Айша Галимбаева – первая профессиональная казахская художница, чьи достижения и награды можно вспоминать очень долго, однако главные среди них – международное признание и любовь истинных ценителей искусства.
Айша Гарифовна всегда была решительной и храброй, и выбрала не привычные для девушек того времени традиционные прикладные ремесла, а "королеву мирового изобразительного искусства" – живопись.
В интервью "Казахстанской правде" Айша Гарифовна вспоминает, что в мир искусства пришла благодаря своей тете.
"Благодаря ей мы с сестрой обе окончили институты. Она обрадовалась, узнав, что я рисую. К тому же надо было как-то жить. И я красками на холсте рисовала ковры для базара, где изображала дедушку, бабушку, разные сценки. Они очень хорошо покупались. И тете они очень нравились, она решила отвести меня в художественное училище. А я ни слова не знала по-русски. Экзаменов я сдать, конечно, не могла. Но в училище директором был очень хороший человек — Некрасов. Моя строгая тетя повела меня к нему. «Рисовать умеешь?» — спросил он. «Умею». «Пусть ходит», — сказал он. Знаете, я его доброту никогда не забуду. И я стала заниматься со всеми. И даже на первом курсе получила премию за хорошую композицию — мне подарили этюдник с красками. Сколько было радости!".
Даже свою дипломную работу – эскизы декораций и костюмов к фильму "Песни Абая", который был черно-белым, она сделала по-своему – в цвете. Потому что иначе пошла бы против "правды в искусстве".
"Да, мне всегда было легче работать в цвете, я так видела. Эскизы всем очень понравились, и я многие раздарила преподавателям. Я возила их показывать Мухтару Омархановичу Ауэзову, когда он приезжал в Москву, встречалась с ним несколько раз".
Из художников Айша Гарифона очень любила импрессионистов: и правда, ее полотна по своей силе и разнообразию красок, свету и тому яростному стремлению к правде при изображении природы и человека в ней, роднят ее с творениями Моне, Ренуара и Дега. Чтобы не быть голословными, давайте сравним картину Айши Галимбаевой "Песнь Казахстана" с "Женщинами в саду" Клоде Моне.
Что можно увидеть на первый взгляд? На полотнах Галимбаевой и Моне – очаровательные девушки на лоне природы, находящиеся в полной гармонии с ней. Все, как и принято у импрессионистов – человек и природа, находящиеся в абсолютном равновесии. Никаких тяжелых и темных красок, только светлые, воздушные тона, создающие иллюзию видимости воздуха.
Полотно Айши Гарифовны воспевает красоту казахских девушек, которые в национальных костюмах исполняют "Песнь Казахстана", а месье Моне – очарование и шарм французских барышень. И неважно, что они говорили бы на разных языках: и Моне, и Айша Галимбаева добились главного – правды искусства.
Теперь же поговорим более подробно о ее натюрморте "Дастархан". Любовь к свету, ярким краскам, поистине сезанновское желание "обуздать ярость кисти", и стремление писать только правду – вот основные черты живописи Айши Гарифовны: "Есть такое понятие — правда искусства. Когда нет правды, какими бы красивыми красками вы ни писали, они только подчеркнут ложность замысла". Тонкое и деликатное проникновение в глубинную суть вещей и наполнение их доселе не видимым смыслом, а также отражение и дальнейшее преображение их лучших свойств – лишь малая часть того, что делает Айша Галимбаева на своих натюрмортах. И после уже даже язык не поворачивается называть составляющие полотна "мертвой натурой" – это будет просто оскорблением изображаемого.
Аккуратно и любовно, как настоящая хозяйка, художница раскладывает перед зрителем богатства своего дастархана: хворост, наполненный солнечной энергией и самым настоящим золотом, миниатюрные и изящные баурсаки, белоснежный сахар. А в центре великолепного пиршества – коржын с красивым и витиеватым орнаментом – как символ национальной принадлежности каждого из изображаемых лакомств. Не забывает художница и о необходимой игре с цветами – стоящий справа от коржына кувшин, выполненный в нарочито холодных тонах, выгодно оттеняет яркий красный цвет орнамента. "Пристрастие к изображению образцов народно-прикладного искусства совпадает с тонким пониманием красоты узора, любви к звучности краски. Декоративизм Галимбаевой, умение передать пластическую ценность вещи берут свое начало в творчестве народных мастериц с их страстью к насыщенному цвету и орнаментальному его толкованию" ("100 шедевров искусства Казахстана").
Айша Галимбаева чувствовала себя необыкновенно свободно и раскованно в избранном ею жанре: в то время натюрморты были, пожалуй, единственным жанром в живописи, свободным от идеологии. Остро чувствующая необходимость правды в искусстве, как нигде, именно в натюрморте она достигла технического совершенства, занимаясь "чистой живописью". Еще одна важная черта творчества Айши Гарифовны – превалирующее значение созидательной деятельности: обыкновенно попавшие в натюрморт «цветы должны быть срезаны; плоды и фрукты – сорваны; звери и птицы – убиты; рыбы и морские животные – выловлены» (И.Данилова). Айша Галимбаева поступает иначе: баурсаки и хворост в ее натюрморте – испечены, варенье – сварено, коржын – сшит. Художнице чужда "захватническая" позиция по отношению к вещам, главное для нее – раскрыть красоту даже самых обычных, на первый взгляд, предметов.