертов, предпринимателей и, конечно же, депутатов, заявил Касым-Жомарт Токаев. Детали наша редакция обсудила в интервью с независимым аналитиком Русланом Закариным, передает Toppress.kz.
Руслан Галымжанович, Президент на встрече с представителями отечественного бизнеса поручил Правительству пересмотреть вопрос повышения ставки НДС. О чём свидетельствует этот момент?
Я считаю, что этот момент свидетельствует о том, что Президент осознаёт сложность и значимость налоговой политики, особенно в отношении налога на добавленную стоимость. НДС — это один из источников пополнения государственного бюджета, но в то же время он оказывает серьёзное влияние на бизнес и потребителей. Повышение или изменение этого налога должно учитывать баланс между экономическим ростом, конкурентоспособностью бизнеса и потребностями бюджета. Решение Президента Касым-Жомарта Токаева дополнительно проработать этот вопрос показывает его стремление к взвешенным и оптимальным решениям, основанным на мнениях экспертов, предпринимателей и общественности. Это важный сигнал о том, что налоговая политика в Казахстане формируется не кулуарно, а в формате открытого диалога с бизнесом.
Что такое НДС и как он влияет на экономику?
Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который взимается на каждом этапе производства и реализации товаров и услуг. Он является одним из ключевых источников бюджетных поступлений, но при этом влияет на цены, бизнес-среду и потребителей. В Казахстане базовая ставка НДС составляет 12%. Принцип работы НДС заключается в том, что налог начисляется на разницу между ценой закупки и ценой продажи. Например, если предприниматель купил товар за 1000 тенге (с учётом НДС) и продал его за 1500 тенге (с учётом НДС), то он обязан перечислить в бюджет налог с разницы, что позволяет государству получать доход на каждом этапе цепочки продаж. Слишком высокая ставка НДС может привести к росту цен и снижению покупательной способности, а слишком низкая — к дефициту бюджетных средств. Именно поэтому важно найти баланс, при котором налоговая система будет эффективной и справедливой.
Касым-Жомарт Токаев заявил, что предложенная Правительством ставка всё же была завышена. А что думаете Вы?
Если предложенная ставка вызвала такую резкую реакцию со стороны бизнеса, значит, изначальные расчёты не учитывали реальные экономические условия. Введение завышенной ставки НДС может привести к ряду негативных последствий: росту цен на товары и услуги, увеличению налоговой нагрузки на бизнес, усилению инфляционного давления и, что особенно важно, увеличению теневой экономики. В таких условиях многие предприниматели могут уйти в «серую зону», чтобы избежать чрезмерного налогообложения. Очевидно, что наш Президент осознаёт эти риски и дал сигнал к корректировке подхода. С точки зрения устойчивого развития экономики важно не только обеспечивать сбор налогов, но и стимулировать бизнес к легальной деятельности, создавая прозрачные и комфортные условия. Поэтому я считаю, что завышенная ставка действительно могла бы оказать негативное влияние на рынок, и пересмотр этого решения — правильный шаг.
Ставка НДС должна быть дифференцированной, — резюмировал К. Токаев. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.
Дифференцированная ставка НДС — это эффективный инструмент, который позволяет учитывать специфику различных отраслей экономики. В мировой практике широко используется система, при которой разные отрасли облагаются НДС по разным ставкам. Например, в ряде стран пониженные ставки применяются к социально значимым товарам и услугам (продукты питания, лекарства, образование), а стандартные или повышенные ставки — к предметам роскоши или высокомаржинальным отраслям.
В Казахстане такой подход мог бы снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, особенно в сферах, где рентабельность относительно невысока. В то же время более высокая ставка на определённые категории товаров, например, на предметы роскоши, могла бы увеличить поступления в бюджет без критического воздействия на массового потребителя. Однако, для успешной реализации такого механизма необходима чёткая и прозрачная система администрирования, чтобы избежать злоупотреблений и схем уклонения от уплаты налогов.
Президент считает, что решение по верхней планке НДС должно быть принято Правительством на основе точных расчётов. Глава государства отметил, что необходимо учитывать мнения квалифицированных экспертов, предпринимателей и депутатов. Насколько важен такой подход?
Такой подход принципиально важен, поскольку налоговая политика не может формироваться в отрыве от реального экономического положения. Без экспертного мнения и учёта отраслевых особенностей можно получить обратный эффект: вместо увеличения поступлений в бюджет можно спровоцировать рост цен, снижение потребительского спроса и уход бизнеса в тень. В Казахстане уже есть негативные примеры, когда налоговые изменения вводились без должного анализа последствий, что приводило к экономическим трудностям. Поэтому важно, чтобы в процесс обсуждения активно вовлекались не только государственные органы, но и представители бизнес-сообщества, аналитики и экономисты, обладающие объективными данными и пониманием тенденций. Такой диалог позволит выработать оптимальное решение, которое будет учитывать как интересы бюджета, так и потребности предпринимателей.
По словам Президента, любые нововведения должны вводиться на основе всестороннего анализа и продуманной стратегии. Разделяете ли Вы эту позицию?
Безусловно. Любое значительное изменение в налоговой системе должно основываться на глубоком анализе его потенциальных последствий. В Казахстане, как и в любой другой стране, НДС является важным элементом экономической политики, и его изменение должно происходить в соответствии с долгосрочной стратегией. Для РК важно не просто менять налоговые ставки, но и совершенствовать всю налоговую систему, делая её более прозрачной, справедливой и удобной для бизнеса. В этом смысле заявления Касым-Жомарта Кемелевича о необходимости глубокого анализа являются правильным ориентиром.
В целом, выступление нашего Президента свидетельствует о стремлении к системному и рациональному подходу в налоговой политике. Его слова о необходимости дифференцированной ставки, учёта мнения экспертов и открытого диалога с бизнесом показывают, что в стране формируется новый уровень экономического взаимодействия между государством и предпринимателями. Реализация этой политики потребует детальной проработки, но сам факт того, что вопросы налогообложения обсуждаются в таком формате, говорит о качественном изменении подходов к управлению экономикой.