Правительство и Национальный банк Казахстана, как всегда, дали много объяснений очередному ослаблению тенге. Это падение цен на нефть, российского рубля, давление на валюты всех развивающихся стран и даже пандемия коронавируса. Коммунисты согласны, что перечисленные факторы серьезно влияют на курс национальной валюты, но это не является исчерпывающей причиной. Главное – это состояние отечественной экономики, передает Toppress.kz.
Создание штаба оперативного реагирования для разработки антикризисного плана действий – это хорошая мера, но ссылки на внешние обстоятельства оттеняют реальную картину того, что у нас происходит, и что необходимо предпринять. Сейчас стратегия пока состоит в том, чтобы наблюдать за происходящим и гадать как будут складываться цены на сырье, как к этому отнесутся игроки на валютном рынке и готовиться к дальнейшему росту инфляции.
Последние заявления и усилия по сдерживанию курса тенге и инфляции пока ни к чему не привели. За январь 2020 года инфляция ускорилась до 5.6%, в феврале зафиксирован стабильный рост цен на основные продукты питания на 0.9%, а инфляция составила 0.6%, что в 2 раза выше, чем годом ранее.
Население в таких условиях может готовиться только морально, поскольку доходы у большинства фиксированные, и на их быстрый рост рассчитывать не приходится.
Коммунисты считают, что политика пассивного выжидания и использования старых инструментов по таргетированию инфляции: сжимание денежной массы, повышение базовой ставки, ограничения валютного рынка уже устарели, нужны активные действия для поддержки наших граждан, реального сектора экономики и представляют свои предложения.
В первую очередь, надо честно признать, что если мы не можем остановить снижение курса тенге по причине глобальных трендов, то мы обязаны минимизировать его негативные последствия для граждан.
Важнейший вопрос – защита пенсионных накоплений и депозитов в национальной валюте наших граждан. Пенсионные взносы допускаются исключительно в тенге, банковские вклады государство также поощряет делать только в тенге, провозгласив дедолларизацию. Следовательно, оно должно помочь защитить накопления от обесценивания. Сделать это можно через валютное гарантирование – индексацию с привязкой к курсу.
С одной стороны, это сохранит сбережения населения, повысит его уверенность в надежности как национальной валюты, так и экономики в целом.
С другой стороны, такая мера простимулирует государство жестче относиться к спекулятивным играм на валютном рынке. У него будет конкретная заинтересованность не допускать неоправданных скачков.
Особо отмечаем тревожную ситуацию, когда на продукты приходится уже больше половина затрат в структуре расходов почти у 50% казахстанских семей. Очевидно, что Казахстан попал в «вилку» между улучшением номинальных показателей экономики и ухудшением индикаторов благосостояния населения.
Чтобы ее преодолеть и начать вывод населения из бедности, нужны гораздо более высокие темпы роста экономики. Как показывает опыт Китая или наш собственный опыт позапрошлого десятилетия – не менее 7%. Нам нужен новый экономический курс! Достижение этой цифры должно стать задачей нового экономического курса.
Вместе с тем, его содержанием не должна быть погоня за показателями. Модель сырьевого роста и мегапроектов больше не работает.
Первым шагом должна стать «статистическая амнистия» – провести переоценку всех ключевых показателей, признать реальный уровень жизни населения, реальную ситуацию с самозанятыми, безработными и реальную инфляцию.
Во-вторых, необходим анализ эффективности всех государственных программ – не по исполнению формальных показателей, а на предмет качественного улучшения отраслей.
В-третьих, надо провести анализ деятельности квазигосударственного сектора на предмет реального создания добавленной стоимости. Затраты на госпрограммы и госкомпании, которые работают только на самих себя, должны быть решительно сокращены.
В-четвертых, требуется расчистка каналов движения финансирования и ужесточение трансграничного движения капиталов. Банки, различные квазигосударственные финансовые институты стали «вещью в себе», поглощая слишком много ресурсов на свои посреднические функции и погрязая в коррупционных скандалах.
В-пятых, нужна реальная диверсификация экономики и экспорта – залог успешного экономического развития. Казахстан по размеру ВВП на душу населения находится на 54-м месте в мире, а по уровню экономической сложности (разнообразию отраслей и глубине переработки товаров) – на 84-м. При этом в 1995 году мы находились на 42-м месте.
В-шестых, необходимо поощрение предпринимательской инициативы на селе за счет закупа сельхозпродукции по справедливым ценам и поставок необходимых материалов и оборудования также по справедливой стоимости. Это позволит быстро решить вопрос продовольственной безопасности. А в целом названных мер достаточно, чтобы принципиально изменить ситуацию в экономике, не перегружая ее реформами ради реформ.
Коммунисты уверены, что при соблюдении вышеуказанных рекомендаций в целом мы получим гораздо более предсказуемую и понятную экономику. Это крайне важно для самочувствия населения и бизнеса, чтобы вкладывать в свою страну, в ее будущее.