Так как, не зная масштабов явления и основополагающих факторов его развития, мы не можем выработать меры нейтрализации и профилактики, для начала необходимо хотя бы поверхностно изучить вопрос.
Ранее мы уже писали о существующих тенденциях развития организованной преступности, а сейчас расскажем об имеющихся факторах, обеспечивающих существование и развитие организованной преступности. Эти данные были собраны на основании исследований отечественных и зарубежных экспертов, занимающихся изучением деятельности преступных группировок.
Итак, эксперты выделяют следующие группы факторов, обеспечивающих развитие организованной преступности:
Группа 1. Факторы социально-экономического характера:
- свободное распоряжение финансами государства и вкладчиков, связанное со злоупотреблениями в кредитно-финансовой системе страны;
- незаконный экспорт различного вида сырья и материалов, сокрытие валютных ресурсов за границей вследствие неурегулированности рыночных отношений;
- увеличение числа маргиналов, которых легко можно вовлечь в преступную деятельность, что связано со средоточием больших финансовых средств лишь у небольшой группы – как правило, именно криминальной. Иначе говоря – виновато имущественное расслоение современного общества;
- частая легализация средств, полученных в результате незаконной деятельности;
- приватизация государственного имущества, непродуманная должным образом, что позволяет некоторым лицам без особых усилий получать большие деньги;
- рост безработицы , и как следствие – установки на криминальные способы разрешения конфликтов получают большое развитие;
- высокий спрос на услуги нелегального рынка – проституцию, наркотики, азартные игры и так далее.
Группа 1. Факторы социально-политического характера:
- снижение престижа государства в правовом регулировании экономических и рыночных отношений;
- отсутствие эффективного контроля степени законности осуществляемой экономической деятельности и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, которые являются потенциальными участниками преступных организаций;
- коммерциализация правоохранительных органов и наличие в их кадровом составе коррумпированных сотрудников, что вкупе со снижением уровня доверия населения представляет собой самый настоящий кризис;
- повышение уровня бюрократизации и коррумпировании в органах власти и управления, препятствующие развитию легальной экономики и эффективных реформ, а все вместе – подрывают высокие демократические устои государства;
- вовлеченность бизнеса в криминально-коррупционные отношения, выстраиваемые по принципу: взятки дают за всё, выбивают долги и подавляют конкурентов силой»;
- продвижение интересов определенных преступных группировок в государственном масштабе путем все тех коррупционных мер, а также поощрение возникновения пробелов в законодательстве;
- придание политике, экономике, обществу и прочим сферам жизнедеятельности государства криминальные черты.
Группа 1. Факторы социально-духовного характера:
- рост негативного настроения в области формирования ценностей и воспитания молодежи, связанный с дезориентированием молодых людей в выстраивании жизненных целей и способов их достижения;
- усиление среди населения неверия в социальную справедливость, а также снижение уровня его культуры – как общей, так и правовой;
- трансформация нравственно-моральной позиции населения с отрицательного отношения к преступности в терпимое, а порой и положительно оцениваемое.
Именно все названные факторы, сочетаясь с увеличивающимся разрывом между имеющимся уровнем доходов и тем, что хочется иметь, подталкивают ранее абсолютно благополучные слои населения к преступным действиям. Как правило, начинаются они с небольших послаблений, а далее уже развиваются в арифметической прогрессии. Что интересно, исследователи отмечают у современного общества высокий уровень психологической готовности к совершению преступных действий. Мы не будем углубляться в философию, и рассуждать, с какими процессами внутренней деятельности человека это связано, но факт остается фактом: к преступности сегодня достаточно лояльно относятся многие представители современного общества.
Так какие меры может предпринять государство для уничтожения и дальнейшей профилактики преступной деятельности? Одно из первых положений – последовательное ослабление и дальнейшее разрушение существующего симбиоза теневой экономики и коррумпированных чиновников. Это возможно при помощи всесторонне продуманного и последовательно реализованного комплекса законодательных, экономических, организационных и антикоррупционных мер. И, разумеется, важным фактором в деле борьбы с организованной преступностью является создание эффективной и прозрачной правоохранительной системы.
К такому подходу еще в начале 90-х годов призывал страны СНГ А.И. Гуров – один из основоположников теории и практики борьбы с организованной преступностью в СССР. Он говорил следующее: «Если бы мы создали замкнутую систему борьбы с организованной преступностью по типу ФБР, плюс к этому разработали блок законов по типу американского РИКО, экономические санкции, то мы загнали бы организованную преступность в её традиционные рамки, не давая ей, как спруту, расползаться».
Рахимбердин Ойрат и Тугамбекова Мадина – молодые ученые, занимающиеся изучением организованной преступности в Казахстане – уверены, что только лишь грамотными правовыми актами, как это ни прискорбно, проблему преступности не решить. В связи с этим необходимы новации в уголовно-исполнительной системе Казахстана в целом. Мадина и Ойрат предлагают составить проект Закона «О социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания», мотивируя это тем, что о необходимости его принятия говорят и практические работники и ученые.
Он восполнит сущес твующий пробел в правовой регулировке социального процесса адаптации лиц, отбывших наказание. Вот что пишут об этом сами ученые:
«Особое место в законе нужно отвести службе занятости, так как она располагает необходимой информацией о вакантных рабочих местах, налаженными связями с предприятиями и организациями, имеет финансовые возможности для оказания материальной помощи и т. д. Более того, на службу занятости следует возложить обязанность по информированию администраций исправительных учреждений о вакантных рабочих местах именно для этой категории граждан с учетом ее специфических особенностей, а также навыков и квалификации осужденных. Не секрет, что принимать на работу бывших заключенных работодатели не спешат, причем не только из-за судимости, но и вследствие их низкой квалификации, отсутствия вообще какой-либо профессии. Поэтому необходимо создать систему стимулирования работодателей, принимающих на свои предприятия лиц, отбывших наказание, с предоставлением различных налоговых льгот и преференций, а также обеспечить возможность получения бывшими заключенными новой специальности или повышения своей квалификации».
Данный закон создаст рамочные государственные стандарты, которые будут соответствовать международным, а далее ими могут воспользоваться местные исполнительные органы – областные, районные, сельские и так далее.
Также важным является увеличение количества открываемых центров реабилитации, включающих в себя наркологическую и социально-психологическую службы. Оказание помощи в трудоустройстве и предоставление временного проживания в центре тоже являются важными пунктами, однако необходимо сразу же четко определить, какое время бывший заключенный может провести в реабилитационной организации. Срок должен составляться индивидуально и учитывать два фактора: поведение и желание начать нормальный образ жизни, лишенный любого намека на преступные действия.
«Общесоциальной мерой также можно считать противодействие профессиональной преступности в сфере информации. Достоверное освещение проблем преступности и ее предупреждения позволит через средства массовой информации сделать очень многое для изменения условий, способствующих совершению преступлений. Например, особо следует выделить программы по информированию населения о мошеннических действиях, различного рода вымогательств имущества, прав на имущество, а также об уголовной ответственности за совершение подобных деяний, целях наказания и реальной жизни осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях», – пишут исследователи.
Разумеется, все предложенные ими профилактические меры будут эффективны лишь при условии комплексного подхода, когда все специфические условия, способствующие возникновению и развитию организованной преступности, будут устранены. Общие же условия, без специфических, долго просуществовать не смогут, так именно вместе они создают симбиоз тепличных условий для развития преступности, а поодиночке они быстро зачахнут и исчезнут совсем.