В Астане состоялся круглый стол на тему – «Назад к истокам установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном – соблюдение принципа одного Китая». Его организаторами выступили Общественное Объединение “Дружба выпускников вузов КНР” и редакция газеты «Деловой Казахстан», передает Toppress.
Круглый стол прошёл в теплой атмосфере, состоялся содержательный и оживленный обмен мнениями. 3 января 1992 года Китай подписал коммюнике об установлении дипломатических отношений с Республикой Казахстан, став одной из первых стран, установивших дипломатические отношения с Казахстаном. За 30 лет Китай и Казахстан уверенно продвигаются вперед и поднимают свои отношения до беспрецедентного уровня вечного всестороннего стратегического партнерства. Особенно в последние годы, под стратегическим руководством Президента РК Касым-Жомарта КемелевичаТокаева и Председателя КНР Си Цзиньпина, Китай и Казахстан твердо поддерживают друг друга в политическом плане, углубляют торгово-экономическое сотрудничество, а также обширно обмениваются в области гуманитарии.
Обе страны подчеркивают важность поддержания политической безопасности. Китай и Казахстан продолжат углублять политическое взаимодоверие, усиливают взаимную поддержку по вопросам, затрагивающим государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность. Казахстан твердо поддерживает принцип “одного Китая” и подтверждает, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Казахстан считает Тайвань неотъемлемой частью территории КНР и выступает за соблюдение действующих норм международного права и Устава ООН.
Особый интерес участников круглого стола вызвало выступление советника-посланника посольства КНР в РК Син Фанфан. Она отметила, что на протяжении более трех десятилетий Китай и Казахстан сохраняют непрерывный импульс для сотрудничества. Наши страны совершили мощный переход от добрососедской дружбы к стратегическому партнерству. Китай и Казахстан продолжают углублять взаимное доверие и поддержку по вопросам политической безопасности и территориальной целостности.
Госпожа Син Фанфан подчеркнула:
– Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном в январе 1992 года, Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном в июне 2010 года, Совместное заявления по случаю 30-й годовщины установления дипломатических отношений между Китаем и Казахстаном и Совместное заявления между Китай и Казахстан в мае прошлого года – все они подчеркнули, что Казахстан твердо придерживается принципа единого Китая, а Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, выступая против любой формы «независимости Тайваня», так как Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. После объявления результатов выборов в Тайванском регионе Китая в январе этого года Министерство иностранных дел Казахстана немедленно выступило с заявлением, в котором вновь подтвердило свою поддержку принципа одного Китая. На протяжении последних 30 лет Казахстан всегда твердо стоял на стороне Китая по тайваньскому вопросу, подчеркивая нерушимую дружбу между двумя странами, взаимное доверие, умение разделять и радость, и горе.
Далее китайский дипломат обратила внимание, что принцип одного Китая является общим консенсусом международного сообщества и основной нормой международных отношений. Он является предпосылкой и политической основой развития отношений между Китаем и странами, имеющими с ним дипломатические отношения, а также «стабилизирующей силой» в Тайваньском проливе. Историческая широта и долгота тайваньского вопроса совершенно очевидны. Начиная с 3-го века нашей эры и периода Троецарствия в Китае, сменявшие друг друга китайские правительства создавали административные институты на Тайване для осуществления юрисдикции. В 1885 году правительство династии Цин официально выделило Тайвань в отдельную провинцию. Тайвань, как и другие провинции и регионы Китая, был освоен и заселен представителями всех этнических групп Китая. Несмотря на то, что Тайвань был захвачен иностранцами из Нидерландов и Японии, китайский народ героически изгнал захватчиков. Тайвань был дважды потерян и возвращен. Он всегда был неотъемлемым «островом сокровищ» родины. В 1945 году китайский народ вместе с народами всего мира одержал великую победу в Народной войне сопротивления китайского народа японской агрессии и Мировой антифашистской войне, и Тайвань вернулся в объятия Родины.
Тот факт, что материковый Китай и Тайвань принадлежат одному Китаю, является не только историческим фактом, но и имеет прочную правовую основу. Обе стороны Тайваньского пролива по сей день разделены, но суверенитет и территориальная целостность Китая никогда не были разделены и не могут быть разделены. Во время Второй мировой войны Каирская декларация четко требовала от Японии вернуть Китаю украденные территории, включая Тайвань и острова Пэнху, и Потсдамская декларация подтвердила это. После капитуляции Японии Тайвань и острова Пэнху официально вернулись на территорию Китая. С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году 181 страна установила дипломатические отношения с Китаем на основе принципа одного Китая. Принцип одного Китая является общим консенсусом международного сообщества и основной нормой международных отношений. В резолюции 2758, принятой 26-й Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1971 году, четко указано, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, включая Тайвань, в Организации Объединенных Наций; очевидно, что Тайвань не является страной, Тайвань является частью территории Китая, разъясняет статус Тайваня как несуверенного образования. Резолюция не только полностью решила вопрос о представительстве Китая в Организации Объединенных Наций, включая Тайвань, в политическом, юридическом и процедурном аспектах, но и разъяснила, что Китай имеет только одно место в Организации Объединенных Наций, и нет проблемы «двух Китаев» и «один Китай, один Тайвань».
С 2016 года власти Демократической прогрессивной партии активизировали свою сепаратистскую деятельность в поддержку «независимости Тайваня», что серьезно повлияло на мирное развитие отношений по обе стороны Тайваньского пролива, сказала далее госпожа Син Фанфан. Некоторые западные политики, руководствуясь личными интересами, развязали «новую холодную войну», используя идеологию и ценности в качестве инструментов подавления других стран и продвижения геостратегических планов, а также осуществляя гегемонию под знаменем демократии. Эти люди, которые продвигают, поддерживают и потворствуют сепаратистской деятельности «за независимость Тайваня», а также те, кто нарушает принцип одного Китая и бросает ему вызов на международном уровне, являются нарушителями статуса-кво в Тайваньском проливе. Но ничто из этого не может остановить общую тенденцию национального возрождения и национального единства.
В заключение своего выступления советник-посланник выразила уверенность, что на новом пути сопряжения стратегий развития Китай и Казахстан будут действовать в одном направлении взаимной выгоды, будут прилагать все усилия для повышения благосостояния двух народов и построения сообщества единой судьбы.