
После принятого в 2020 году нового Кодекса о здоровье, казалось споры и дискуссии в обществе прекратились. Однако, новый виток обсуждений возник вокруг посмертного донорства. В конце января на площадке СЦК Председатель правления Общественного фонда «Қазақстан халқына» Болат Жамишев поднял проблему неразвитой системы органного донорства. Он рассказал, что на встрече с главой государства вновь поднял эту тему, передает корреспондент Toppress.kz.
«Я ему сказал, 4000 человек стоят в очереди на пересадки органов, из них 100 – дети. Мы, если смотреть рейтинги разных стран, по количеству пересадок от трупных доноров в хвосте мировом. А по пересадкам от живых доноров, когда родители отдают почки детям, мы в лидерах. Это плохо. Нужно что-то с этим делать», – рассказал Болат Жамишев.
Солидарность с ним выразила, и Министр здравоохранения Акмарал Альназарова, посетившая форум, посвященный 100-й трансплантации донорского сердца в феврале в Казахстане.
«Есть определенная законодательная база и структура, которая выстроена в Казахстане. Определены трансплант-центры, координаторы обученные. В Астане, Алматы и недавно в Шымкенте проведены как пересадка сердца, так и пересадка почек. Сегодня от общего количества пациентов, которые получают орган в течение одного года порядка 90% это родственные доноры. Во всем мире эта тенденция уменьшается. Там развито органное донорство. В этом направлении сегодня минздрав проводит работу», – заверила Альназарова.
Кроме того, на форуме была озвучена статистика по согласиям и отказам на портале Egov.kz. По данным на сегодня там зафиксировано 106 тысяч отказов на посмертное донорство и 7.700 согласий. Для тех, кто никак не оформил свое волеизъявление по новому законодательству существует «презумпция согласия». Таким образом, на 20 286 000 жителей РК (по данным на 1 января 2025 года) каждый 192 житель отказался и 2635 выразил согласие на посмертное донорство. У нас 1 согласившийся на 13 отказавшихся человек. Если задуматься о причинах почти массового отказа, то многие называют низкую осведомленность общества, религиозный аспект, коррупцию и недоверие к медицинским организациям. На форуме также присутствовал Благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий, который поделился своим мнением по поводу отказов в трупном донорстве по религиозным причинам.
«Основная проблема, к сожалению, даже не в том, что по каким-то религиозным или другим соображениям, люди больше боятся в целом того, что может быть злоупотребление, что это может быть не реальная смерть мозга, а это могут как-то там подтасовать или по каким-то показаниям выдать одно за другое, просто недоверие в целом, к сожалению. Это общая наша проблема, борьба с коррупцией, преступностью, с неправильным исполнением своих обязанностей. Но, если мы всегда будем только этого бояться, вы знаете лучше согрешить в любви, чем в неприязни. Я думаю, по мере того, как наше общество будет развиваться и то, что делает наш Президент и чем больше будет развиваться наша правовая культура и контроль за всеми сферами жизни будет усиливаться в том числе, медицинский. Если эта организация по трансплантологии будет иметь очень серьезный авторитет и люди будут понимать, что это не просто местные врачи определили, а это действительно какие-то специалисты, которые реально представляют и видя какие люди возглавляют, например, как Юрий Владимирович (прим. Пя), который для нас просто колоссальный авторитет, то эти сомнения могут уйти. С религиозных соображений, для православного человека таких препятствий нет – послужить ближнему это вершина любого человека, а здесь если ты после смерти можешь дать жизнь, одному, кому нужно сердце, другим людям, кому нужны почки, печень и твоя жизнь продолжится благодаря тебе в других жизнях и людях, мне кажется это очень доброе и святое дело. В идеале бы лучше всего было, если человек написал некое завещание, что я после своей смерти доверяю, вот мы критикуем запад, но в каких-то вещах очень много у них доброго и хорошего есть и это одна из очень добрых традиций», – говорит архимандрит Сергий.

На форуме представителей Муфтията не оказалось. Наша редакция за комментарием обращалась к популярному в социальных сетях имаму Нурлану Байжiгiтулы, однако он не стал комментировать эту тему, сославшись на поездку и посоветовал обратиться в Муфтият. С нами о потенциальной религиозной составляющей в отказе от посмертного донорства мусульманами согласился поговорить Нурлан Каирбеков, PhD, религиовед, исламовед, начальник отдела религиозной экспертизы ДУМК РК.
По его словам, вопрос донорства стал подниматься только в конце двадцатого начале двадцать первого века. В священном Коране или хадисах Пророка непосредственно об этой теме не говорится. Согласно мнению ученых Исламского мира, донорство не имеет под собой серьезного запрета, поэтому, мы видим, что есть процесс изучения этого вопроса и его использования в медицине Исламского мира, арабских странах и в странах Центральной Азии.
«Нужно сказать, что исламские улемы не запрещают его полностью, но, вместе с этим, донорство регулируется положением шариата, то есть в каких случаях можно и в каких случаях нельзя использовать этот метод лечения. В Священном Коране есть сура Аль-Майда, где говорится: «Кто спасет жизнь одному человеку, тот как будто бы спас весь род человеческий». С этой точки зрения можно говорить о том, когда человек стал донором, он вносит свою лепту, чтобы спасти жизнь другому. Поэтому законы Шариата ислама не противоречат полностью этому вопросу, говоря, что донорство – это неправильно, но, при этом мусульманские ученые говорят, что при пересадке органов нужно следовать правилам, составленным Советом улемов мусульманского мира. Здесь речь идет о сохранении здоровья того человека, который дает свой орган, если речь идет о живом человеке. Сейчас наука прогрессирует, есть посмертное донорство. Если брать телесное вмешательство, то тогда с точки зрения исламских ценностей в этом ничего страшного нет, если его органы использовали для сохранения жизни живого человека. Однако, есть моральная часть вопроса если он при жизни был категорически против, в таких случаях нужно гуманно относится к мнению человека. В мусульманских законах пересадка органов не имеет обоснований для запрета, но есть свои правила для совершения пересадки органов. Если человек при жизни сказал, что когда умрет может кого-то спасти, то тогда разрешается. Если человек запретил, то его нужно оставить в покое», – говорит PhD Нурлан Каирбеков.
Ученый религиовед часто участвовал во встречах, форумах и конференциях по донорству, где эта тема обсуждалась с различными религиозными деятелями, профессорами медицины. По его словам, с точки зрения канонов Ислама мусульманин не может сказать, что такая процедура (прим. посмертное донорство) ему запрещена.
«Например, если у меня спросят, почему ты не позволяешь себе распитие спиртных напитков, человек может сказать это в Священном Коране запретил нам сам Всевышний Аллах, Пророк сказал, что мусульманин не должен употреблять спиртное, это в шариате запрещено. Когда идет речь о донорстве, мусульманин так сказать не сможет. Но он отказывается иногда от донорства только потому, что в нем больше играет его человеческий фактор и ни как мусульманин, а как человек просто не хочет, чтобы резали его теле, когда он умрет, а так у мусульманина на посмертное донорство конкретных причин нет у него, чтобы отказывать. Я сам слышал про возможность оформить согласие или отказ, но пока никуда не ходил. Я подумал для меня еще есть время сходить и написать», – продолжает эксперт.
Однако, как мы видим представители обеих религий рекомендуют составлять завещание по этому вопросу.
«Исходя из того, что мы говорим, можно понять, что будет лучше оставить после себя завещание. В Коране есть сура Аль-Бакара – это самая длинная сура и в ней говорится, когда человек делает торговлю или делит свое имущество среди своих детей, если он оставит завещание, тогда не будет проблем в этом вопросе. Согласие на Egov недостаточно, нужно согласие нотариальное, чтобы документ был подписан человеком и когда он умер его родственники тоже могут увидеть завещание по процедуре донорства, где он дает разрешение или наоборот полностью отказывается», – говорит исламовед.
Что если страдающий может получить орган только после процедуры купли-продажи, как многие, например, ездят в Беларусь на пересадку почек? Это считается харамом?
«Я не могу сказать, что это полностью запрещено. Слово харам используется в тех случаях, где полностью идет запрет, донорство, как таковое не запрещено. Есть в исламе такая наука, как усул фикх, тое есть методология шариата. Например, для нас мусульман есть мясо свинины запрещено, потому что есть конкретный аят из Корана, что есть и употреблять мясо свинины запрещено. Далее, мясо баранины есть можно нам? Да, на нем запрета нет. Но если этого барана украли? Уже есть нельзя, он уже харам. Это и есть методология шариата, некая интерпретация и толкование. Это породило в девятом веке четыре мазхаба – это направление называется фикх – когда пребегают к мнению ученых в исламе. Если по одному вопросу было несколько мнений ученых, тогда мы мусульмане Центральной Азий в основном придерживаемся мнений Ханафитского мазхаба. К примеру, если у человека, спросят какая твоя религия и он отвечает – я мусульманин и моя религия Ислам, то такого человека нужно считать мусульманином, несмотря на то, что у него нет намаза», – рассказал эксперт.
В вопросах понимания данной проблемы он приводит в пример книгу И.Тургенева «Отцы и дети», указывая на разницу во взглядах поколений.
«У нас то же самое, те мусульмане, которые жили раньше нас, для них то, что происходит в двацать первом веке это немножко неприемлимо, они не видели такого понятия как переливание крови, как чей-то орган взяли и кому-то отдали. Современный человек может сказать, мы через ЭКО родили ребенка, и он не сомневается, что это его ребенок. В этом случае, когда один отец и одна мать, муж и жена, – тогда разрешается, но когда третий человек появляется, то это уже харам. Опять же, эти вопросы у нас появились в 21 веке и когда мы их изучаем, мы смотрим что о них просто не было ничего написано раньше. И тогда ученые – грамотные люди современного исламского мира берут на себя ответственность и пишут фатуа – решение ученых по какому-то вопросу. И я тоже всегда советуюсь с отделом фатуа нашего Муфтията», – пояснил он.
По вашему мнению стало больше людей, которые отказываются от переливания крови или вакцинации по религиозным причинам?
«Сейчас даже религиозные люди осовременились. Они понимают, что тоже хотят жить и при этом, иметь сотовый телефон, компьютеры, насколько бы они не ходили с бородой и не совершали пятикратный намаз, они тоже хотят сидеть в красивом ресторане, ездить на хороших машинах, – поэтому я думаю, что многие верующие люди уже понимают, что нельзя отходит от современных технологии, поэтому по религиозным причинам количество людей, отказывающихся от переливания крови или вакцинации нет, не увеличилось», – заключил ученый.
Напомним, ранее мы рассказывали о непростом пути Алибека Тогызбаева, который четыре года ждал пересадки сердца, пройдя через тяжелую реабилитацию с механическим имплантом LVAD. Его операция, состоявшаяся в феврале 2025 года, стала 100-й трансплантацией сердца в Казахстане и еще раз напомнила о нехватке доноров, из-за которой многие пациенты остаются без шанса на жизнь.
Автор: Айгерим КАЛИ