Монополистические позиции на рынке такси позволяют компании Яндекс доминировать на протяжении долгого времени. Несмотря на преимущества, связанные с удобством и доступностью, становится все более очевидным, что компания не несет достаточную ответственность за безопасность своих пассажиров. Редакция Toppress.kz рассмотрела несколько случаев, когда пассажиры попадали в опасные ситуации, связанные с таксистами Яндекс, и как компания отвечала на эти обвинения.
В одном из городов Казахстана водитель такси, работающий через приложение Яндекс, совершила нападение на свою пассажирку. Жертва столкнулась с агрессивным поведением водителя и угрозой личной безопасности.
«31-го июля у меня была запланирована встреча с подругами. Мы не виделись больше года, так как живем в разных странах. Ну и я, естественно, с очень приподнятым настроением еще днем сделала макияж и укладку. Думаю, вот как раз с девчонками встретимся, посидим. Вызвала такси, я всегда вызываю тариф бизнес. Пока собиралась, мне пришел сигнал, что машина подъехала, ожидают. Я быстро вышла, а на улице – ливень. Я рассчитывала, что выйду и сразу сяду в машину. Стою, жду, но машины все не было. Звоню узнать, где водитель, женщина-таксист уже была заведенная; «Ой, у вас какой-то непонятный ЖК». Она, понимая, что пассажир ждет под дождем, когда она уже отметила, что машина на месте, ничего не объясняя и не извиняясь, начинает разговор в грубом тоне. А сигнал ожидания поступил давно. Соответственно, все это время, пока я не садилась, за ожидание капали деньги», – рассказывает пострадавшая Мира Берген.
Сев в машину, пассажирка высказала свое недовольство о том, что водитель сильно задержался, на что в ответ получила грубый ответ и агрессию.
«Водитель еще по телефону была заведенная и тут ей будто масло в огонь подлили. «Будете дома со своей семьей так разговаривать. Идите с мужем так разговаривайте. Я вам не прислуга». Была абсолютно неадекватная реакция. После чего я сказала, давайте успокоимся и поедем, так как я уже опаздываю и не хочу с ней препираться. После этих моих слов , она сказала, что вообще меня не повезет, и я должна выметаться из ее машины. И только после этого я включила камеру. Я не держала камеру с самого начала, мало кто садится в такси с включенным видео», – делится событиями Мира
Водитель же увидев камеру, по словам Миры, стала говорить «выходите из машины», вместо «выметайтесь», поэтому последовал вопрос «Вы сказали мне выметаться?».
«Продолжив кричать о том, что никуда не повезет, она остановилась в месте, где не было ни козырька, ни остановки, чтобы спрятаться от дождя. Я это такси ждала 10 минут, и понимаю, что следующее ждать мне придется также 10 минут. Естественно, я не хотел в ливень выходить на улицу. Но и ехать дальше уже не получалось. Тогда я сказала, что сначала вызову новое такси и только потом выйду, и для того, чтобы ее успокоить, начала снимать. В надежде, что обычно многие люди, видя камеру, начинают немного успокаиваться и более адекватно себя вести. Но она не сбавила обороты и кинулась со своего места, пытаясь вырвать у меня телефон, то есть мое имущество. Хотя в законе о защите прав потребителей сказано, что сотрудники, предоставляющие услуги или продающие товар, не имеют права препятствовать видео и фотофиксации при предоставлении услуг. Кроме того, я не доехала туда, куда мне надо. Ни она не сделала отмену заказа, ни я не сделала отмену. Если отмены заказа не было, я имею право находиться в машине», – делится пассажирка.
После того, как вырвать камеру не получилось, таксист вышла из машины и начала за волосы вытаскивать пассажирку.
«У меня в одной руке телефон. Я боюсь потерять его, выпустить из рук, потому что я понимаю, что она может его увезти или сломать, так как у меня там единственное доказательство. В другой руке у меня сумочка, в которой мои документы и портмоне. Обе руки заняты. Она берет меня за волосы, вытаскивает, царапает мне руку, царапает ногтями лицо. Она мне поставила гематому на правой руке. На левой руке у меня остались ее пальцы и синяк на ноге. К тому же, она мне порвала накидку. Накидка у меня дорогая, в казахском стиле и ручной работы. Потом она толкнула меня на обочину и уехала. Следующее такси ждала еще 10 минут под ливнем», – рассказывает Мира.
Мира Берген написала жалобу в Яндекс, ей ответили, что в скором времени перезвонят с отдела безопасности. Перезвонив, посоветовали обратиться в полицию, после чего они скажут, что делать дальше.
Мира позвонила в 102 и сообщила о нападении, на что ей сказали вернуться на место происшествия и ждать полицию там. Или же самой приехать в РОВД. К часам 11 вечера пострадавшая приехала в РОВД писать заявление. Когда попросила об освидетельствовании, полицейский сказал: «Ой, да ладно, у вас же ничего там нет».
Приехав домой, Мире стало плохо, пришлось вызвать скорую и ехать в больницу. Провели первоначальный осмотр. Был ушиб головы, ушиб мягких тканей, кровоподтеки. Но при этом, участковый пытался отговорить пострадавшую от медицинской экспертизы.
«На следующий день со мной связался участковый, попросил данные водителя. Я, в свою очередь, попросила направление на судебно-медицинскую экспертизу. Участковый начал говорить о том, зачем мне экспертиза. «Вы можете уже завтра в суд подавать, а судебно-медицинской экспертизы вам надо целый месяц ждать. Зачем она вам нужна? На что я ответила, что никуда не тороплюсь и мне нужна экспертиза. После этого он написал первое направление и в нижнем углу полписал «Прошу оценить последствия нападения водителя такси, причинив физическую боль без нанесения повреждений». А мои синяки и ушибы, это не повреждения? Почему участковый ставит диагноз? У нас в целом, стоит данная проблема ребром, что никто ничего не хочет делать, а хотят просто спускать все на тормозах.
А каково жертвам действительно сильного насилия? Мне в директ инстаграма пишут много историй о том, что именно полиция сама отговаривает подавать заявление. Особенно когда семейное насилие. У нас нет общественного порицания, нетерпимости к насилию. И мы в итоге имеем то, что имеем», – делится пассажирка.
В итоге, Мира добилась другого направления на медицинскую экспертизу и прошла ее. Результаты были готовы через неделю, вместо заявленного участковым месяца.
Говоря о Яндексе, они написали, в каком виде возможно будет предъявить претензию таксопарку. Водитель работает в таксопарке, которая является партнером Яндекса. А к Яндексу претензий быть не должно. Несмотря на то, что водитель был прямо связан с Яндекс Такси, компания отказалась нести ответственность за произошедшее. Вместо этого, они переложили всю вину на таксопарк, ссылаясь на то, что водитель был наёмным сотрудником этой компании. Таким образом, монополист Яндекс избежал прямой ответственности за действия своего водителя.
Данное нападение – не единственный случай неадекватного поведения от Яндекс таксистов. Мы собрали несколько историй, когда из-за халатности Яндекса, их пассажирам угрожала опасность.
«Я прочитала больше 1000 историй, когда Яндекс ни разу не ответил за действия таксистов. Максимум, что делается в таких случаях, это предоставляются бонусы для следующей поездки. Водителей набирает таксопарк, но почему я считаю, что Яндекс виноват? Потому что если бы у Яндекса было адекватное наказание за каждый случай, на жалобы клиентов, то ситуация была бы куда лучше. К примеру, отключать водителя от сервиса. Это ответственность и таксопарка, но сам инструмент влияния у Яндекса», – отмечает Мира Берген.
О том, как именно государство контролирует деятельность такси и безопасность пассажиров, рассказал Руководитель Управления автомобильного транспорта КТ МИИР РК Алмаз Айсин.
«Очень важно обеспечить безопасную перевозку пассажиров от точки А в точку Б. Водитель должен пройти медицинскую проверку. Сам автомобиль должен пройти технический осмотр. Он не должен быть в плохом состоянии, обязательно должно быть четыре двери в автомобиле. Водителю необходимо обязательно проходить проверку на наркотическое или же алкогольное опьянение. Также, если машина ломается, то должны обеспечить своевременную замену. Для проверки на выполнение требований, у нас есть специальный орган – инспекция транспортного контроля. В случае нарушения, водитель привлекается к ответственности. Такси – это сфера, которая имеет высокий риск и потенциальную опасность и поэтому очень важно следить за соблюдением всех законодательных норм. Такси, водители автобусов должны проходить проверку ежедневно, перед рейсом и после. Очень часто бывает, что мы выявляем нарушения на линии и только водители привлекаются к ответственности или же когда на них поступает жалоба.
К тому же, мы осуществляем проверку самих субъектов этих организаций такси. У них обязательно должен быть договор с медицинским работником и база для техосмотра. В целом, это то как мы можем на них повлиять и то, как мы их контролируем. К слову, Инспекциями транспортного контроля за нарушение Правил перевозок пассажиров на автотранспорте в 2022 году составлено 985 административных штрафов на сумму 9 млн тенге. За текущий период 2023 года составлено 848 административных штрафов на 11,9 млн тенге», – отмечает Алмаз Айсин.
Как можно заметить, проблема небезопасного такси начинается с нежелания, как самого Яндекса, так и таксопарков проверять водителей и реагировать на жалобы пассажиров. И Мира Берген, как блогер, видит собственную ответственность обратить на данную проблему внимание населения.
«Я иду в суд, потому что, как блогер, чувствую социальную ответственность. Многие люди не могут достучаться до Яндекса, если с ними что-то случилось. Но я знала, что если подниму эту тему, то дело получит резонанс. Это не мой больной вопрос, синяки заживут через пару дней. У меня нет желания наказать женщину водителя. Ситуация намного глубже и страшнее, чем то, что меня за волосы вытащили из машины. Ситуация заключается не в этом, а в том, что мы садясь в такси, по факту становимся заложниками водителя. Наша безопасность и наша жизнь находится в руках таксиста, а как показывают все те обращения, что я получила за это время, водители очень часто бывают неадекватными», – отмечает пострадавшая.
Блогер поделилась идеей, как можно решить данную проблему и повысить безопасность пассажиров.
«Решение такой глобальной проблемы с современными технологиями простое. Необходимо, чтобы Мажилис на законодательном уровне принял норму о том, что таксопарк обязан установить в каждом такси видеорегистратор, направленный в салон. И условие должно быть такое: если у водителя не подключен онлайн регистратор на сервер Яндекса или же на другой дополнительный, и не поступает видео в реальном режиме с записью звука, то водитель не получает заказ», – предлагает Мира.
К слову, наша редакция обращалась в компанию Яндекс для получения комментария, но так и не смогла получить ответ на волнующие вопросы.
История нападения на пассажирку со стороны водителя такси Яндекс стала ярким примером того, как компания- монополист может избежать ответственности за действия своих сотрудников. Данные случаи подчеркивают необходимость создания более жестких механизмов контроля и ответственности для таких компаний, чтобы обеспечить безопасность и защиту интересов пассажиров. Регуляторы должны стремиться к более прозрачной и ответственной деятельности монополистов, чтобы защитить общественные интересы и предотвратить подобные инциденты в будущем.