В этом году в связи с распространением в стране коронавирусной инфекции и предпринятыми мерами по введению карантинных мер, обострились вопросы, связанные с обеспечением занятости людей. Большое количество людей потеряли работу из-за закрытия предприятий и организаций. В ответ на сложившуюся ситуацию, Правительством страны были предприняты беспрецедентные меры по решению проблем занятости, передает Toppress.kz со ссылкой на integrityastana.kz.
Для этого была разработана и принята специальная программа «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы». На реализацию этой Программы только на 2020 год из разных источников было предусмотрено около 1 трлн.тенге.
По замыслу Правительства предполагалось, что данные средства помогут решить проблему занятости и в целом, привести к росту деловой активности в регионах и стране.
Насколько были оправданы предпринятые меры по решению проблем занятости? Насколько эффективно используются выделенные средства? Насколько прозрачен механизм использования выделенных средств?
С целью нахождения ответа на эти вопросы, командой экспертов нашей организации «Integrity Astana» был проведен анализ реализации программы «Дорожная карта занятости на 2020-2021 гг.» (далее – ДКЗ).
Объем средств по областям.
Наибольшие суммы в разрезе областей были выделены Алматинской области (109 млрд.тенге), г.Алматы (104 млрд. тенге) и Туркестанской области (99 млрд. тенге).
Наименьшие суммы направлены в Северо-Казахстанскую (32 млрд.тенге), Мангистаускую (34 млрд.тенге) и Атыраускую и Западно-Казахстанскую (по 35 млрд.тенге) области.
Согласно данным МТСЗН РК на 23 октября 2020 года начаты работы по 6 622 проектам, завершена работа по 4 059 проектам. Трудоустроено 201,7 тысяч человек (в том числе 111,1 тыс. человек, или 55%, по направлениям центров занятости населения).
По трудоустройству безработных наилучшие показатели отмечаются в Восточно-Казахстанской (107,6%), Кызылординской (100,9%) и Атырауской (100,7%) областях. Наименьшие показатели по трудоустройства отмечаются в Алматинской (70,4%), Туркестанской (49,4%), Западно-Казахстанской (73,1%) областях. Кстати, Алматинская и Туркестанская области относятся к тем областям, которые получили наибольшие объемы средств. Вместе с тем, показатели трудоустройства у них – нелучшие.
Проанализировав полученные данные по отдельным районам, можно сказать, что сразу возникают вопросы касательно достоверности этих данных. Так, согласно представленным данным акиматов по состоянию на 20 сентября т.г. по программе ДКЗ в г.Семей создано 4877 рабочих мест, а в г.Кокшетау – 717 рабочих мест. Вызывает вопросы достоверность этой информации.
Если же брать данные по отдельным компаниям, то получается, будто бы на отдельные компании приходятся все создаваемые рабочие места. Например, в г.Семей ТОО «Фирма Азия» как будто бы создала 2280 рабочих мест, что вызывает сомнения. В то же время ТОО «Tasstroy» создало всего 2 рабочих места. По г.Кокшетау одни компании создают десятки рабочих мест, например, ТОО «Комплект Азия Сервис» – 62 рабочих мест, а другие компании по 1 рабочему месту, например, ТОО «Жардау». Спрашивается, зачем нужно было заказывать работы и привлекать компании, если в итоге создается всего 1 или 2 рабочих места?
Для решения проблем занятости в этом году, как и прежде, Правительство решило пойти по стандартному пути, выбрав неэффективный инструмент решения вопроса, за счет выделения большой суммы денег и создания рабочих мест за счет вовлечения людей в строительство и реконструкцию школ, больниц, дорог, объектов ЖКХ и благоустройства населенных пунктов. Для этого была разработана программа «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы».
В целом, в текущем году МТСЗН получил значительную часть средств республиканского бюджета для решения проблем занятости и других социальных вопросов.
Если брать Республиканский бюджет 2020 года, то он получился на самом деле «социально ориентированным». В связи с распространением коронавирусной инфекции и введением в стране режима чрезвычайного положения, Республиканский бюджет в начале года был пересмотрен в сторону увеличения.
В частности, бюджет МТСЗН увеличился в этом году с 3,4 трлн. до 4 трлн. тенге и стал одним из крупных бюджетов среди госорганов. На долю Министерства труда и социальной защиты населения приходится 29% от всех расходов Республиканского бюджета.
Если сравнивать с бюджетами отдельных ключевых министерств, то у МТСЗН получается самый крупный бюджет среди всех министерств. Далее идут Министерство здравоохранения с бюджетом в 1,5 трлн. тенге и МИИР – свыше 1 трлн. тенге.
Правительство в 2020 году запустило беспрецедентные меры по поддержке занятости. В частности, по Программе продуктивной занятости «Еңбек» расходы были увеличены с 30 млрд. до 80 млрд. тенге. И дополнительно к существующей программе, Правительство приняло отдельную программу «Дорожная карта занятости (ДКЗ) на 2020-2021 годы», для которой только на этот год выделено 300 млрд. тенге. Таким образом, в стране реализуются две программы по вопросам занятости, что является нонсенсом.
Обоснованием необходимости запуска двух программ занятости, по мнению Правительства, является то, что, если Программа «Енбек» касается подготовки кадров и развития предпринимательства, то Программа «ДКЗ» включает в себя меры по строительству и развитию инфраструктуры, для реализации которых планируется привлечь большое количество рабочей силы.
О программе Дорожная карта занятости
27 марта 2020 года распоряжением Премьер-Министра была утверждена Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы (далее – ДКЗ).
Основными целями ДКЗ определены:
1) обеспечение занятости и недопущение роста уровня безработицы;
2) создание дополнительных рабочих мест и обеспечение доходов;
3) создание условий для развития инфраструктуры населенных пунктов.
Для достижения указанных целей, Программа ДКЗ предусматривает реализацию инфраструктурных проектов по следующим видам работ и объектов:
- капитальный и текущий ремонты, реконструкция социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха, оказания услуг населению (для сейсмоопасных регионов допускается капитальный ремонт с сейсмоусилением));
- капитальный, средний и текущий ремонты, реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо, тепло-, электроснабжения);
- капитальный, средний и текущий ремонты, реконструкция, строительство инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, тротуары, плотины, дамбы и мосты, каналы, водохозяйственные объекты и сооружения);
- благоустройство населенных пунктов (благоустройство дворов, освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок).
Необходимо отметить тот факт, что реконструкция и строительство объектов инфраструктуры являются наиболее затратными мероприятиями, в рамках которых имеются высокие коррупционные риски. Более того, при реализации мер по ремонту и строительству инфраструктуры в основном создаются временные, а не постоянные рабочие места.
Большие вопросы вызывают и сами объемы расходов на программу «ДКЗ». Только на этот год по данной программе из Республиканского бюджета выделена колоссальная сумма в размере 300 млрд.тенге.
Кроме того, через АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» местным исполнительным органам в рамках облигационного займа было выделено еще 700 млрд. тенге путем выпуска государственных ценных бумаг. Таким образом, только за 2020 год на реализацию программы ДКЗ выделен 1 трлн. тенге.
О создании рабочих мест
В рамках реализации инфраструктурных проектов планируется создание более 255 тыс. новых рабочих мест с обеспечением не менее 50% найма работников через центры занятости населения, с приоритетом на безработную молодежь, в том числе 15 тыс. постоянных рабочих мест после завершения реализации проектов.
Примечательно то, что в рамках программы лишь 35% предполагалось создавать в сфере строительства, а 65%, или большую часть рабочих мест ожидается создать в сфере ремонта. И, самое интересное, по итогам всех этих мер планируется создать всего 15 тысяч новых постоянных рабочих мест. Таким образом, результатом использования 1 трлн.тенге станет создание 15 тысяч рабочих мест, а не 255 тысяч, которые будут созданы на несколько месяцев. Можно сделать вывод, что программа ДКЗ не направлена на решение проблем занятости, а преследует цель модернизации инфраструктуры.
Анализ результатов реализации Программы ДКЗ
Изучив информацию о ходе реализации Программы, а также конкретные примеры, можно сделать вывод, что программа ДКЗ не привела к увеличению новых рабочих мест. Все-таки основной фокус был на реализации инфраструктурных проектов, а не создании рабочих мест. Иначе бы, не выполнялись работы, где создается 1 или 2 рабочих места. Более того, нельзя быть уверенным в том, что были созданы реальные рабочие места в тех компаниях, где показывались большие цифры. Акиматы просто сводили те цифры, которые им были предоставлены.
Действующая программа ДКЗ разработана по аналогии с программами ДКЗ 2015-2016 гг., где реализация инфраструктурных проектов была одним из трех направлений. При этом по результатам проверки Счетного комитета за 2016 г. отмечалось, что на инфраструктурные проекты выделялось 88% средств от всей Программы, а в них трудоустраивалось всего 5% от участников. Счетный комитет указывал на низкую эффективность Программы ДКЗ по созданию постоянных рабочих мест и отмечал недостижение целевых индикаторов. Получается, что в разработке Программы ДКЗ на 2020-2021 гг. не были учтены ошибки прежних программ ДКЗ. Таким образом, сейчас Правительству и акиматам приходится «наступать на те же грабли».
Как отмечают люди на местах, при реализации программы ДКЗ зачастую бывают случаи, когда подрядные организации, выполняющие работу, имеют свою рабочую силу и не заинтересованы нанимать дополнительных местных рабочих, ссылаясь на отсутствие необходимых квалификационных навыков у безработных. Акиматы обычно этот вопрос не контролируют.
Еще одна серьезная проблема в рамках ДКЗ – это риск неосвоения огромной суммы. Никогда прежде, на эту программу не выделялась такая огромная сумма. Для сравнения, в 2015 году на аналогичную программу ДКЗ было потрачено 37,5 млрд.тенге, а в 2016 году – 85 млрд.тенге. При этом, в 2016 году основная сумма поступила в акиматы в ноябре-декабре, из-за чего многие проекты завершались поспешно и «асфальт ложили на снег».
Существует также большая вероятность нецелевого использования средств Программы, так как контроль за ходом строительства со стороны акиматов осуществляется не на должном уровне. При этом, никто не контролирует работу самих акиматов по формированию перечня проектов и целевого использования средств в процессе работы. Контроль проверяющими органами обычно осуществляется после завершения проектов.
В целом, реализация программы ДКЗ выявила следующие проблемы:
- Программа не приводит к системному решению вопросов занятости и направлена лишь на создание временных, а не постоянных рабочих мест.
- Отбор проектов по программе осуществлялся без четких критериев и приоритетов.
- Средства, выделенные на программу ДКЗ, являются завышенными и необоснованными.
- Имеется риск неосвоения средств и их неэффективного использования.
- Отсутствует четкая система контроля, из-за чего существует риск нецелевого использования выделенных сумм.
- Общественный контроль за ходом реализации Программы не осуществляется вообще.
Рекомендации по дальнейшей реализации программы ДКЗ
С учетом того, что программа ДКЗ рассчитана на 2020-2021 годы предлагается пересмотреть программу ДКЗ и сфокусировать ее на создании постоянных рабочих мест. Для достижения цели создания постоянных рабочих мест предлагается:
- Завершить уже начатые инфраструктурные проекты в рамках программы.
- Перераспределить большую часть средств программы ДКЗ на создание новых рабочих мест в сфере предпринимательства.
- Направить часть средств на сохранение рабочих мест у действующих субъектов малого бизнеса.
Необходимо будет взаимоувязать меры двух программ занятости: ДКЗ и «Енбек» и перераспределить средства между направлениями, а также обеспечить общественный контроль.
Подход по созданию рабочих мест через реконструкцию инфраструктуры, является ошибочным, так как в процессе выполнения этих работ создаются только временные рабочие места. Как мы увидели на конкретных примерах, при выполнении работ не всегда даже создавались временные рабочие места.
В целом, работы по реконструкции социальных, культурных и инфраструктурных объектов необходимо проводить после внедрения системы местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления на местах должны определять перечень объектов, принимать решение о целесообразности их финансирования и контролировать ход реализации работ.
В последнее время, снова поднимаются идеи о необходимости продолжения программы ДКЗ и на следующий год. Эту программу нельзя реализовывать в ее нынешнем виде. Из нее необходимо исключить меры по ремонту и строительству инфраструктуры, так как они не приводят к созданию рабочих мест и решению проблемы с безработицей.
Программа занятости должна фокусироваться на создании постоянных, а не временных рабочих мест. Поэтому, основными направлениями программы должно стать создание новых рабочих мест в сфере предпринимательства, а также в отраслях экономики. Для этого предлагается увеличить объемы микрофинансирования, выделить средства на приобретение скота для сельских жителей, а также направить средства на проекты, которые бизнес готов запустить и, где готов создать новые рабочие места.
При этом, создание рабочих мест должно стать приоритетом в рамках всех госпрограмм, например, и предпринимательства, и индустриализации, и развития АПК и других. Необходимо взаимоувязать меры поддержки занятости с другими госпрограммами.
Самое главное условие эффективной реализации программы занятости – это вовлечение общественности в подготовку и реализацию этих мер.
В связи с тем, что на реализацию программы ДКЗ в текущем году была выделена беспрецедентная сумма в размере 1 трлн.тенге, а вопросов по результатам реализации программы много, предлагается во всех районах создать комиссии с участием общественности, провести проверки использования средств и по итогам этой работы, провести заслушивания с участием СМИ и общественности.
В целом, нельзя проблему занятости решать старыми методами, то есть развивая инфраструктуру, а нужны новые подходы, основанные на создании постоянных рабочих мест.