Истории о Великой Отечественной Войне живут в каждой семье постсоветского пространства. Эта война коснулась всех и унесла жизни более 20 миллионов советских граждан. Важно чтить память о тех, кто воевал за мирное небо над головой.
В Казахстане почти не осталось ветеранов войны и тружеников тыла, но сегодня мы расскажем их истории и непростой путь сквозь войну, голод, холод и болезни. Истории ветеранов о военном времени, читайте в материале Toppress.kz.
Радченко Анна Евдокимовна родилась 1926 года. 22 июня началась война, а 26 числа ей исполнилось всего 15 лет. Всю войну она жила и трудились в оккупированном селе Поташня Украины. Историю бабы Ани – как ее называли домочадцы, рассказала ее внучка.
“У бабы Ани жизнь тяжелая была, со здоровьем проблемы были, и она все время вспоминала, как ей паховая грыжа жизнь спасла. Когда война началась, фашисты оккупировали их деревню и ее мама – баба Дуня, всегда ее как старуху одевала. Оденет в рваные платки и лицо сажей намажет, чтоб фашистам на глаза не попадаться. И когда в их дом вражеские офицеры поселились, отправила Анну Евдокимовну к родственникам жить, так постоянно и прятали ее. Пытались спрятать и когда в деревне начали всю молодежь собирать для отправки в Германию. Но ее все равно нашли. Дали на сборы несколько дней. Все эти дни ревела и кричала навзрыд. Как бабушка сама рассказывала, мама ей уже и пирожки в дорогу напекла (так как еды не было, пирожки из буряка были). Когда пришел день отправки, собрали их всех в контору, проверку проводили. Сказали, кто здоровый – в одну линию, а кто чем-то болен – в другую. Хоть и на здоровье особых жалоб тогда не было, баба Аня все равно встала с больными вместе. И когда начали проверять, оказалось, что действительно у нее большая грыжа, поэтому и не забрали в Германию. Она тогда думала, что грыжу за эти несколько дней наплакать смогла и спаслась”, – рассказывает внучка Анны Евдокимовны.
Как позже вспоминала и рассказывала сама Анна Радченко про свой недуг:
“В то время, думала “накричала грыжу себе” и только с возрастом поняла, что грыжа вылезла не из-за слез и криков, а из-за тяжелого труда с раннего возраста. Ведь война не спрашивает, сколько тебе лет, детям, как и взрослым приходилось много работать”, – говорила она.
С осколком в легких сквозь войну
Тобжан Туребеков родился 19 августа 1922 года. Ему было 19, когда он встал в ряды Красной Армии. Увидел первый бой Тобжан Туребеков с передовых позиций, под Москвой в 89-ом гвардейском стрелковом полку.
Как вспоминают его дети, Тобжан был ранен несколько раз.
“На войне раны заживали быстро, а может быть и не успевали заживать, но времени на восстановление не было. Отец рассказывал, как в атаку приходилось выходить по несколько раз в день. Он участвовал в боях за освобождение Харькова, Воронежа и Ленинграда. Однажды был тяжело ранен, насквозь пробило грудную клетку и был раздроблен локтевой сустав левой руки. Так и получилось, что оставшееся время до победы прошел с осколком в легких. Долгое время так контузило, что он ничего не слышал. Помним, как рассказывал и про случай, когда он остался жив только благодаря тому, что успел выстрелить первее, чем вражеский снайпер. Он много не рассказывал про войну, не любил про это говорить”, – вспоминают дети ветерана.
Совсем немного до дембеля осталось, так на войну забрали
Шегебай Ержанов родился в 1918 году. Когда война началась, служил в советской армии. Только должен был быть дембель, на войну отправили. Домой смог вернуться только после Победы.
«На войне аташка водителем был, снаряды возил. Рассказывал, как приходилась в кюветы прятаться, когда фашисты бомбить начинали. «Убегаешь подальше от машины, главное – выжить», -говорил он. Служил в Польше, в «Войска Польска», получил ранения в ногу и руку. Вспоминал, что когда бомбили, они на землю падали и голову руками закрывали, он в такие моменты всегда думал: «Почему закрываем именно голову, ведь другие органы тоже жизненно важные». Домой вернуться смог только в 1948 году, после войны остался помогать тем, с кем служил. Получил медали за взятие Варшавы и Берлина», – рассказывает его внук.
Жалко солдат – дожили до победы, но до родных так и не добрались
Любенькая Тамара Дмитриевна родилась в 1921 году. С самого начала войны она была призвана в армию, служила в 159 гвардейской танковой бригаде. Участвовала в Сталинградской битве, на Курской дуге, на Белорусском фронте, освобождала Варшаву. Во время войны Тамара Дмитриевна была и стрелком-радистом, и шофером, даже ходила в разведку.
Как рассказывала сама Тамара, чудом осталась жива.
«Меня ранило. Повезли транзитом по полевым госпиталям. Ранение тяжелое в брюшную полость. “Проникающее ранение, – сказал профессор, – родилась в сорочке”. Там какие-то сальники есть в желудке или не в желудке. Большой и малый сальник проткнуты, а желудок цел. Это ранение было кинжальное. На наших винтовках накручивались, а вернее навинчивались штыки, а у немцев – кинжалы. Так вот они просочились к нам в ячейки, вот уж я никогда не думала, что попаду в такую перепалку. Я была в дальнем углу траншеи, когда раненный немец напал на меня. У него уже было мало сил, но все же он меня приколол. Если был бы здоров, приколол бы к земле навсегда.. Но я вот живу», – вспоминала при жизни Тамара Любенькая.
В день Победы её бригада стояла за 15 километров от Берлина. Но о том, что победили, уже знали. Радости не было предела: кричали, плакали, обнимались, пели, танцевали, много стреляли в воздух. Не передать этого чувства – ликование повсюду.
«Но, несмотря на победу, враги еще оставались, даже, когда ехали домой, наших обстреливали из засад. Жалко солдат, погибших в тот момент: дожили до Победы, но так и не добрались до родных», – говорила храбрая ветеран войны.
Рассказывала Тамара и о том, как в засаду попадали и в пещере прятались. Было их всего 43 человека, выжить удалось только троим, в том числе и ей. Еды катастрофически не было, приходись в таких условиях крыс ловить и кушать.
Так и прошли страшные годы войны, по рассказам ветеранов. Мало кто из них хотел про войну говорить, этого старались избегать. Слишком больно было вспоминать. Сегодня, спустя многие годы после окончания Великой Отечественной Войны, мы все еще должны помнить о миллионах людей, которые пожертвовали своей жизнью в борьбе за свободу и независимость своей родины. Эти люди – герои, чья жертва и отвага никогда не должны забываться. Мы должны беречь мир.