После поручения Президента Касым-Жомарта Токаева, в Казахстане развернулась масштабная кампания по выявлению «серых» майнеров. Не проходит и дня, чтобы в СМИ не появилось сообщение о поимке очередных подпольных криптовалютчиков.
Буквально на днях пресс-служба правительства доложилась, что за 4 дня – с 18 по 20 февраля – мобильные группы, сформированные из числа сотрудников министерства энергетики и правоохранительных органов, остановили 34 незаконно действовавших объекта в Западно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях.
«Суммарный объем ограниченной электрической мощности составил 202 МВт», – сообщалось в пресс-релизе.
Правда в запале борьбы с «серыми» майнерами случаются и проколы. К примеру, на прошлой неделе руководству Экибастузской ГРЭС-1 пришлось опровергать заявление об обнаружении незаконных дата-центров на их территории.
«Информация, распространенная сегодня о том, что, якобы, на территории станции обнаружены майнинговые фермы, не соответствует действительности. Возможно, речь идет о, так называемых, майнинговых дата-центрах, которые были выявлены в соседних со станцией организациях, но они не располагаются на территории ГРЭС-1 и станция к ним не имеет никакого отношения», – указывается в сообщении.
Это тревожный звоночек, который говорит о том, что охота на «серых» майнеров вполне может превратиться в кампанейщину. Тем более, что благодаря валу сообщений в СМИ, майнинг криптовалюты стал приобретать отрицательный оттенок. А слово «майнер» уже превращается в нарицательное.
Хотя на самом деле развитие криптовалютных технологий – инновационная отрасль, которая во всем мире считается весьма перспективной. И еще года полтора назад казахстанское правительство само приглашало майнеров со всего мира.
Экономический обозреватель Андрей Зубов в своем посте в Facebook напомнил, как два года назад президент Токаев говорил: «Только за прошлый год в цифровой майнинг было привлечено более 80 млрд тенге. Но останавливаться на этом нельзя. Следует привлекать в страну мировых цифровых гигантов. Иначе это сделают другие государства. В течение пяти лет следует довести объем инвестиций в эту отрасль до 500 млрд тенге».
В то время, в министерстве энергетики заявляли о профиците электроэнергии в 4-5 ГВт. Избыток по прогнозам должен был сохраняться до 2025 года. Учитывая это, Казахстан смог предложить международным инвесторам весьма привлекательные условия. В результате иностранные компании завезли в страну оборудования на миллионы долларов. Не отстают и отечественные предприниматели, которые тоже начали активно осваивать новую нишу. При этом цифровая валюта стала приносить доход в виде живых налогов и казне.
Однако, сегодня индустрия балансирует на краю гибели. Легальный майнинг сделали «козлом отпущения», обвинив в создании условий для дефицита электроэнергии. На этой почве компании, работавшие в этой сфере, начали отключать от сетей электроснабжения, что уже привело к многомиллионным убыткам.
В итоге эксперты теперь задаются вопросом: кто виноват в том, что отрасль, не успев встать на ноги, накрылась медным тазом?
«Кто теперь ответит не только за неполученную прибыль, но и за утраченный имидж, ведь второй раз майнеров заманить НЕ ПОЛУЧИТСЯ!», – негодует Андрей Зубов.
Между тем, как считает политолог Марат Шибутов, отрасль рушится по простой причине: отдельные чиновники пытаются скрыть тот факт, что у нас просто не строили новых мощностей, занизили долю тарифа на ремонт и строительство, неправильно делали прогноз потребления.
«При нескольких авариях изношенного оборудования и росте потребления у нас тут же начался энергодефицит», – отмечает он.
Шибутов пишет, что новому правительству стоит не прикрывать ошибки своих предшественников, а честно посмотреть, что можно и нужно сделать для дальнейшего развития майнинга в стране.
«МЦРиАП нельзя стоять в стране как будто это их не касается – майнинговые услуги ведь тоже цифровой экспорт. Иначе наш подъем в этой сфере закончится не менее быстрым падением – майнинговое оборудование легко перевезти, если что в другую страну», – заявляет Шибутов.
Еще один вопрос, на который предстоит ответить: куда исчез профицит электроэнергии? Ведь по экспертным оценкам, майнинг-индустрия потребляет лишь 1,5 ГВт. При этом вклад «белых» майнеров составляет до 700 МВт.
Выходит, что все остальное выбирают «серые» майнеры, которые не платят налогов, не создают рабочие места, фактически паразитируют на народе.
Хуже всего то, что государство, объявляя войну криптовалютчикам, усложняет жизнь «белым» майнерам. Это их фермы отключают от сетей электроснабжения. На тех же, кто работает нелегально, все это практически никак не сказывается. Они как воровали электроэнергию, так и продолжают ее воровать.
Поэтому сейчас властям стоит определиться с тем, насколько разрушение новой отрасли укладывается в концепцию «Нового Казахстана»?