Объём производства в автомобильной промышленности Казахстана, по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, за три квартала текущего года составил 1,2 трлн тг — на 8,5% меньше, чем за аналогичный период 2023-го. Несмотря на некоторый спад объёмов выпуска, автопром по-прежнему остаётся основным драйвером машиностроения РК. Так, доля производства автотранспортных средств за январь–сентябрь 2024 года составила 39,4% от отрасли машиностроения (и 7% от всей обрабатывающей промышленности страны), передает Toppress со ссылкой на Energyprom.kz.
В региональном разрезе более половины объёма выпуска в отрасли автомобилестроения пришлось лишь на Костанайскую область, где расположен автозавод Allur («СарыАркаАвтопром»): 633,8 млрд тг. Более того, доля автопрома там достигла 84,7% от машиностроения и сразу 46,2% от всего объёма обрабатывающей промышленности в регионе, что делает автомобильную индустрию ведущим и определяющим драйвером экономики области.
Следом по объёмам производства идёт Алматы с автозаводами Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto: 359 млрд тг. При этом доля автопрома от машиностроения в городе составила 69,9%, а от обрабатывающей промышленности — 29,4%.
На остальные регионы в совокупности пришлось 17,3% от всего объёма производства автомобилей, прицепов и полуприцепов: 208,3 млрд тг.
В натуральном выражении за три квартала текущего года было произведено 92,2 тыс. автотранспортных средств — на 15,8% меньше, чем за аналогичный период 2023-го.
Сразу 90% всего производства традиционно пришлось на легковые пассажирские автомобили: 82,9 тыс. авто. Выпуск грузовых автомобилей составил 5,9 тыс. единиц, автобусов — 1,8 тыс., прицепов и полуприцепов — 1,2 тыс. Также было произведено 386 специальных и специализированных автомобилей.
Согласно данным профильной Казахстанской автомобильной ассоциации, за январь–октябрь 2024 года в стране было произведено уже 104,9 тыс. автотранспортных средств, 62,9% из которых пришлось лишь на один автомобильный завод — костанайский Allur. Для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года доля Allur составляла 61%, по итогам 2019-го — чуть более половины всей отрасли автопрома, а в 2016 году — 22%.
Следом идут Hyundai Trans Kazakhstan с удельным весом на рынке в 30,5% и СемАЗ с долей в 3,6%. На остальные автозаводы пришлось лишь 3% от всего производства автотранспортных средств.
Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в Казахстане по итогам октября текущего года достигли 21,5 тыс. ед. — на 20,1% больше, чем в прошлом месяце, и на 18,3% больше по сравнению с октябрём 2023-го. Стоит отметить, что объём продаж в октябре — самый большой в текущем году.
В разрезе дистрибьюторов более половины продаж новых автомобилей в октябре пришлось только на Allur: 50,7%, или 10,9 тыс. авто, что является рекордом по ежемесячным продажам в 2024 году среди дилеров РК как в абсолютном значении, так и по удельному весу на рынке. Следом идёт Astana Motors: 31,9%, или 6,9 тыс. проданных новых автомобилей. На прочих дистрибьюторов суммарно пришлось 17,4% от авторынка.
Среди брендов автомобилей по продажам в октябре текущего года лидирует Chevrolet: 6,3 тыс. авто. Следом идут Hyundai (3 тыс. автомобилей), Kia (2,4 тыс.), Chery (1,4 тыс.) и Haval (1,3 тыс.).
В разрезе моделей абсолютным лидером в октябре стала Chevrolet Cobalt: сразу 5,9 тыс. автомобилей, что является рекордом по продажам одной модели за месяц. Следом идут Hyundai Tucson и Kia Sorento: 1,3 тыс. и 746 автомобилей соответственно.
За январь–октябрь текущего года в РК было продано 158,6 тыс. новых автомобилей — на 1,5% больше, чем за аналогичный период 2023-го. В разрезе брендов больше всего продаж новых авто пришлось на Hyundai: 34,2 тыс. машин. Следом идут Chevrolet (22 тыс.) и Kia (19,5 тыс.).
В разрезе моделей по количеству проданных новых автомобилей ожидаемо также лидирует Chevrolet Cobalt: 18,2 тыс. авто. Следом идут Hyundai Tucson и Kia Sportage: 17,4 тыс. и 7,8 тыс. машин соответственно.