В 2017 году на дорогах столицы стали появляться видеокамеры. Водители называли их «виноградинками», интернет-комментаторы – «оком Исекешева», на тот момент занимавшего пост городского акима. Весть о новой системе фиксации нарушений ПДД поначалу не обрадовала горожан. Но падение смертности в ДТП почти в два раза только за первый год работы системы переубедило всех скептиков, передает Toppress.kz.
Сегодня мы поговорим с одним из создателей системы «Сергек» Кайратом Ахметовым. Он расскажет о целях, которые ставила перед собой команда разработчиков, влиянии технологий на жизнь казахстанцев и важности IT-суверенитета.
– С чего начинался проект «Сергек»?
– В 2016 году нас было всего 20-30 человек. Весь коллектив умещался в одном небольшом коттедже. Мы были молодой амбициозной командой, участвовали в разных программах развития стартапов.
Наша компания выступала одним из подрядчиков по монтажу российских скоростемеров и западной системы по хранению видеоданных. Всё это входило в систему безопасности жизнедеятельности города.
В процессе монтажа наши специалисты поняли, что могут создать аналогичное решение, но гораздо эффективнее и в несколько раз дешевле.
– Эффективнее и дешевле крупных разработчиков с именем и опытом?
– Да, и в этом нет ничего удивительного. В начале мы пошли по пути экономного стартапа. Занимались интеграцией различных существующих и собственных решений. Мы настойчиво рассказывали о своём предложении, говорили, что предложим цену, от которой невозможно отказаться.
– Низкая цена не всегда является показателем качества.
– Безусловно. В конце концов, нас заметили и стали приглашать на презентации. Мы стали лучше понимать, что должен представлять из себя наш продукт, дорабатывали его, адаптировали именно под столицу. Мы думали, что если не победим в конкурсе, то хотя бы не дадим зайти на наш рынок компаниям с необоснованно дорогими решениями.
На выходе получилось экономичное решение – автономная система, которая может работать на встроенных аккумуляторах и передавать данные по беспроводным каналам.
– «Сергек» – это фактически «глаза города», доступ к которым должен быть надежно защищен. Можно ли обеспечить такую защиту, учитывая, что вы используете импортные комплектующие?
– Безусловно. При закупке камер в Китае, который является основным мировым поставщиком такого оборудования, наши специалисты меняют их прошивку. Это лишает устройство возможности передать даже безобидную информацию о включении на завод-изготовитель.
«Мозги» и «сердце» системы «Сергек» – разработка местных айтишников. Кроме того, система проходит серию самых жестких проверок РГП «Государственная техническая служба» КНБ РК перед запуском в городах.
– «Сергек» работает в столице уже почти 4 года. Как, на Ваш взгляд, он изменил жизнь горожан?
– На мой взгляд, запуск системы сильно изменил ситуацию на столичных дорогах. «Эффект Сергек» сказывается на каждом водителе – правила соблюдаются автоматически. Даже гости города замечают, что на столичных дорогах передвигаться комфортнее и безопаснее, чем в любом другом городе Казахстана.
Мы формируем не боязнь штрафов, а новую культуру вождения. Соблюдение, по сути, элементарных правил существенно сокращает количество тяжелых травм и смертей в результате ДТП, и чем больше водителей будут это понимать, тем лучше. Со временем это станет обыденностью, пока же «Сергек» выступает в качестве «недремлющего ока», которое следит за каждым лихачом в городе. Результаты говорят сами за себя: в 2017 году, в год запуска системы, на дорогах столицы погибло 60 человек, в 2018 году – 34, а в 2020 году – 31.
– Реально ли снизить смертность в ДТП в других городах с помощью системы «Сергек»?
– Да, мы добились этого на примере Алматы. С начала 2020 года произошло снижение в два раза – 161 погибших в 2019 году против 84 в 2020.
– Будет ли совершенствоваться функционал «Сергек», связанный с выявлением нарушений ПДД? К примеру, водители не всегда соглашаются с обвинениями в нарушениях и хотели бы более оперативно оспаривать то или иное решение.
– Мы нашли решение для этой проблемы. Мы предложили правоохранительным органам разработать мобильное приложение для водителей, через которое они будут получать уведомления о выявленных нарушениях напрямую. Преимущество в том, что они смогут согласиться с нарушением или оспорить его. Я считаю, это самый эффективный способ: сократятся расходы, исчезнет коррупционный риск, процессы ускорятся за счет автоматизации. Но для этого требуется внесение изменений в законодательство.
– «Сергек» – это только борьба с правонарушениями на дорогах? Используются ли возможности системы, например, для борьбы с пандемией коронавируса, как это было сделано в том же Шанхае?
– Разумеется. Собственные наработки позволили нам в кратчайшие сроки создать новый функционал. Готовое решение никто бы не продал даже через 3-4 месяца после начала пандемии. Мы же буквально за несколько дней запустили мобильное приложение «Сергек.Блокпост», а затем и «Сергек.Карантин». Полицейские всей страны использовали наши решения, которые подстраивались под меняющиеся потребности.
В том числе поэтому мы работаем на развитие идеи об IT-суверенитете. Для нас это не только информационная безопасность, но и свои собственные кадры. В чрезвычайной ситуации, когда страны мира закрывают границы и думают только о себе, важно, что Казахстан не остался без сильных местных IT-специалистов.
– Какие еще возможности дает «Сергек» столице и каждому городу, в который он приходит?
– Проект «Сергек» – это, по сути, фундамент концепции «умного города», реализованной в столице. Наш вклад в развитие города подтвердила победа в номинации «Интеллектуальная транспортная система» на ежегодном конкурсе проектов «умных» городов и сообществ «2020 Smart Cities and Communities Europe and Central Asia Awards» в рамках IDC Smart City Forum.
В рамках концепции «умного города» «Сергек» выполняет несколько крупных функций. Прежде всего, это общественная безопасность. В столице из 13 тысяч камер 7 тысяч расположены в местах скопления людей, дворах жилых домов, около учебных заведений и в наиболее криминальных районах города. Это позволило снизить уровень преступности в городе – все мы прекрасно понимаем, насколько разнокалиберная преступность боится камер.
Еще одна функция – анализ данных о челночной миграции. Собранные интеллектуальной системой большие данные позволяют строить новые автобусные маршруты и дорожные развязки, чтобы разгрузить городской транспортный поток.
Также мы разработали специальное приложение для планшетов, которыми «вооружены» сотрудники полиции. Его функционал включает розыск транспорта по ориентировкам и функцию проактивного предупреждения ДТП. В Алматы с помощью системы было найдено несколько угнанных автомобилей. Не помогла даже замена номера, подлог быстро определили благодаря фиксации трафика.
Кроме того, в комплектацию системы «Сергек» в каждом городе уже входят экометеодатчики.
– Зачем они нужны?
– Это приборы для оценки качества воздуха, которые измеряют количество мелкодисперсных частиц в воздухе – пыли, пыльцы, аэрозолей, сажи. Они достаточно маленькие, чтобы проникнуть в организм через легкие, и достаточно крупные, чтобы нанести вред человеку.
Сеть таких датчиков позволит не только выявить перекрестки с наибольшей загазованностью, но и определить автомобили, которые чаще других проезжали их. Система автоматически передаст на планшет полицейскому данные об автомобиле, «подозреваемом» в загрязнении воздуха, для дальнейшей проверки.
Наконец, благодаря интеграции систем легко можно будет выявить недобросовестные станции технического осмотра, которые выдают свидетельства таким автомобилям.
– Создается впечатление, что IT-технологии, связанные в концепцию «умного города», могут решить все столичные проблемы. Так ли это? И в полной ли мере реализован их потенциал?
– Технологии должны делать город максимально комфортным для тех, кто в нём живёт. Массовым внедрением IT-разработок столица занялась при акиме Асете Исекешеве, и за прошедшее время мы добились серьезных результатов. Сегодня у горожан есть масса удобств – отслеживать маршруты общественного транспорта, получить быстрый ответ от службы iKomek(109), оформить онлайн договоры на коммунальные услуги и так далее.
Но потенциал IT-систем раскрыт даже не на половину, и новые решения могут появиться в самых неожиданных сферах жизни. Как, к примеру, раньше мы не верили, что водитель такси может быть вежливым, так и сейчас пользуемся приложениями, которые делают сервис комфортным и безопасным.
IT-технологии, безусловно, не решают всех проблем. Не стоит забывать, что условия жизни в городе улучшают не сами по себе сервисы и приложения, а гражданская сознательность и ответственности каждого. Только в связке с ними технологии будут эффективно работать на всеобщее благо.