Что такое ваххабизм и салафизм?
Суть ваххабизма сводится к следующему определению: он представляет собой крайне агрессивное руководство к действию, основанное на культе насилия, примитивном восприятии мира, сборнике цитат, вырванных из контекста и понимаемых буквально. Благодаря упрощению ваххабизм и стал понятным и очень доступным для широкого круга людей самого разного уровня. Ваххабизм – это не есть религия, а некий ее суррогат, основанный на политических амбициях радикалисткого толка. Салафизм и ваххабизм – это слова синонимы, такие же, как «нацизм» и «гитлеризм». Просто нацизм – это сама идеология, а гитлеризм – наименование явления нацизма по фамилии того человека, который, собственно, и претворял в жизнь названную идеологию.
Салафизм берет начало в Саудовской Аравии и демонстрирует пугающую тенденцию к неуклонному распространению по всему миру. Он – часть глобальной мировой сети экстремистко-террористического толка имеющей два мощных крыла – религиозно-политическое и боевое.
Одних из самых страшных и поражающих своей жестокостью практических действий исламистов, привлекшим внимание мировых СМИ и правозащитных организаций, стал случай 11 марта 2002 года, произошедший в школе Саудовской Аравии. При возникшем пожаре в школе для девочек сотрудники религиозной полиции не выпускали учениц из горящего здания по причине того, что они не были должным образом одеты, а также не допускали в здание спасателей, чтобы предотвратить телесный контакт между мужчинами и женщинами. В результате противодействия сотрудников религиозной полиции спасателям 14 учениц погибли.
Ваххабизм в Казахстане.
Истоки ваххабизма в Казахстане таковы: он начал проникать в Казахстан еще в начале независимости. В девяностые годы молодежь за религиозным образованием стала выезжать в арабские страны и там некоторая ее часть попала под влияние различных идеологий в том числе – ваххабизма. Естественно что по окончании учебы молодежь вернувшись в Казахстан начала пропандировать экстремисткие религиозные убеждения.
Поначалу ее представители занимались открытием благотворительных фондов, организацией религиозных и языковых курсов, завоевывая тем самым расположение неокрепших еще умов.
В Казахстане, да и во всем мире салафиты (ваххабиты) на сегодняшний день подразделяются на несколько враждующих между собой групп (ячеек) с множеством разногласий исключительно в политических взглядах.
Салафиты (ваххабиты) – суруриты – умеренные приверженцы идеологии ваххабизма, то есть, они не выступают открыто с критикой светских законови не проявляют враждебности по отношению к существующему государственному строю.
Салафиты (ваххабиты) – мадхалиты – средне-умеренные последователи идеологии ваххабизма, открыто объявляющие «заблудшими» всех, кто не разделяет их взглядов, причем не только представителей иных религиозных конфессий, но и традиционных мусульман. Они, пусть на словах, но все же призывают своих последоваелей быть агрессивными по отношению ко всем «заблудшим».
Салафиты (ваххабиты) – джихадиты – такфириты – крайние радикалы, призывающие к насилию и кровопролитию, уверенные в своем праве лишать жизни кафиров и присваивать себе чужое имущество. Казахстан они именуют не иначе как «Кафирстаном».
Все названные группы, неважно, проповедуют ли они умеренность в навязывании своих взглядов или же агрессию – все они несут угрозу Казахстану и его национальной иденичности. Ваххабиты отрицают всю предыдущую историю и опыт казахского народа в исламе.
Интересным является и тот факт, что группы представителей течения ваххабитов друг от друга отличаются исключительно политическими взглядами, степенью радикальности и нетерпимостью к своим оппонентам. Имеются все основания для следующего предположения: граница, разделяющая степень радикальности и нетерпимости, довольно условна – сегодняшние умеренные ваххабиты завтра могут стать радикалами-такфиритами, способными на насилие и терроризм.