Казахстанская система образования вопреки распространенному мифу не стоит на месте и тестирует новые технологии не только в подготовке школьников и студентов, но и в администрировании учебного процесса. Проблем и поводов для критики остается немало, но по некоторым из них уже выработан собственный опыт, который заслуживает использования в страновых масштабах, передает Toppres.kz.
О восполнении дефицита школ,проблемах подготовки учителей и сотрудничества с родителями школьников мы поговорили с экс-руководителем столичного управления образования Ануаром Жангозиным.
– Ануар, с чего началось Ваше знакомство со сферой образования? Вы ведь не учитель по образованию.
– Я закончил мехмат МГУ, это дало мне большую гибкость в выборе профессии. Работать в сфере образовании я начал сразу после окончания университета. Тогда как раз запустился проект создания Интеллектуальных школ Первого Президента (позже переименованы в Назарбаев Интеллектуальные Школы), и я присоединился к нему почти с первых дней. До 2011 года работал в управляющей компании, а затем стал директором столичной Интеллектуальной школы.
– Как Вы попали в столичное управление образования?
– В 2016 году в управление образования меня позвал аким столицы. Тогда акимат работал над пятилетним планом развития города. После более чем пяти лет работы в Назарбаев Интеллектуальной школе у меня были и знания, и опыт, и желание применить их на городском уровне.
–С чего началась ваша работа в акимате?
– Перед всеми подразделениями акимата была поставлена одна объединяющая цель – сделать столицу комфортным городом. Для этого мы изучали опыт глобальных городов – Сингапура, Дубая, Вены, Ванкувера – и на его основе вырабатывали свои решения.
Мы всегда подчеркивали важность образования не только для социальной сферы, но и для экономики. Ведь здоровая экономика базируется на человеческом капитале, качество которого зависит именно от системы образования.
– С какими проблемами Вы столкнулись?
– Многие проблемы были связаны со стремительным ростом и развитием столицы. Иностранного опыта, на который можно было бы опереться, не было – в мире попросту нет других городов, которые бы так сильно выросли за столь короткое время.
Первым приоритетом было строительство новых школ. Вторым – повышение качества обучения, на котором негативно сказался рост количества учащихся. Мы получали множество жалоб от родителей, которые требовали от нас системных мер. И третий приоритет – внедрение новых технологий, упрощающих координацию образовательной системы.
– Как решался вопрос нехватки школ? Его с уверенностью можно назвать «больным» не только для столицы.
– В 2017 году мы составляли пятилетний прогноз зачисления детей в первые классы и ужаснулись: до 2023 года нам нужно было более 100 тысяч новых учебных мест!Мы начали бить тревогу, говорили, что если не строить ежегодно по десять школ, нас ожидает коллапс. Нам не очень верили,и я могу понять сомнение:«плюс 100 тысяч детей за пять лет» звучит фантастично.
Но затем мы показывали расчеты – сколько детей родилось в столице в последние годы, сколько детей приходит в школы, как влияет на ситуацию активная миграция и текущий дефицит. Получалась потребность примерно в 120 тысяч мест, а это минимум 50 школ.
В 2017-2018 году аким «выбил» в Правительстве бюджет для образовательной сферы для пятилетнего плана развития города. Затем мы приступили к планированию потребности по районам, выбору участков, подготовке проектной документации.Сейчас, когда эти школы вводятся в эксплуатацию, даже не веришь, что когда-то это было только на бумаге.
– С 2018 года также началось внедрение подушевого финансирования в школах.
– Да, мы предложили Министерству образования начать его полномасштабное внедрение именно в столице,потому что, по нашему мнению,она должна была стать площадкой для внедрения новых технологий и проектов в образовании, которые затем можно эффективно масштабировать в рамках страны.
Подушевое финансирование позволило решить множество вопросов – от ремонта и оснащения имеющихся школ до строительства новых.В первый же год внедрения подушевого финансирования открылось несколько новых частных школ. В 2017 году их было 12, сейчас уже около 30. И еще столько же строится.
Поначалу инвесторы, у которых есть школы, не верили, когда мы говорили, что готовы создать для них все условия: дать подушевое финансирование, бесплатно предоставить земли в хороших районах, субсидии, полное сопровождение. Но после того, как были подписаны первые контракты, сразу пошел поток инвесторов. Заявки приходят в акимат до сих пор.
– Подушевое финансирование предполагает расширение автономии школ, у директоров появляется больше свободы. Не вызвало ли это дополнительных проблем?
– Повышение автономии школ – это очень важный шаг и эффективная мера. При правильных условиях и четком видении развития школы самостоятельно могут реализовать значительно больше, чем в рамках жестко централизованной системы.
– Что Вы понимаете под правильными условиями?
– Например, единая облачная бухгалтерия. Это был новый для сферы проект, когда всю систему образования в рамках города перевели на единую облачную бухгалтерию. Мы привели к единому уровню все закупочные цены, провели мониторинг штатов школы. Эффект был потрясающий: в первый же год внедрения только по школам сэкономили несколько сот миллионов тенге.Они пошли на ремонт, оснащение школ и премии.
Вообще открытость и прозрачность всегда были приоритетом. Мы провели большую работу в рамках проекта «Астана – адалдық алаңы» совместно с Агентством по противодействию коррупции. Нас поддержали родители, они активно участвовали, например, в мониторинге качества питания, отборе арендаторов для столовых,отслеживании готовности школ к новому учебному году. И это тоже был первый такой проект в стране.
– На какие цели были направлены сэкономленные средства?
– Мы с директорами школ выработали единые подходы к использованию средств. Ключевым требованием было обеспечение комфорта и безопасности: шкафчики для начальных классов, питьевые фонтаны, система видеонаблюдения. К примеру, мы создали единую карточную систему, когда картой от школьного турникета можно оплачивать проезд в автобусе и питание в столовой. Школы начали обустраивать пространства с современным дизайном, открывать лаборатории – от гидропоники до виртуальной реальности.
– Решился ли в итоге вопрос переполненных школ в столице?
– Он, конечно, еще не решен полностью. Но есть конкретный план, в рамках которого обеспечено финансирование.По нему уже несколько лет ведется активное строительство и государственных, и частных школ.Думаю, эта проблема в течение нескольких лет будет решена.
Обратите внимание: несмотря на большой прирост учеников, число переполненных школ в последние годы не увеличивается. При этом основной объем ввода школ в эксплуатацию еще впереди.
– Но без подготовленных учителей строить и оснащать школы бессмысленно.
– Решить вопрос нехватки учителей может только повышение интереса к профессии педагога. Страны с лучшими системами образования создают такие условия, что учителями становятся лучшие выпускники вузов. В первую очередь это финансовые стимулы. В нашем случае в этом направлении есть ощутимый прогресс.
Кроме того, нужно постоянно работать над повышением квалификации учителей. Этот процесс должен опираться не столько на отдельные курсы, сколько на развитие каждой школы в качестве самодостаточного центра компетенций. На вооружении есть готовые методики и технологии, позволяющие учителям самим выявлять проблемы с преподаванием и решать их.
Также необходимо развивать сотрудничество между школами. Проблемы, которые сложно решить одной школе, могут быть решены совместно группой школ через коллаборацию и обмен опытом. Эти подходы мы применяли на уровне столицы, и они дали очень хороший эффект.
– В данный момент Вы работаете в «Академии Елбасы». Какими проектами она занимается?
– Мы реализуем проекты, связанные с образованием и воспитанием детей и молодежи. В этом году уже во второй раз будем проводить олимпиаду для сельских школьников «Мың бала». Это отличный «лифт», который дает школьникам из сельских школ проявить свой талант, показать себя. Еще один проект – онлайн-школа «BirgeOqý», в рамках которой сельские школьники получают доступ к актуальным учебным материалам. Воспитательная составляющая заложена в проекте «Медаль Елбасы». Он призван поощрить активных молодых людей, которые стремятся развиваться.В разработке есть еще несколько проектов, после их запуска мы расскажем о них подробнее.